Расширение репертуара в классе общего фортепиано на примере сборника ансамблей для фортепиано г. Балаева

Разделы: Музыка


Вопрос подбора репертуара всегда актуален для любого преподавателя. Вместе с его основными задачами, такими, как расширение музыкального кругозора учащихся, решение музыкально-слуховых и моторно-технических проблем, репертуар для учащихся отделения общего фортепиано должен быть прежде всего доступным : интересным, мелодичным; пьесы должны быстро разбираться и быстро выучиваться наизусть. Всеми этими качествами обладают большинство пьес из сборника анвсамблей для фортепиано ростовского композитора Григория Михайловича Балаева, которые мы сегодня рассмотрим. Этот сборник нельзя назвать новинкой музыкальной литературы, но вот в нашей школе он, к сожалению, раньше не был известен.

Наверное, как и большинство ваших, мои учащиеся не ориентированы на дальнейшую профессиональную музыкальную деятельность, а относятся к группе обще-эстетического развития. Конечно, в каждом классе есть ученики успешно справляющиеся с требованием программы, проявляющие самостоятельность и творческую пытливость при изучении музыкальных произведений, большинство же детей имеют средние музыкально-слуховые данные. В работе с такими детьми педагоги иногда бывают малоинициативны в поиске новых форм работы. Нам не хватает времени, а подчас и желания, особенно, если мы не видим должной отдачи своим затраченным силам. Но, ещё Сенека сказал: “Если боги хотят кого-то покарать, того они делают его педагогом” И давайте не будем забывать, что именно эти дети по завершении своего музыкального образования станут подготовленными слушателями музыки и полезными участниками различных видов музыкальной самодеятельности. Поэтому с этими детьми нужно работать в доступной им художественно-увлекательной форме, в частности заинтересовывать их особым интересным репертуаром как, например, ансамбли из сборника Г. Балаева. Они помогают и в решении текущих проблем, и подходят для реализации дальнейших планов обучения и развития учащихся, так как сборник составлен из пьес различных видов сложности. Преподаватели найдут в нём подходящие пьесы для работы и на отделении фортепиано, и на отделении общего фортепиано, и также пьесы для учащихся, относящихся к сильной или к слабой группам подготовки учащихся.

Конечно же, современная жизнь вносит коррективы в нашу работу. Трудно конкурировать с такими увлечениями как компьютер или изучение иностранных языков, ставшими очень престижными в наше время. Дети загружены в основной школе, и далеко не каждый ребёнок отличается богатырским здоровьем. Но всё-таки, преподаватели понимают, что учащийся по завершению своего обучения должен обладать основными навыками музицирования. И, поэтому во многих школах большое значение стали уделять чтению с листа, подбору, самостоятельному изучению произведений, ансамблям, и в репертуаре прочное место начала занимать так называемая “лёгкая” музыка. С интересом я и мои учащиеся начали играть сочинения Г. Балаева.

Сборник открывается пьесой – “Знакомая тропинка”. Небольшая четырёхдольная пьеса, очень приятная на слух, на её материале можно познакомить ребенка с прерванным гармоническим оборотом, доминантсептаккордом с секстой, с такими ритмическими формулами как триоль и пунктирный ритм. К трудностям в её исполнении относится сохранение единого темпа на протяжении всей пьесы.

Здесь будет уместно сказать несколько слов о самом композиторе.

