Стилистически окрашенная и нейтральная лексика. 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: слово, лексика, книжная и разговорная лексика, стилистические синонимы


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (255 кБ)

Загрузить презентацию (250 кБ)


Планируемые результаты:

  • предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;
  • метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового; планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать текстовую информацию,организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; записывать лекционный материал;
  • личностные: стремление к речевому самосовершенствованию,умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?

- Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Какую роль при этом может играть слово?

- Для чего нужны слова в языке?

Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.

Вывод: Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, –предлоги, союзы, частицы, например.

Но только ли?

2. А.И. Герцен в статье “Призыв к стыдливости” (1858 г.) анализировал язык периодических изданий, среди них - известного в 19 веке издания “Пчела”. Герцен говорил, в частности, о необходимости сохранения в языке газет “благопристойности, здравого смысла и человеческого достоинства”. Манера изъясняться напомнила писателю родительский дом и старого лакея Бакая.

“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка” (см. Приложение 3 [1]).

- Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?

Вывод: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Работа по группам. Вам предложены карточки с набранным текстом. Выберите себе одну. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику?)

1.— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)

2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы... Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи...

Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.

— Они должны уметь плакать... — говорила Алена. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)

3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек...” — “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос...” — “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)

4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.

Посмотрим.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)

5. Работа над стилем произведения – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л.Н.Толстой; шутя, писатель заметил: “Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог”

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)

Ученики делятся своими открытиями и выдвигают свои версии.

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

III. Обобщение и систематизация знаний и умений (лекция с элементами беседы)

- Вы правы, дополнительная информация, которую несёт слово, может быть различна. Приведём в систему наши наблюдения. Сравните две группы слов:

1) влезать вторгаться’, высыпать – ‘появиться толпою’, застрять плотно попасть во что-н. так, что трудно высвободиться’, натянуть надеть с усилием, надвинуть что-н.’, отвязаться избавиться’, примоститься поместиться в неудобном для этого месте’;

2) возложить, вследствие того что, вышеуказанный, ибо, конфигурация, опознать, потреблять, предумышленно, изъявлять, произрастать, с тем чтобы, супруги, указанный, эквивалентный, ковроткачество.

– При каких условиях можно употребить приведенные слова?

Первый вывод. Слово может сообщать о сфере употребления. Например, слова из 1-й группы употребляем в обиходе, в быту, это разговорная лексика. Разговорно окрашенная лексика характеризует сферу своего употребления как обиходно-бытовую.

Слова из 2-й группы не употребляют в обиходе, при общении друг с другом.

1. Слова, употребляющиеся преимущественно в книжно-письменной сфере русского языка, в книжно-литературном языке, – книжная, или книжно-письменная лексика.

2. Слова, употребляющиеся преимущественно в устно-разговорной сфере русского языка, в разговорной речи, – разговорная, или устно - разговорная лексика.

Мы говорим о словах, имеющих функционально-стилистическую (стилевую) окраску. Она обусловлена регулярным употреблением той или иной единицы языка в определенном функциональном стиле языка (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, художественном).

Однако будем помнить и о том, что в языке много слов, уместных в текстах любого стиля, в любой ситуации; такие слова составляют общеупотребительную межстилевую лексику русского языка, например: овраг, зима, икона,читать, клеить, завтракать, новаторство,кирпичный, сверху, осенний и т.п. Они распространены повсеместно, не имеют стилистическихсинонимов. К ним относится значительная частьсуществительных (книга, молния, железо), прилагательных (письменный, ранний, соленый),глаголов (продолжать, мыть, лить), все числительные, почти все местоимения (исключая устаревшие, например: сей, оный), большая частьнаречий, предлогов и союзов (кроме книжных иразговорных).

– Запишите определения.

Общеупотребительная межстилевая лексика – слова, используемые независимо от стиля,не имеющие стилистических синонимов.

[Есть и еще группа слов – нейтральная лексика, слова, которые не прикреплены к определенному стилю, но имеют стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), нафоне которых лишаются стилистической окраски. В этом случае обычно говорят о языковыхединицах нулевого (или нейтрального) стилистического уровня.]

