Урок химии по теме "В мире чудес". 3–5-й классы

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Место урока: 3-4-5 классы. Предмет: окружающий мир (неделя естественных наук).

Группа ведущих: 4 человека (2 – читают текст, 1 – следит за презентацией, 1 – фотограф и следит за соблюдением правил ТБ «помощниками» из зрителей)

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация (Microsoft Power Point)
  2. Памятка-1: «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории» (Приложение). Памятка-2: «Первая помощь при несчастных случаях» (Слайд 5)
  3. Содержимое лабораторного лотка

    Оборудование: 7 химических стаканов и 2 пробирки, пронумерованные маркером; стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, резиновая пробка, фарфоровая чашка, тигельные щипцы (нож), зажигалка, вата.

    Вещества:

    • растворы:дистиллированная вода (H2О), питьевая сода (NaHCO3 в ст.№1), известковая вода (Са(ОН)2 в ст.№2), соляная кислота (HCl в ст.№3), фенолфталеин (ст.№4), гидроксид натрия (NaOH в ст.№5), серная кислота (H2SO4 в ст.№6), 2 склянки с эфирным маслом, слабый раствор марганцовки (KMnO4 в пр. №1), спирт (C2H5ОН), крахмальный клейстер, слабый раствор Люголя, слабый (3%-ный) хлорид железа (III) FeCl3; 3%-ный роданид калия (тиоцианид калия KCNS);
    • твердые вещества: 0,5 таблетки активированного угля
  4. Халат, в классе должна быть раковина с водой.
  5. «Гусиное перо» (палочка), детский меч (или тупой нож), небольшой лоскут белой материи (платок), альбомный лист белой бумаги, кисточка (или пульверизатор).

Ход урока

(курсивом описаны действия зрителей и ведущих, обычным шрифтом – речь ведущих, «объяснения» в опытах приведены для ведущих). В начале урока выбирают 4 помощника из зрителей.

Слайд №2-1:

Ведущий 1:

– Наш урок называется «В мире чудес», а что такое чудеса? (зрители дают различные варианты ответов).

– В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (В сказках).

– Правильно! (щелчок мышью)

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят необычные явления – звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым. Попробуем хоть немного разобраться в сказочных превращениях. щелчок на  (рис.1)

Слайд №3:

Ведущий 1: – Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах». Попробуем получить «молоко» из «воды»

Опыт №1: «вода» – «молоко» – «вода»(провопроводит помощник 1, перед опытом надевает халат, после – моет руки).

Подготовка: В три стакана, пронумерованных маркером, на ¼ объема наливают растворы:

№1 – 5-8%-ный питьевой соды (бесц.)

№2 – известковая вода (бесц.)

№3 – 10%-ный соляной или азотной кислоты

Проведение: Прилить №1 к №2 – «молоко», затем к №3 – опять «вода» газированная. Каждый раз растворы перемешивают стеклянной палочкой.

Объяснение: «молоко»: 2NaHCO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + Na2СO3 + 2H2О

№2 + №3: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Na2СO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Давайте, попробуем получить малиновый сок

щелчок мышью.

Опыт №2: «вода» – «малиновый сок» – «вода» (проводит помощник 2, перед опытом надевает халат, после – моет руки).

Подготовка: Дно трех стаканов смазывают крепкими растворами:

№4 – фенолфталеина (бесц.) ; №5 – едкого натра ; №6 – серной кислоты

Проведение: В №4 на ¼ объема наливают воду, затем переливают №4 в №5 – «малиновый сок»

Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды.

Переливают №5 в №6 – опять «вода». Каждый раз растворы перемешивают стеклянной палочкой.

Объяснение: В №4 – образуется бесцветный раствор фенолфталеина. При переливании в №5 он становится малиновым, т.к. среда щелочная. В №6 происходит нейтрализация, и раствор снова обесцвечивается: NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Ведущий 2: пытается выпить полученный раствор, но Ведущий 1 его останавливает:

щелчок мышью. Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях!

Слайд №4:

Ведущий 2: А если серьёзно, то помните!!! (показывает на заранее прикрепленную памятку-1 на доске) – в химической лаборатории нужно соблюдать технику безопасности.

Ведущий читает правила 1 – 3 с памятки №1 щелчки мышью соответственно пунктам.

Слайд №5:

Ведущий 1: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам – отравлениям, ожогам, пожару.

Настоящий химик должен знать не только, как правильно обращаться с веществами, но и как оказать первую помощь пострадавшему, если несчастный случай все-таки произошел.

1. Первая помощь при отравлениях

щелчок мышью (прочитать текст с памятки-2)

Давайте попробуем доказать, что активированный уголь спас бы нашего (имя ведущего), если б он выпил сказочный «малиновый сок" щелчок на видео «Адсорбционная способность угля» (02:03)

Опыт №3: адсорбционная способность угля (проводит помощник 3, перед опытом надевает халат, после – моет руки).

Подготовка: в пробирку №1 налить слабо-розовый раствор марганцовки (полпробирки)

Проведение: в пробирку добавить пол таблетки активированного угля и закрыть пробкой. Тщательно перемешать содержимое до обесцвечивания раствора. Уголь отфильтровать через фильтровальную бумагу (воронка, стакан №7).

Объяснение: Уголь обладает способностью поглощать своей поверхностью другие вещества, с которыми вступает в соприкосновение – адсорбцией.

Ведущий 2:

2. Первая помощь при ожогах

щелчок мышью (прочитать текст с памятки-2). Если ожог произошел от определенного вещества, то необходимо знать «противоядие», например от ожога кислотой – раствор соды.