    Балаев Григорий Михайлович родился в 1923 в Ростове-на-Дону. (Умер в 2012) . Закончил музыкальное училище. Участник ВОВ. Имеет 17 правительственных наград: Орден Красной Звезды (1944), Орден Отечественной войны II степени (1985). Член Союза композиторов с 1974 года. Заслуженный работник культуры Росии (1978 г.). Почётный гражданин Ростова-на–Дону (2000). Григорий Балаев – автор самых разнообразных сочинений, у него более 500 музыкальных произведений. Многие его сочинения записаны на Всесоюзном радио и на фирме грамзаписи “Мелодия”. (В течении долгих лет они постоянно звучали в эфире: 150 фондовых записей оркестровых сочинений, две грампластинки. Им написаны 400 песен, музыка к спектаклям ростовских театров, 15 документальным и художественным многосерийным фильмам. Среди них киноленты “Город пламенных зорь”, “Отцы и дети”, “Быстроногий чемпион”, “Вернись человеком”, “Семь дней совхоза “Гигант””. Балаев всегда успешно совмещал исполнительскую и композиторскую деятельность. Был создателем и руководителем эстрадных оркестров высокого класса при кинотеатрах “Спартак” и “Россия”. До своих последних дней он был востребован, являлся постоянным членом жюри многих конкурсов и фестивалей.

В сборнике ансамблей Г. Балаева содержится 17 пьес для одного и двух фортепиано. Детям всегда интереснее играть доступные по мелодизму программные произведения. Автор не ставит задачу чрезмерного усложнения фортепианной фактуры первой партии. Мне показалось, что он пытается заинтересовать исполнителя яркими самобытными образами, рисуя их доступными музыкальными средствами. Тональности до 3-х знаков, предпочтение отдаётся бемольным, обилие повторений, вариационность, чётко определённые формы, присутствие секвенций, сложная, очень интересная гармоническая основа второй партии Я не могу сказать, что эти пьесы так уж легки в освоении, но всё вышеперечисленное помогает изучать эту музыку с неослабевающим интересом и желанием со стороны учащихся, (что так же немаловажно).

Следующая пьеса, которую мы рассмотрим называется “В лодке”. В ней также присутствуют любимые Балаевым четвертные и половинные триоли, пунктирный ритм аккомпанемента, но интересна эта пьеса, прежде всего, с точки зрения ладовой организации. Си бемоль мажор сочетается с лидийским ладом, в начале пьесы присутствует квартово-квинтовая переменность. Мы с учеником столкнулись в ней с трудностью запоминания наизусть из-за вариационности, что предполагало постоянное изменение аппликатуры.

Все отмечают, что пьесы Балаева очень мелодичны. Это, безусловно, так. Но по-настоящему ощутить красоту этих мелодий можно только вместе с гармонией, в которой заложена огромная выразительная сила музыки Балаева. В этой связи можно вспомнить слова А. Скрябина: “Мелодия есть развёрнутая гармония, а гармония – мелодия собранная”.

Гармонический язык композитора в основе своей опирается на традиции классической и романтической гармонии, в то же время имеет яркую связь с джазовой музыкой. (Напомним, что Балаев был лидером донского края в области эстрадно-джазового искусства). Об этом свидетельствуют преобладание в аккордовой структуре септаккордов, нередко встречаются нонаккорды и даже ундецимаккорды, аккорды с побочными тонами, аккорды в альтерированном виде – с хроматическими изменениями ладовых ступеней, что обостряет их звучание. Примером может служить “Вальс”, завершающая пьеса сборника. С альтерацией субдоминанты связана яркая неаполитанская гармония на II пониженной ступени (“На карнавале”, “Испанский танец”, “На горной тропе”). Обогащению гармонии в пьесах Балаева способствуют также выразительные возможности мажорно-минорной системы, построенной на проникновение созвучий одного лада в другой (Примеры: мажорная субдоминанта в миноре “На горной тропе”, “Испанский танец”; включение в минор гармонической субдоминанты параллельного мажора (шестая минорная “шубертовская” ступень) – “Шутка”).

Вернёмся немного назад, вспомним о жизненном пути Григория Михайловича. Сразу после окончания музыкального училища он стал педагогом музыкальной школы – ещё одна “стезя”, которая продолжалась более 30 лет. Видимо, поэтому, особенно “тёплая”.

