Интегрированный урок "Синергетика как средство творческого развития личности" на примере музыкальной сказки "Приключения Буратино в детской школе искусств"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: творческое развитие личности на основе интеграции искусств.

Задачи:

Образовательные

  • упрочить индивидуально-выраженные творческие способности учеников;
  • систематизировать знания, полученные в предшествующие годы обучения;
  • стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • укрепить интерес к инструменту посредством осознания его достоинств при использовании в практической деятельности.

Развивающие

  • развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, интереса к творческой деятельности;
  • развитие эмоциональной рефлексии и аналитических способностей в процессе постижения музыкального образа;
  • формирование исследовательских умений, разнообразных способов деятельности, коммуникативных навыков;
  • приобщение детей к театральному искусству;
  • развитие творческих способностей ученика;
  • формировать позитивно-значимое отношение к занятиям творческой деятельностью;
  • создать ситуацию успеха для учеников, ситуацию новизны, актуальности;

Воспитательные

  • способствовать осознанию важности общих ценностей;
  • содействовать упрочению внутренних духовных связей в коллективе;
  • повышение уровня воспитательной работы в ДШИ.

Здоровьесберегающие

  • соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, домры, гитары, синтезатор, рояль, инструменты шумового оркестра, костюмы, презентация.

Структура урока

Вступление

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с вокалистами.
  2. Работа с аккомпанирующей группой.
  3. Совместный поиск путей решения художественно-творческих задач в процессе постановки музыкального спектакля.
  4. Итог урока. Рефлексия.
  5. Выставление оценки. Впечатления от урока.

III. Заключение.

Ход урока

Вступление

Детские школы искусств, осуществляющие общеэстетическую подготовку детей в области хорового и сольного пения, инструментального исполнительства, хореографии, изобразительного искусства, обладают уникальными возможностями организации музыкально-театральной деятельности. Музыкальный театр в детской школе искусств помогает преодолеть односторонность раннего обучения в одной из областей искусства, вовлекая учащихся различных отделений (музыкального, хореографического, изобразительного искусства) в совместную творческую деятельность. Музыкальный театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, и играя, познаёт мир. Театральная деятельность научит детей видеть прекрасное в жизни и в людях.

Детское творчество представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Детское творчество тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Совместное музицирование – игра в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Настрой внимания. Вступительное слово преподавателей. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1

Приглашаем вас в наш музыкальный театр, где учащиеся поют и играют на музыкальных инструментах. Все маленькие ученики исполняют свои партии с любовью и радостью, легко и непринужденно выполняя музыкально-исполнительские задачи, которые ставятся перед ними на уроках. На этой знаменитой сказке выросло не одно поколение детей.

Слайд 2

В 2013 г. вышел сборник С.Ветушко “Буратино”. Сюита “Буратино” написана по сюжету сказки Алексея Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Слайд 3

Композитор постарался передать настроение сказки и изобразить характер ее персонажей. Отдельные пьесы сюиты иллюстрируются стихами, что облегчает детям восприятие музыки и вносит дополнительные краски в образы героев, помогает развить музыкально-образное мышление юных музыкантов и идеально подходит для театрализации (исполнения музыки в костюмах). Слайд 4

II. Актуализация знаний

1. Работа с вокалистами Слайд 5

Вокально-исполнительское искусство связано с музыкой во всех ее формах (вокал, соединение пения и пластики, работа с ансамблем, сцен движение). Жанровое и стилистическое разнообразие репертуара музыкальных произведений (мюзиклы, тематические концерты, музыкальные сказки) объединяют учащихся разных отделений ДШИ и делают совместное обучение необходимым.

Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой - главная цель предмета сценическое мастерство в воспитании учащихся вокального отделения.

Интонации, которыми окрашивается голос исполнителя вокалиста, превращают его мысли в живые картины реальной или воображаемой жизни на сцене, голосовые интонации делаются более яркими, правдивыми. Текст песен должен восприниматься им как стимул для самостоятельного поиска в заданных условиях. Ученик должен иметь богатое активное воображение. Предметом исследования является песня. Необходимо научить ребенка доносить смысл, текст исполняемого репертуара до зрителя с помощью упражнений.

Используя песню в качестве музыкального материала для упражнений, мы воспитываем слух и голос учащихся на художественно оформленном, осмысленном, образном материале. При этом эмоциональные переживания, вызываемые конкретным содержанием произведения, ускоряют развитие исполнительских навыков и ставят эти навыки в непосредственную связь с соответствующими конкретными художественными задачами. Техническая задача при этом непосредственно связана с передачей художественного образа.

Задачи вокалистов:

  • развивать голосовую гибкость;
  • быть выразителем мысли текста песни, слышать мелодический рисунок, повествование, побуждение, восклицание и другие музыкальные предложения, точное интонирование;
  • развивать средства речевой выразительности.

