Техника безопасности на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Вступление.

В настоящее время значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создание в детстве и юности надёжной основы будущей долголетней и здоровой жизни, значительно возрастает.

Одним из важнейших требований к занятиям физическими упражнениями с целью сохранения и укрепления здоровья является изучение, и соблюдение основ правил по технике безопасности. Эти правила необходимо знать и строго соблюдать в своей практической деятельности по физическому воспитанию.

Учитель физической культуры или лицо проводящее занятия по физическому воспитанию несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся. Поэтому изучение основ техники безопасности является одним из важнейших условий по профилактике возможного травматизма на занятиях, содействует укреплению и сохранению здоровья.

Настоящий тест позволяет:

  1. более качественно изучить вопросы техники безопасности;
  2. вносит разнообразие и интерес к изучаемым вопросам;
  3. развивает ответственность учащихся к изучению техники безопасности;
  4. регулярные тестирования позволяют совершенствовать полученные знания.

Содержание.

Вступление.

1. Назначение и содержание программы “Тест по технике безопасности на уроках физической культуры”.
2. Порядок работы с тестирующей программой.
а) режим контрольно-обучающий
б) режим контрольный (на оценку).
3. Назначение программы Test maker (конструктор тестов).
4. Преимущество компьютерного тестирования.
5. Приложение 1. (Перечень вопросов и вариантов ответов по ТБ.)
6. Литература.

Название теста “Техника безопасности на уроках физической культуры”.

Составил – Пашков А.И. Программное обеспечение Квашнина М.Г.

Цель тестирования: Обучение и совершенствование техники безопасности на уроках физической культуры как основы профилактики снижения травматизма.

Знание техники безопасности является основой профилактики травматизма и позволяет снизить возможный травматизм на уроках физической культуры.

1. Назначение и содержание программы “Тест по технике безопасности на уроках физической культуры”.

Программа предназначена для проведения контрольно-обучающего и контрольного (на оценку) тестирования учащихся по технике безопасности на уроках физической культуры.

Вопросы для тестирования охватывают все разделы программы по физической культуре – лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и стрельба. Общее количество вопросов – 70. На раздел лёгкая атлетика отводится 15 вопросов, гимнастика – 15, лыжная подготовка 15, спортивные игры, плавание, стрельба – 25 вопросов. Приложение 1 (перечень вопросов и варианты ответов).

Тестирование проводится один раз в четверть, т.е. четыре раза в год. После каждого тестирования учащемуся выставляется оценка в журнал. Проведение тестирования каждую четверть на оценку позволяет учащимся более ответственно относиться к изучению техники безопасности, постоянно совершенствовать полученные знания, тем самым более качественно решать задачу по изучению техники безопасности на уроках физической культуры.

2. Порядок работы с тестирующей программой.

Программа предусматривает возможность работы в двух режимах:

а) контрольно – обучающем.

б) контрольном (на оценку).

При запуске программа Tester предлагает выбрать тест. В данном случае “ТБ на уроках физической культур.

После выбора теста программа начинает работать в контрольно – обучающем режиме.

Появляется диалоговое окно, которое выглядит следующем образом.

В этом режиме можно тренироваться в ответах на вопросы, передвигаясь по всем вопросам теста с помощью кнопок навигатора (внизу слева). Самая левая кнопка переместит к первому вопросу теста, вторая кнопка переместит к предыдущему вопросу, третья кнопка переместит к следующему вопросу, самая правая кнопка переместит к последнему вопросу теста. Отвечая на вопрос надо поставить галочку слева напротив верных утверждений. Можно самостоятельно проверять правильность ответа с помощью кнопки "проверка ответа" (внизу). Если ответ верный, то при нажатии кнопки "проверка ответа" появляется сообщение,

а в случае ошибок появляется сообщение,

Для того чтобы узнать правильный ответ надо нажать кнопку " Yes " или попытаться найти еще раз найти правильный ответ самостоятельно. Для этого надо нажать кнопку " No ".

б) Проведение контрольного (на оценку) тестирования.

Программа имеет две формы тестирования на оценку:

  • стандартное тестирование (тест состоит из 20 вопросов),
  • нестандартное тестирование (тест состоит от 5 до 70 вопросов).

Экран тестирующего окна коричневого цвета.