Стилистически нейтральные единицы языка – это слова, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условияхобщения, не привнося в высказывание особогостилистического признака, например: идти, обмануть, будущий, душистый, глаза, надежда.

[Именно на фоне нейтральных единиц выявляются стилистически окрашенные единицы языка, т.е. слова, обладающие стилистической окраской.Задание В1 в тесте ГИА направлено на то, чтобы проверить, имеете ли вы достаточный словарный запас, чтобы заменить стилистически окрашенные слова нейтральными, не имеющими какой-либо окраски.]

- Давайте рассмотрим таблицу. Как вы сформулируете следующее задание?

Мы видим, что слова могут составлять стилистические парадигмы, нам предстоит восстановить недостающие фрагменты.

Стилистические парадигмы

Высокая окраска

очи

 

длань

 

вкушать

Нулевая окраска  

лицо

 

наказание

есть

Низкая окраска

гляделки

шары

бельма

 

лапа

клешня

нагоняй

 

Употребление слова в текстах определенного стиля приводит к тому, что и сама данная единица языка (слово или словосочетание) получает окраску, отпечаток той сферы или стиля, в которой она обычно встречается, т. е. слово несет на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической и т.п. речи (например: социальный, имидж, предвыборная кампания – относят к публицистическому стилю; синхрофазотрон, синтаксис, фонема – к научному; работодатель, клиент, вышеназванный, воспрещается – к официально-деловому).

– Что такое стилистическая окраска слова? Запишем.

Под стилистической окраской языковой единицы понимают свойства, которые дополняют ее основное, предметно-логическое значение. Слово может нести стилистическую информацию и поэтому не может употребляться повсеместно, а используется только при определенных условиях.

Как вы думаете, насколько важна эта информация для обычного носителя языка?

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Как бы вы их оценили? Почему? (Примеры из источника [2] (см. Приложение 3); ответы и комментарии к заданиям и упражнениям см. Приложение 1.)

1. Совет жильцов дома № 35 постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

2. Наиболее прочные водородные комплексы образуются при добавке в водные растворы ванадия щавелевой кислоты.

3. Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами.

Внесите необходимые исправления.

Как видно из этих примеров, часто бывает очень важно не только знать и понимать основной смысл слова, но и учитывать условия его употребления.

Упражнение 2. Выполните тестовое задание.

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) писать

2) двадцать

3) время

4) гипотенуза

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1) клевый

2) мировой

3) отпадный

4) прекрасный

3. Какое слово относится к разговорной лексике?

1) общаться

2) трещать

3) беседовать

4) переговариваться

4. Какое слово относится к книжной лексике?

1) манускрипт

2) уверенный

3) учитель

4) отделаться

5. Какое из слов является разговорным?

1) поликлиника

2) начертать

3) морковка

4) безрассудный

6. Какое из слов является просторечным?

1) головушка

2) глава

3) голова

4) башка

– Давайте подумаем, какую еще функцию может выполнять в языке слово? Сравните три предложения[10] (см. Приложение 3):чем они похожи, чем различаются?

  • Мой друг совершил поездку в Египет.
  • Мой друг совершил путешествие в Египет.
  • Мой друг совершил вояж в Египет.

Второй вывод. Слово может сообщать об отношении говорящего к предмету речи. Оно можетвыполнять эмоционально-экспрессивную илиоценочную функции, придавая высказываниюхарактер торжественности, шутливости, ироничности, фамильярности, грубоватости и т.д.

– Рассмотрим еще одну функцию слова.

В интернете (http://r.mail.ru/cln4520/otvet.mail.ru)можно найти такую историю. Некая Аня Татаринова обратилась ко всем с просьбой, это былкрик о помощи:

“Расскажите случай, в котором мона употребить: по речи узнают человека. Плииз!!” (Так! – Е.Ю.)

– Какие, по-вашему, ответы могла получить Аня?

Лучшим был признан ответ Ольги Виноградовой:

– Анечка! Твоя собственная манера изъясняться – наглядный пример, на который смело можно опираться при написании сочинения: “Япо речи узнаю, кто ты есть на самом деле”.

