Урок биологии на тему "Паукообразные"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

  • обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека.
  • учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  • развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера;
  • воспитание наблюдательности.
  • формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • воспитание культуры труда

Методы обучения: Сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый.

Средства обучения: таблицы, медиапроектор.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

    1. Анализ учебной информации
    2. Раскрытие межпредметных связей между биологией, географией, физикой, химией,
    3. Выдвижение гипотез
    4. Анализ и составление обобщающих таблиц

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята. Посмотрите внимательно на эту фотографию. Что вы видите? (Ответов много. Но нужный – паутина)

"Всё изумляет нас в природе мелких тварей -
Летящий шмель, стрекочущий сверчок
Паук, плетущий кружевную паутину
И червь, что превращается в порхающий цветок".
(Фо-Гель-Дзё)

Можно ли назвать паука прекрасным? Почему ? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (Страшный, ужасный, ядовитый, и тд.) (запись на доске)

А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук? А что вы хотите знать о пауках? Итак, тема нашего урока “Класс Паукообразные”.

Легенда об Арахне

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Наука о пауках называется арахнология.

Цель урока – изучить внешнее и внутреннее строение паукообразных, особенности их образа жизни, поведения в природе, значение для человека и природы.

Паукообразные относятся к типу членистоногих. Давайте вспомним признаки типа.

Работать вы будете группами, получив задание по внешнему и внутреннему строению паукообразных.

  • 1 группа будет работать по внешнему строению пауков на примере паука – крестовика (приложение №1)
  • 2 группа познакомится с тем, как паук плетет паутину (приложение №2)
  • 3 группа изучит особенности внутреннего строения пауков (приложение №3)
  • 4 группа познакомится с размножением паукообразных (приложение №4)

Алгоритм действий учащихся в группах.

1. Каждый учащийся читает текст задания.

2. Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде таблицы, записи отдельных терминов, ключевых слов, фиксируют самые главные понятия темы, продолжают работу со сравнительной таблицей, которую мы начали заполнять при изучении класса ракообразные. На выполнение задания отводится 15 минут.

3. Группа выбирает 1 ученика, который будет выступать со своей презентацией у доски.

4. Презентация каждой группы у доски

Этап урока – презентация всех групп у доски.

Выходят от каждой группы “специалисты”, вывешивают свои презентационные листы, идет рассказ по новой теме.

Все остальные учащиеся во время презентации заполняют таблицу.

По окончании работы в тетрадях учащихся должна быть заполнена таблица по признакам паукообразных.

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.

Учитель Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста. И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков.... Что из себя представляют современные паукообразные.

  • Презентация 1 группы “Внешнее строение паукообразных”

Учитель Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны. Чудовищные волны, побежавшие по морю, после того как Кракатау плюхнулся в океан, смыли на Яве и Суматре 163 деревни вместе с 36380 их жителями. Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом. Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через “пенку” плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых черепах качались на волнах. Но... Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо...

Вопрос: Кто же оно? Кто первый рискнул поселиться на земле сожженной Плутоном?

Обыкновенный паук. Как проник он на остров? Прилетел на паутинке.

  • Презентация 2 группы “Как паук плетет паутину”
  • Презентация 3 группы “Особенности внутреннего строения пауков”
  • Презентация 4 группы “Размножение пауков”

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Выберите правильные утверждения и определите название паука.

1) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка(К)

2) пауки дышат кислородом, растворенным в воде (О)

3) у паука несколько пар простых глазков (А)

4) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями (М)

5) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства (Р)

6) все пауки дышат атмосферным воздухом (А)

7) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука (Н)

8)у пауков 3 пары конечностей (В)

9) паукообразные – гермафродиты (Е)

10) кровеносная система – незамкнутая (К)

11) пауки имеют 4 пары ходильных ног (У)

12) органы выделения – мальпигиевы сосуды (Р)

13) пауки имеют две пары усиков (Н)

14) Органы дыхания пауков –трахеи и легкие (Т)

2. Задача.

Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук от восхода до захода поймает хотя бы две мухи (это уж наверняка!), то сколько же этих окаянных насекомых гибнет каждые сутки? Давайте подсчитаем.

Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух.

А где пауков больше, то и все 25 000 мух. Это ж какую пользу они приносят! Ведь муха – чистый апокалипсис! На теле мухи ученые насчитали более 26 млн микробов, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца разных глистов. Когда лето жаркое, одна муха производит 9 поколений себе подобных. К осени вся планета была бы сплошь засижена мухами, людям бы просто места не осталось. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара. Вывод прост: пауков надо беречь!

3. Составьте синквейн

Пауки
Страшные, ядовитые, ужасные
Плетут, ловят, кусают
Пауки – наземные хищники.
Арахниды.

4. Основные термины урока

Хелицеры видоизмененные конечности, с острым коготком заканчивающиеся ядовитой железой

Педипальпывидоизмененные конечности, используемые как щупики и хватательные структуры.

Дыхальца или стигмыдыхательные отверстия, расположенные на брюшке

Ферромоныхимические вещества, выделяемые животными для общения с особями своего вида

5. Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

Ребята, изменилось ли у вас мнение о пауках?

6. Домашнее задание