страница его творчества – музыка для детей. Это пьесы для различных инструментов; эстрадных, духовых и народных ансамблей, хоровые песни. Но, справедливости ради, стоит сказать, что не все пьесы удобны в исполнении для пианистов. Частое применение параллельного движения (в терцию, в октаву, в дециму) приводит к использованию неудобной аппликатуры, что иногда вызывает разрыв легато, использование первых пальцев на черных клавишах и т.п. Примером может служить ансамбль “На карнавале” в “Испанском танце” используются параллельные терции, несколько неудобные для учащихся общего фортепиано. Многие балаевские сочинения продолжают традиции романтической не программной и программной миниатюры. Вы, наверное, заметили, что почти все произведения этого сборника имеют названия. Балаев, точными мазками фиксирует в музыке свои наблюдения. Здесь и танцевальные композиции и жанровые сценки, пейзажные эскизы природы и проникновенные зарисовки лирических состояний. Пьеса “Светлый ручей” как будто создана для общего фортепиано: незатейливая, раскрашенная гармоническими аккордами сопровождения мелодия, простая фактура изложения делают её доступной для среднего уровня учащихся. Излюбленными мотивами автора являются образы величественного Кавказа и жизни горцев. Это давало ему повод опираться на пластические “разливы” восточных мелодий с причудливой орнаментикой и инструментальными наигрышами: то армянскими, то адыгейскими, то грузинскими (например, мелодия с широким восходящим скачком с последующим поступенным секвентным нисходящим движением является типичной для чеченских народных песен). И, конечно, красочная, с яркими хроматизмами, экспрессивная гармония Балаева также во многом определяет восточный колорит его музыки. В ней мы услышим натуральный минор во фригийских оборотах, включение в минор гармонического мажора.

Пример “Армянский танец”. Это танец в восточном стиле, в котором органически претворены интонации народных напевов. Эта пьеса может быть с лёгкостью освоена учащимися на начальном этапе обучения. Ансамбль “На горной тропе”. В прошлом году, только познакомившись с этим сборником, я удивилась почему он предназначен для средних и старших классов (В частности ансамбль “На горной тропе” показался мне очень простым в изложении и я смело дала его ученику второго класса). Но, оказалось, что младшим классам ещё трудно осмыслить этот музыкальный материал, трудно правильно вести широкую мелодию, здесь используется очень неудобная фортепианная позиция рук, в которой равноценно озвучить все ноты довольно трудно, А, вообще, это одно из самых моих любимых произведений этого сборника. По словам музыковеда Калошиной “всё творчество композитора, в целом, представляет собой тесное сплетение “академической музыки, перемещённой в сферу массового потребления в оригинальном облике”, синтез бытового и народно-жанрового начал с мелодическим богатством советской массовой песни и джазом. Это всегда солнечное, оптимистическое искусство, искусство радостного, играющего бытия, содержащее высокий жизненный тонус. Оно придаёт силы сомневающимся и утверждает идеалы добра, веры и любви. Оно наделено глубоким смыслом: вопреки всем перипетиям судеб и трагедиям эпохи, мир прекрасен и гармоничен”.

Эти слова подтверждает “Свадебный танец”, в аккордовом сплетении которого рождается камерная, трепетная, глубоко лиричная мелодия, словно предвещающая начало нового светлого чувства. Закончить мне хотелось бы словами К.С. Станиславского: “Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим”. Мне очень хочется надеяться, что вы получили сегодня хоть маленький “кусочек новых знаний” и большое удовольствия от встречи с музыкой нашего современника Григория Михайловича Балаева..

Содержание.

  1. Актуальность подбора репертуара для преподавателя общего фортепиано и некоторые его особенности.
  2. Разнообразность и самобытность творчества Г. Балаева.
  3. Мелодизм и гармония Г. Балаева как сочетание классических, народных и джазовых музыкальных традиций.
  4. Ансамбли Г. Балаева – прекрасный музыкально-педагогический материал.