Для проведения тестирования на оценку необходимо, чтобы тестируемый ввёл свои данные. Фамилию, имя – можно вводить только буквами, а данные правого списка буквами и цифрами. Например, можно написать 9А, но нельзя писать 9 "а".
После этого нужно нажать на кнопку "тестирование на оценку" На экране появится диалоговое окно с просьбой подтвердить правильность введенных данных.

Если данные введены с ошибками необходимо нажать кнопку " No " и программа вернется в контрольно-обучающий режим работы.

В случае если данные введены верно необходимо нажать клавишу " Yes " и на экране появится диалоговое окно выбора режима тестирования

Здесь следует сделать пояснения для преподавателей проводящих тестирование. В стандартном режиме тестирования на оценку создается представительная выборка из 20-ти вопросов. Эта выборка создается с помощью датчика случайных чисел из всего множества возможных вопросов теста. Оценка ставится компьютером в 5-ти бальной системе по следующим критериям: 20 правильных ответов из 20-ти возможных – оценка 5+; 19 – 5; 18 – 5-; 17 – 4+; 16 – 4; 15 – 4-; 14 – 3+; 13 – 3; 12 – 3; 11 – 3-; 10 – 3-; от 0 до 9–2. Время на тестирование затрачивается около 7 минут, а фактор везения или невезения практически отсутствует.

Стандартный тест (20 вопросов).

Если тестируемый выбирает стандартный тест, то появляется тестирующее окно.

Как происходит сам процесс тестирования на оценку?

Учащийся отвечает на текущий вопрос и нажимает кнопку "следующий вопрос". Перед ответом на последний вопрос кнопка "следующий вопрос" преобразуется в кнопку "оценка" после ответа на последний вопрос выдается сообщение об оценке.

В стандартном режиме тестирования сообщение об оценке будет выглядеть примерно так:

 

  • Нестандартный тест (от 5 до 70 вопросов).

Некоторым преподавателям может потребоваться выборка другой длины, например 10 или 50 вопросов. Поэтому в программе введен режим " нестандартного теста, " в котором можно изменять количество вопросов от 5 до N-1, где N – число вопросов в тесте. В этом случае вместо пятибалльной оценки ставится пятибалльный коэффициент, рассчитанный по формуле:

k = (число правильных ответов/число заданных вопросов)*5, где k – пятибалльный коэффициент.
Например, у учащегося 7 правильных ответов на 10 вопросов случайной выборки, коэффициент k = 3.5.Следует помнить, что в тесте, состоящем из 5 вопросов оценка становится не вполне объективной, а очень длинные – около 50 вопросов занимают много времени – примерно 20 минут.
Итак, если нажать клавишу "Yes ", то программа Tester начинает работать в стандартном режиме. В случае если нажата клавиша "NO ", появится диалоговое окно, в котором будет предложено задать число вопросов в выборке из теста. Например:

После успешного ввода данных таймер начинает отсчитывать время тестирования с нуля, а программа переходит в режим тестирования на оценку. По окончании ставится оценка.

В режиме нестандартного теста (выборки нестандартной длины) сообщение будет выглядеть примерно так:

Вид формы тестирующего окна в режиме тестирования на оценку сильно отличается от вида формы в учебно-тренировочном режиме. Во первых изменился цвет формы (в учебно-тренировочном режиме экран синего цвета, в тестировании на оценку – коричневого), чтобы преподаватель мог издалека видеть в каком режиме работает ученик. Во вторых исчезли кнопки " Проверка ответа " и " Загрузить тест ", то есть учащийся в этом режиме не может узнать правильный ответ как он это мог сделать в контрольно-обучающем режиме и загрузить тест снова, если он начал отвечать неудачно. Некоторые особо хитрые учащиеся могут попытаться запустить копию программы для того, чтобы подсматривать в ней правильные ответы в контрольно-обучающем режиме. В этом случае на экран будет выдано следующее сообщение:

Чтобы избежать подсказок со стороны соседей необходимо обращать внимание на цвет формы. Либо все тренируются, либо все отвечают на оценку. В противном случае учащиеся скооперируются, и будут помогать друг другу.

При выводе результата выдается звуковой сигнал. Преподаватель может учесть время, затраченное на ответы теста. Интерпретировать пятибалльный коэффициент как пятибалльную оценку. Например, коэффициент 3,5 можно рассматривать как оценку 4-. После выставления оценки программа Tester возвращается в контрольно-обучающий режим.

3. Назначение программы Test_maker (конструктор тестов).

Программа Test_maker (конструктор тестов) предназначена для создания и редактирования тестов. Эта программа устанавливается после установки программы Tester на компьютер преподавателя в туже папку куда установлена программа Тester.

