Модуль – рейтинговая система контроля профессиональной подготовленности студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


Основной целью данной системы является повышение качества учебно-познавательной деятельности студентов на основе объективизации процесса оценки их подготовленности.

Структура разработанной рейтинговой системы представлена отдельными блоками: рейтинг, экспертная творческая группа и группа помощи, объеди­нённые руководством преподавателя. Все материалы из этих блоков находятся в банке данных компьютера.

Основными задачами блока «Рейтинг» являются:

  • активизация и стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов;
  • объективизация оценки уровня их подготовленности;
  • воспитание позитивной общественной активности обучающихся;
  • определение наиболее подготовленных студентов на каждом курсе обучения.

В основу функционирования блока положены жесткие требования к комплексной оценке учебно-познавательной деятельности учащихся в диапазоне от 10 до + 10 баллов.

Усвоение учебной информации оценивается по уровням. На основе этих данных определяется качество знаний. В данный блок в обязательном порядке входит оценка физической подготовленности, как одного из важнейших критериев профессиональной компетентности по шкале от 0 до 10 баллов. В целях формирования мотивов, а также стимулирования интереса к учебному процессу используется система поощрительных коэффициентов для таких критериев, как активность (20%), досрочность (10%), сложность (30%)  от суммы набранных баллов и  т.д..

В данном блоке также предусмотрены и штрафные санкции за нарушение учебной дисциплины. За опоздание студент получает два, за пропуск занятия – 10 штрафных баллов (систему штрафов разрабатывают самостоятельно с учётом  своих особенностей).

Для поощрения студентов имеется призовой фонд баллов, которые они получают за дополнительно выполненную работу, высокое качество усвоения материала, сложность и научное обоснование заданий, работу в блоках системы. Данный фонд по каждому из перечисленных видов учебно-познавательной деятельности составляет от 20% до 30% от максимального балла.

Алгоритм определения индивидуального рейтинга студента можно представить в виде последовательного выполнения следующих операций:

– протоколирование и автоматизированное занесение результатов учащихся в определенные протокольные формы в базы данных системы «Рейтинг, при этом студент видит свой результат за работу на данном занятии, а также динамику своего продвижения по уровням усвоения учебного материала в сравнении с его достижениями на предыдущих занятиях;
– определение индивидуального рейтинга студента на основе суммирования мест, занятых им по двум позициям:

а) ранговое место суммы баллов;
б) ранговое место качества знаний.

Победителем является учащийся, имеющий наименьшее значение суммы занятых мест. При равенстве данного показателя у нескольких студентов преимущество получает имеющий более высокий показатель качества знаний;

– распечатка полных протоколов окончательного рейтинга с индивидуальными данными по каждому критерию,  характеризующими успешность учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основные задачи блока «Экспертная группа»:

  • дальнейшая активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • выявление оптимального и объективного режимов функционирования рейтинговой системы в целом;
  • разработка новых, перспективных организационно-содержательных аспектов развития системы оценивания профессиональной компетентности учащихся.

Функционирование данного блока обеспечивается учебно-исследовательской деятельностью 5 студентов из 20 лучших по рейтингу, каждый из которых может привлечь к своей работе еще по 2 студента из числа обучающихся не входящих в лидирующую группу (первые 20 мест). Основное содержание работы коллектива данного блока – проведение опросов, анкетирования, апробация и оценка новых компонентов системы рейтинга, принятых экспертами совместно с «творческой группой».

Задачами работы «Творческого блока» являются:

  • развитие креатических способностей;
  • формирование познавательной и профессиональной самостоятельности;
  • пополнение банка данных научно-методической информацией, но­выми учебными, обучающими и контролирующими программами, создание банка тестов, контрольных заданий, комплектование практических заданий, презентационного материала и т.д..

Содержание работы студентов, входящих в блок: поиск и подбор научно-методического материала, пользующегося спросом у студентов; составление тестовых заданий и кадров-анонсов; подбор материала и выпуск ежемесячного информационного журнала «Методический меридиан».

Основными задачами блока «Группа помощи» являются:

  • воспитание социальной активности;
  • развитие способностей эффективного самостоятельного подбора изучения учебного материала;
  • формирование ответственного отношения к профессиональной подготовке.

Содержание работы студентов, входящих в блок: оказание помощи при проверке знаний своих товарищей, оценивание их достижений, участие в принятии заданий по отработке пропущенных занятий; активная помощь преподавателю.
По истечении определенного периода времени (как правило, месяца) студенты из каждого блока отчитываются о проделанной работе и намечают со­званный между блоками план дальнейших мероприятий и систему по их реализации.

Характеризуя систему рейтинга, необходимо отметить ее демократичность, так как основные требования к уровню подготовленности учащихся определяются при их непосредственном участии.

Результаты, показанные студентами, непосредственно связаны с технологическими особенностями промежуточной (контрольные точки, зачёты, курсовые экзамены) и итоговой (государственные экзамены) аттестаций.

Суть этого рейтинга заключается в том, что в соответствии с занятым местом в системе рейтинга студенты на промежуточной и итоговой аттестациях получают билеты с различной степенью сложности и с неодинаковым количеством вопросов.

Наиболее одаренные учащиеся (1-10 места в рейтинге) получают один вопрос повышенной сложности, ответ на который требует комплексирования знаний из смежных дисциплин учебного плана и учебно-методической информации, которую можно получить только из дополнительно изученной литературы. Обязательным условием успешности ответа является представление материала по практической части вопроса.

Успевающие студенты (11-21 места) получают два вопроса: теоретический и
практический, соответствующие по степени сложности программному материалу.

Учащиеся, занявшие с 22 по 32 место в рейтинговой системе, получают два теоретических и один практический вопрос по программе дисциплины.

И, наконец, слабоуспевающие студенты (33 и далее места) должны отве­ть на два теоретических и два практических вопроса.  

Можно разработать разные комбинации вопросов.

Разработанная система рейтинга позволяет достаточно объективно оценить уровень подготовленности студентов, создать предпосылки для формирования позитивных мотивов обучения и дальнейшего профессионального роста обучающихся.

Данная система работает в ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» Краснодарского края более 20 лет, 5 лет работает в Ейском филиале КГУФКСТ.

Компьютеризована система выдачи билета студенту в зависимости от места в рейтинге.

Суть этого нововведения заключается в том, что в соответствии с занятым местом в системе рейтинга студенты на промежуточной и итоговой аттестации получают билеты с различной степенью сложности и с неодинаковым количеством вопросов.

Таким образом, в отличие от существующих, данная система педагогического контроля имеет свои особенности, которые можно обобщить в следующих положениях:

а) рейтинговая система демократична и гуманна, имеет гибкий характер, так как постоянно совершенствуется, дополняется новыми параметрами и блоками;
б) данная система не только вовлекает студентов в организованный учебно-образовательный процесс, но и побуждает их к развёртыванию собственных творческих способностей;
в) предложенные в рамках этой системы технологии промежуточного и итогового контроля стимулируют студентов к выбору сложных, требующих глубоких знаний и серьёзной научно-методической подготовленности экзаменационных билетов.