2. Работа с аккомпанирующей группой Слайд 6

При работе над аккомпанементом очень важна мотивация ребенка, для чего он хочет это сделать, чтобы аккомпанирование доставляло ученику огромное удовольствие. Использование аккомпанемента (а не фонограммы) вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей. Слайд 7

Аккомпанемент, как всякий ансамбль, требует ритмической точности, согласования нюансов, фразировки, баланса звучания, умения охватить характер и настроение произведения. Играя песню Папы Карло из сюиты “Буратино”, домристы делают вращательные движения правой рукой, имитируя игру на шарманке. В “Танце кукол”, исполняемом на синтезаторе, подобрали голоса и тембры для сказочных персонажей. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать. Чтобы понять музыку, также нужны фантазия и воображение.

Вначале ученик делает зрительно-слуховой анализ мелодической линии: читает текст и определяет характер; отмечает протяженность фраз; расставляет в нотах дыхания и цезуры; намечает возможные ритмические отклонения. Затем определяет тип фактуры аккомпанемента и делает гармонический анализ. Только после этого проигрывает мелодию и аккомпанемент сначала отдельно, затем только аккомпанемент, слушая вокальную строчку.

Итог работы – исполнение песни вместе с солистом.

Такой метод работы способствует формированию у ученика аккомпаниаторских навыков:

  • следить за вокальной или инструментальной строчкой;
  • слышать одновременно мелодию и сопровождение;
  • понимать фразировку, цезуры, дыхания, агогику, характер;
  • делать гармонический анализ аккомпанемента;
  • работать над основными фактурными трудностями.

Задачи домристов:

  • вести мелодию legato, соблюдать указанную аппликатуру;
  • умение слушать музыку, побуждать и говорить о ее содержании, делиться своими впечатлениями;
  • проанализировать развитие музыкального образа, выявить кульминацию, определить форму, средства музыкальной выразительности, которой композитор передаёт настроение;
  • развитие навыков ансамблевой игры и аккомпанемента.

Задачи гитаристов:

  • отработать приёмы звукоизвлечения апояндо и тирандо; приёмы игры нисходящее и восходящее legato, барре, vibrato, glissando;
  • развить навыки мелкой и аккордовой гитарной техники;
  • развитие навыков ансамблевой игры и аккомпанемента.

Задачи исполнителей на ЭМИ:

  • грамотная аранжировка музыкальных произведений;
  • применение навыков игры в системе Fingered автоаккомпанемент.

Физкультминутка (представьте, что вы Буратино. Нарисуйте носом воображаемую ноту, фермату, f,p,<,>.) – упражнения для шейного отдела позвоночника. Слайд 8

3. Совместный поиск путей решения художественно-творческих задач в процессе постановки музыкального спектакля.

В результате совместной деятельности усилиями ребят создаётся творческий продукт в виде словесного рисунка по интерпретации музыкального произведения, музыкально-ритмических движений по его содержанию. Работа над образами сказочных героев, атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все, достигается широким применением коммуникативно-двигательных игр и позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность. Дети все время действуют творчески, фантазируют, проявляя индивидуальность. Ребята из вокально-шумового ансамбля “Лягушата” на уроке импровизировали, сочиняли слова, музыку. Слайды 9, 10

В процессе музыкально-театральной деятельности развитие ребенка должно осуществляться в разных направлениях: речь и мышление, обучение тайны слова, воспитание человеческих качеств, таких, как любовь, доброта, честность, сострадание. Приобщение детей к музыкальному творчеству через музыкальную сказку помогает им раскрыться и развивает творческие навыки, освобождает от закомплексованности, дает ощущение своей особенности, дарит радость. Слайд 11

4. Итог урока. Рефлексия

– Как вы чувствовали себя в ходе урока, было ли вам комфортно, с каким настроением вы работали, довольны ли вы собой? На какого героя музыкальной сказки вы похожи? Слайд 12

Если бы вы были художниками, то в какой цветовой гамме передали бы настроение, навеянное песнями? Совместный анализ с учениками.

Учитель предлагает нарисовать героев сказки, которые понравились ученикам в процессе работы над постановкой спектакля. Слайд 13, 14

5. Выставление оценки. Впечатления от урока.

6. Домашнее задание.

Заключение

На занятиях использовались методы развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств, с помощью которых решали стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства, по овладению и совершенствованию навыков и умений игры на своем инструменте.

Поисковая деятельность успешно осуществляется в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими учащимися разных отделений школы. Как лучше исполнить песню, где сделать фермату, цезуру, роль аккомпанемента, создание костюмов – все решается совместно. Слайд 15

Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции, радость, интерес. Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “легкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. “Буратино” - хоть и небольшая, но настоящая музыкальная сказка. Яркие разнохарактерные герои, сильные чувства, эффектная музыка создают атмосферу настоящего сказочного действия, не давая слушателям расслабиться.

В процессе совместных выступлений, когда музыка соединяется с художественным словом, действием или танцем по сюжету, когда юный музыкант выступает в костюме конкретного персонажа, включаясь в общее сценическое действо, он начинает играть на инструменте выразительнее, техничнее и более цельно по форме. Слайд 16

Синергетический метод обучения влияет на изменения образовательного процесса, формируя новый стиль мышления в обществе.