Развитие художественно-речевой сферы детей посредством театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогая преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, всесторонне  развиваться. В соответствии с приоритетом в нашей группе:

  • созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развиваем свободно и раскрепощено);
  • приобщаем к театральной культуре (знакомить с театром);
  • обеспечиваем взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе;
  • создаем условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Совместно с родителями пополняем театральный уголок в группе. Содержание занятий по театрализованной деятельности включают в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, слушанье сказок, беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • дикционные упражнения;
  • задания на развитие речевой и интонационной выразительности;
  • игры-превращения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • пальчиковый игротренинг (для кукловождения);
  • отдельные упражнения по этике во время драматизации;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность, неподдельность чувств педагога. Причем, чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее, должно быть чтение. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усваиванию содержания.

При обучении детей средствам речевой выразительности использую, знакомые и любимые сказки, потешки, стихи, небольшие рассказы которые концентрируют в себе свою совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. В старшем возрасте преобразовывать сказки, сочинять свои.

В младшей группе использую фрагменты из сказок, как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка, лиса или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности использую более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «дай», «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной». Нельзя забывать о том, что интонация голоса воспитателя образец для подражания. Предлагаю детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался собаки. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывает несколько человек. Не стоит говорить детям, у кого получилось лучше. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему. Использую в работе «этюды» на выражение основных эмоций Чехова.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использую разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее застенчивых детей;
  • распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа);
  • проигрывание ролей в парах.

Многие дети испытывают огромные трудности при заучивании стихов в театрализованной деятельности. Есть один замечательный прием заучивания стихов с помощью языка жестов, движения пальцев рук, а иногда всего тела, которые позволяют показать жестом содержание стихотворения. Применяем пособия «Расскажи стихи руками» и моделирование стихотворения. Вспомним разучивание физкультурных минуток во время занятий – они запоминаются ребенком очень быстро, а почему? Потому, что ребенок чувствует свободу движения и пространство. Во время заучивания стихов руками активно развивается речь и психические процессы такие как:

  • память
  • внимание,
  • образное мышление
  • воображение

Не обязательно строго заучивать именно показанные взрослыми жесты, пусть на первых порах вы научите детей это делать, а потом пусть сами придумывают свои, фантазируют, запоминают, в этом случае процесс заучивания превратиться в увлекательную игру. Дети любят движения, поэтому такие занятия проходят живо и весело. Есть еще один замечательный способ заучивания стихов, т е схематического содержания стихотворения. Дети 5, 6 лет под диктовку сами зарисовывают стихотворение, результаты после такого занятия ошеломляющие, так как текст стихотворения выучивается гораздо быстрее, а если брать полноту объема текста, то запоминается текст на 80 %.

Все дети большие выдумщики В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру, и выделили 20 основных функций, они используются в работе с детьми при составлении сказок. Также для составления сказок с детьми подготовительной группы я использовала дидактические игры, взятые в следующих технологиях Танниковой, Белоусовой, Полянской.

Очень важно для ребенка не только придумать сказку, но и прожить в ней, побывать героем «Добрым и злым», что-то плохое исправить на хорошее, а именно в этом заключается смысл нашей жизни.

Приложение 1

Литература:

  1. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф. Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 год.
  2. Куцакова Л.В. , Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.
  5. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Моска 2004 год.
  6. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.