щелчок на видео «Ожог серной кислотой» (00:25)

3. Действия при пожаре

щелчок мышью (прочитать текст с памятки-2). Но некоторые вещества горят даже в воде, и тушить водой их нельзя.

щелчок на видео «Горение воды во фторе» (00:17)

Слайд №6:

Ведущий 1: Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?

Опыт №4: несгораемый платок проводит ведущий 2

Ведущий 2: Попробую я поджечь этот платок.

Подготовка: смочить платок в воде и слегка отжать (в фарфоровой чашке).

Проведение: заготовку смочить в спирте и поджечь, используя тигельные щипцы (или нож). Опыт проводят над раковиной.

Объяснение: Спирт сразу вспыхивает – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.

2C2H5ОН + 7O2 = 4СO2 + 6H2О спирт испаряется быстрее воды и сгорает.

Платок остался невредимым (сухой платок передать зрителям). Вы можете объяснить, почему так происходит? (зрители дают различные варианты ответов и приходят к выводу, что дело в особых свойствах ткани платка).

Ведущий 2 ведущему 1, который что-то демонстративно пишет «гусиным пером» (палочкой)

Что ты там делаешь?

Ведущий 1: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот и тренируюсь – составляю рецепт «невидимых чернил».

Ведущий 2: Ну и как? Получается?

Ведущий 1: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь написана формула и название того вещества, которым был пропитан ваш «волшебный» платок. Это вещество является самым важным и самым распространенным на Земле.

Ведущий 2: Где? Тут же ничего нет!

Ведущий 1: Но это же «секретные чернила»! Ребята, так как вы думаете, название какого вещест– ва здесь записано? (вода). Проверим, так ли это.

Опыт №5: «тайные письмена» (проводит Ведущий 1)

Подготовка: готовят крахмальный клейстер, которым на фильтровальную бумагу наносят: «Вода. H2О». Бумагу просушивают.

Проведение: заготовку из пульверизатора обрызгивают слабым (желтоватым) раствором Люголя («йодом»); можно использовать кисточку. Надпись «проявляется» синим цветом.

Объяснение: используется качественная реакция на крахмал

Ведущий 2: Да уж, сказочным героям приходится нелегко – а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их поранят – так и на то «живая вода» есть!

Опыт №6: «кровь без раны» (проводит Ведущий 2 с помощником 4)

Проведение: Ваткой промывают ладонь желтым раствором хлорида железа (III) – «обеззараживают», а бесцветным раствором роданида калия смазывают детский меч (тупой нож). Далее мечом проводят по ладони помощника: на бумагу обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают ватой, смоченной бесцветным раствором фторида натрия – «живой водой» – рана заживляется.

Объяснение: используют качественную реакцию на Fe3+: FeCl3 + 3 КCNS = Fe(CNS)3 + 3 KCl малодиссоциирующий

При добавлении фторида роданидные комплексы железа (III) разрушаются с образованием бесцветного иона [FeF6]3-: Fe(CNS)3 + 6NaF = Na3[FeF66] + 3NaCNS.

Слайд №7:

Ведущий 2: Фу, каким-то духом пахнет!

Ведущий 1: Наверное, злой джин, которого выпустил из бутылки один из наших сказочных героев. А если серьезно, то напоследок поговорим о важных правилах техники безопасности при обращении с газообразными веществами.

Многие газообразные вещества ядовиты, иногда всего несколько глубоких вдохов такого яда может привести к смерти. Поэтому очень важно научиться правильно определять запах вещества.

щелчок мышью

Один ведущий читает правило 4 с памятки-1; другой показывает. Затем оба ведущих проносят склянки с эфирными маслами между рядами, а зрители правильно определяют запах.

Слайд №8:

Ведущий 2: Кроме того, газообразное вещество может быть горючим, например природный газ – в некоторых домах есть газовые плиты. Нельзя допускать, чтобы он скапливался в помещении, может взорваться.

Еще горючий газ – легкий водород. Люди не сразу узнали, что он такой опасный. Им наполняли дирижабли, так как его лёгкость позволяла быстро взлететь. Но часто происходили несчастные случаи: газ загорался в небе и путешественники погибали…

щелчок на видео «Дирижабль с водородом» (00:21)

Ведущий 1: Если вернуться в сказки, то вспоминается еще один персонаж – огненный дракон.

щелчок мышью Где-то он добрый, где-то злой, но в любом случае – загадочный. Читает со слайда. Жили драконы или нет – покажет время, ведь когда-то ученые сомневались и в существовании динозавров… щелчок на

Слайд №2-2:

Ведущий 2: Сегодня мы совершили путешествие в страну сказок. Но ведь чудеса совершаются не только в сказках, а где еще? (зрители дают различные варианты ответов). щелчки мышью.

Ведущий 1: Разве не чудо светящееся брюшко светлячка? Аромат и красота цветка? Разве мало чудес мы сегодня совершили в нашей химической лаборатории? Мы думаем, нам есть еще, о чём поговорить на новых встречах…

Спасибо за внимание и интересную работу!

Информационная поддержка и методическая основа разработки урока:

  1. Иванова А.В. «Экскурсия в кабинет химии» www.teacherjournal.ru/shkola/ximiya/963-vneklassnoe-meropriyatie-dlya-uchashhixsya-5yx-klassov-lekskursiya-v-kabinet-ximiir.html
  2. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Ахлебинин А.К. и др., 2006 г. ООО «1С-Паблишинг».
  3. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004 г, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ
  4. Ресурсы сети Интернет: school-collection.edu.ru/ и др.