Третий вывод. Слово может характеризоватьговорящего.

- Мысль о том, что человека можно узнать лучше, когда его не только увидишь, но и услышишь, т.к. в его речи проявляются ум, душа, характер, родилась очень давно. “Qualisvir, talisoratio! – Каков человек, такова и его речь!” – говорилЛуцийАнней Сенека, римский философ, поэт игосударственный деятель. Нельзя не вспомнитьи знаменитую фразу древнегреческого философаСократа, в одном из Платоновских диалогов онобращается к юноше: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. А римский поэт Персий Флакк в III и V сатирах твердит, что душу человека можно познатьпо речи, как хрустальную вазу – по звону (см. Приложение 3 [4]).

Эта же мысль нашла отражение в пословицах ипоговорках русского народа, например:

У худого человека худые речи.
Какой муж, такова и речь.
Каков разум, таковы и речи.
Какова речь, таков и склад.
Гнило слово от гнила сердца.

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Упражнение 1. Определите, какую окраску (нейтральную, книжную, разговорную, просторечную) имеют слова:

1) бродить – блуждать – шататься – шляться;

2) будущий – грядущий;

3) препятствие – преграда – помеха;

4) взгляд – взор;

5) глаза – очи – зенки;

6) лицо – лик – морда – харя;

7) бояться – опасаться – трусить;

8) дешевый – грошовый – копеечный;

9) бить – колотить – лупить;

10) бесплатно – даром – задаром – задарма;

11) прогнать – изгнать – выставить;

12) волноваться – тревожиться – психовать;

13) лоб – чело;

14) отрезать – отхватить, оттяпать;

15) верх – вершина – макушка;

16) избавиться – отделаться, отвязаться.

- Предложите способ выполнения данного задания.

Дети могут предложить:

а) посмотреть в словаре;

б) посмотреть в Интернете;

в) подумать.

Групповая работа (2 пары работают со словарями (см. Приложение 3 [8,9]); 2 пары – работают в Интернете (http://dic.academic.ru; http://ru.wiktionary.org; http://www.znayu-kak.ru).

Индивидуальная работа. Подумайте, как действовать, если нет под рукой словаря и недоступен Интернет.

- В чём была сложность выполнения задания? Предложите план действий для определения стилистической окраски слова.

Упражнение 2. Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.

- Какой порядок действий можете предложить для успешного выполнения подобных заданий?

1) Нагой – ______________;

2) аргументировать – ______________;

3) благовонный, благоуханный – ______________;

4) вкушать, жрать – ______________;

5) сетовать – ______________;

6) радеть– ______________;

7) промедление, проволочка – _________;

8) курчавый, кучерявый – ______________;

9) врать – ______________;

10) препятствовать – ______________;

11) упование, чаяние – ______________;

12) тщетно – ______________;

13) сулить – ______________;

14) надуть – ______________;

15) единоборство – ______________.

V. Контроль усвоения. Самостоятельная работа с обсуждением допущенных ошибок.

Упражнение 1. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их нейтральными словами или словосочетаниями. Сравните данное и получившееся предложения. Заполните таблицу ответов (см. Приложение 1).

1) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.

2) До самого утра блуждал он по городу и думал о предстоящем деле.

3) Содержание романа сегодня настолько актуально, что читатель воспринимает произведение как предупреждение о страшной угрозе человечеству.

4) Но близок час! Грядет минута роковая! (А.Пушкин)

5) [Дубровский] приставил ему пистолет к груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь. (А.Пушкин)

6) Девчонка была хорошая, смышленая, отчаянная, озорная и деловитая. Она верховодила соседними ребятами. (Г.Николаева)

7) Едва занялась заря, девушка собрала свои пожитки и разбудила коллег.

8) [Литвинов] так и брякнул одному, что он пуст, как бубен, другому, что он скучен до обморока. (И.Тургенев)

VI. Рефлексия.

Подведем итоги. Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодарясвоему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: “Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”. Будем помнить об этом.

VII. Домашнее задание (см. Приложение 2).

Использованная литература (см. Приложение 3).