(Поверх программы Tester.)

При запуске программы конструктора тестов появляется диалоговое окно.

Нажимается кнопка “Создать тест” – появляется окно с вопросом о названии теста.

После того, как дано название тесту появляется диалоговое окно.

И разрешение продолжить создание теста в режиме редактирования.

После того, как нажимается кнопка “Редактирование”, появляется окно, в котором и происходит создание и редактирование тестов.

Преподаватель вносит в верхнее окно вопросы, определяет варианты ответов (от 2 до 7) и ставит “галочку” против правильного ответа.

Также конструктор тестов позволяет создавать вопросы, включающие графические изображения.

После создания теста, он регистрируется. Код доступа известен только создателю данного теста.

4. Преимущества компьютерного тестирования.

Стандартным критерием подготовленности учащегося являются его текущие оценки. Это, в общем-то, достаточно хороший инструмент для отслеживания уровня качества образования. Тестирование (как вариант – компьютерное тестирование) является одним из способов контроля качества знаний.

Плюсы очевидные:

  • не требуется присутствие преподавателя (достаточно оператора, или самого тестируемого);
  • доступность (в любое удобное время);
  • возможность произвольного выбора количества вопросов в зависимости от времени;
  • возможность повторения тестирования;
  • подготовка к тестированию идет на той же самой программе, на которой производится окончательное тестирование;
  • уровень вопросов по технике безопасности является универсальным для широкого круга учащихся.

Вопросы для тестирования по технике безопасности на уроках физической культуры.

Раздел гимнастика.

1.Порядок выполнения сложных физических упражнений на гимнастических снарядах?

А) только с преподавателем.
Б) самостоятельно,
В) со страховщиком.

2. Порядок выполнения изученных физических упражнений на гимнастических снарядах?
А) самостоятельно,
Б) с тремя страхующими,
В) со страхующим.

3. При выполнении физических упражнений потоком (один за другим):
А) выполнять упражнение произвольно (когда захочется),
Б) выполнять упражнение быстро,
В) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Можно ли выполнять упражнения на гимнастических снарядах с влажными руками?
А) Можно,
Б) можно, соблюдая осторожность,
В) нельзя.

5. При выполнении другими учащимися физических упражнений стоять:
А) на достаточном расстоянии от снаряда не создавая помехи,
Б) стоять рядом со снарядом.
В) ходить вокруг снаряда.

6. При выполнении физических упражнений нужно
А) громко разговаривать, смеяться,
Б) быть внимательным и соблюдать тишину,
В) мешать выполнять физические упражнения другим.

7. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться:
А) на “жёсткие ноги”,
Б) стремясь выполнить кувырок или перекат,
В) мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

8. В местах соскоков со снаряда:
А) должно быть чисто,
Б) должен лежать гимнастический мат,
В) должен сидеть страховщик.

9. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потёртостей на ладонях, а также при плохом самочувствии:
А) продолжить занятия со страховкой,
Б) прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
В) уйти с занятия к врачу.

10. При неисправном гимнастическом снаряде:
А) не заниматься на этом снаряде,
Б) выполнять упражнение на снаряде, соблюдая осторожность,
В) выполнять упражнение со страховкой.

11. Следует ли после длительной болезни приступать к разучиванию сложных гимнастических упражнений:
А) нельзя,
Б) можно, со страховкой,
В) можно, соблюдая осторожность.

12. Вход в спортивный зал:
А) разрешается в спортивной форме,
Б) разрешается только в присутствии преподавателя.
В) разрешается в присутствии дежурного.

13. Установка и переноска снарядов в зале:
А) запрещается,
Б) разрешается по указанию дежурного,
В) разрешается только по указанию преподавателя.

14. Выход учащихся из спортивного зала возможен:
А) по необходимости,
Б) по желанию,
В) по разрешению преподавателя.

15. Могут ли учащиеся, освобожденные в данный момент от занятий физическими упражнениями, привлекаться в качестве страхующих:
А) могут всегда,
Б) категорически запрещено,
В) могут по два человека.

Литература.

  1. Сабянин Ф.И., Замогильнова А. И. Основы теории физической культуры 10–11 классы: Учебное пособие. – М., 2006 г.
  2. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Методическое издание. – М., 1998 г.
  3. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. Пособие для учителей. – М.,1984 г.
  4. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.,1987 г.
  5. Инструкции по технике безопасности на уроках физической культуры.