Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников "Творчество плюс фантазия"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Обучить творческому акту нельзя,
Но это вовсе не значит, что нельзя
воспитателю содействовать
его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский

Программа “Творчество плюс фантазия” является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева “Программа дошкольного образования “От рождения до школы”; И.А. Лыкова “Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет”; Т.С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности” в старшей группе; И.А. Лыкова “Художественный труд в детском саду” старшая группа.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Программа “Творчество + фантазия” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Новизна программы “Творчество + фантазия” заключается в том, что осуществляется полоролевой подход к организации детей в кружковой работе.

– Что такое именно полоролевое воспитание? – Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.

Проблема полового воспитания подрастающего поколения – одна из сложных и противоречивых научных проблем, от решения которой во многом зависит физическое, психосоциальное и духовное здоровье общества.

На современном этапе необходима такая разработка системы полового воспитания, которая была бы направлена на помощь ребенку в усвоении им половой роли, способов полоролевого поведения и взаимоотношений, развитии полоспецифических качеств личности.

Организации дополнительного кружка “Творчество+фантазия” осуществляется по подгруппам отдельно с мальчиками, отдельно с девочками, соответственно подбираются и разные задания.

Кружковая работа осуществляется во второй половине дня и включена в вариативный блок основной общеобразовательной программы ДОУ.

Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию мелкой моторики рук.

В работе с бумагой дети познакомятся со следующими техниками:

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Айрис фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.

Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа – лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что:

  1. систематическое взаимодействие с бумагой создает условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей ОНР;
  2. полоролевой подход способствует индивидуализации процесса образования.

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.

Статистика показывает, что в последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем учреждении количество детей с ОВЗ с 2002 года увеличилось с 12 детей до 40. Если в 2002 году в коррекционной группе в основном были дети имеющие фонетико-фонетическое нарушение речи, то на сегодняшний день это дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Для решения данной проблемы в нашем дошкольном учреждении открыты дополнительные группы компенсирующей направленности, в том числе для детей раннего возраста. Организовать деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и с задержкой психического развития всегда сложно, так как у этих детей незрелая эмоционально – волевая сфера, недоразвитая познавательная деятельность и речь детей.

Внедрение программы “Творчество+фантазия” позволит педагогам создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие речи детей.

Художественное творчество – показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Цель: создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.

Программа предусматривает реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие: сформировать умения работать с материалами, которые используются в бумажной пластике и с различными техниками, способами и приёмами работы с разнофактурной бумагой.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономичное отношение к используемым материалам; прививать стремление к творчеству.

Развивающие: развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей; развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения; полоролевое развитие детей в процессе воспитательно-образовательной работы.

Отличительной особенностью программы что “Творчество + фантазия” является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике модульное оригами, айрис фолдинг, квиллинг, торцевание; используются также природный материал и бросовый.

Работы детей используются в оформлении интерьера группы и холла ДОУ. Они служат дополнением в оформлении уголка для родителей. Продукты деятельности детей используются как подарки к таким праздникам как: день именинника, день матери, 8 марта, день воспитателя, день защитников отечества и т.д.

Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для развития детей, т.к. в ней предусмотрено проведение бесед с воспитанникам о возникновении бумаги, о ее производстве, ознакомление с бумагой в процессе выполнения практических работ, опытов, наблюдений.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа “Творчество + фантазия” по дополнительному образованию рассчитана на 1 года (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы организовывать детей лучше по подгруппам. Мальчики занимаются отдельно в одной подгруппе, девочки в другой. Программа “Творчество + фантазия” рассчитана на детей 5–6 лет. Проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность – не более 25 минут.

Формы организации детей различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,– так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно образовательной деятельности:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на непосредственно образовательной деятельности:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
  • групповой – организация работы в группах,
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,
  • и другие.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; развитие гендерной принадлежности; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

– выставки детских работ в детском саду;
– составление альбома лучших работ;
– участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности;
– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
– творческий отчет воспитателя на педсовете.

Содержание программы для девочек.

Наименования раздела Теоретические знания Практические знания
1. Беседа по охране труда. Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на непосредственно образовательной деятельности. Просмотр презентации.
2. Знакомство с различными видами бумаги. Познакомить с разными видами бумаги; с её свойствами, спецификой. Показ наглядного материала, дидактические игры. Дети пробуют рвать, мять, мочить бумагу. Понимают, что из разнофактурной бумаги делают различные поделки.
3. Коллективная работа “Осенняя картина”. Беседа об осени, о признаках. Показ иллюстраций, проведение пальчиковых игр. Создание коллажа из разного вида бумаги с использованием природного материала.
4. “Дары осени”. Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). Дети самостоятельно выбирают материал и тему своей работы после рассказа воспитателя.
5. “В саду созрели фрукты”. Загадывание загадок, д/и “Назови фрукт”. Показ наглядного материала, проведение пальчиковых игр. Из разнофактурной бумаги дети создают чудо фрукты.
6. “Ягода малина”. Беседа, загадывание загадок, чтение стихов. Девочки самостоятельно создают объёмные поделки из бумажных шаров.
7. “За грибами”. Беседа о полезных и о вредных грибах. Вспомнить название грибов. Просмотр слайдовой презентации, дидактические игры. В технике бумагопластики дети создают объёмные поделки.
8. “Осеннее дерево”. Беседа о деревьях. Какие деревья осенью. Рассматривание репродукции картин известных художников. Девочки самостоятельно выбирают материал для работы и создают осеннюю композицию из разных материалов.
9. Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. Познакомить с техникой обрывная аппликация.
10. “Моя любимая юбка”. Побеседовать с девочками какая самая любимая юбка, какого цвета и т.д. Девочки на картонной основе рисуют свою любимую юбку в технике обрывная аппликация.
11. “Мои любимые туфли”. Беседа, рассматривание картин. Проведение дидактических игр с использованием слайд шоу, физминуток. Девочки самостоятельно выбирают материал, технику для своей работы.
12. “Домик в деревне”. Беседа, чтение стихов, проведение д/и с использованием слайдовой презентации. Девочки должны “посадить” цветы, деревья возле домиков, которые построили мальчики.
13. “Зимний пейзаж”. Беседа, загадывание загадок, рассматривание репродукции картин известных художников. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Проведение д/и. С помощью разных материалов девочки создают коллективную работу, каллаж в разных техниках.
14. “Пингвины на льдине”. Рассказ, загадывание загадок. Рассматривание картинок. Проведение подвижных игр. Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги, бросового материала на картонной основе создаётся объёмная картина.
15. “Снегирь на ветке”. Рассказ “Что за птица Снегирь”. Загадывание загадок, проведение подвижных игр, д/и с использованием слайд шоу. В техниках аппликация, бумажная пластика, квиллинг с использованием природного материала дети делают поделку “Снегирь на ветке”
16. “Здравствуй дедушка мороз”. Беседа о празднике Новый год, о дедушке морозе. Загадывание загадок, рассматривание картинок. Проведение подвижных и дидактических игр. Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги создаётся объёмная новогодняя открытка.
17. Знакомство с техникой “Квиллинг”. Познакомить с новой техникой “Квиллинг”. Рассказать историю возникновения. Прокручивание бумажных полосок.
18. По замыслу в технике квиллинга. Напомнить что такое квиллинг. Технику выполнения. Проведение подвижной игры, пальчиковая гимнастика. Дети выполняют любую работу по замыслу в технике квиллинг.
19. “Животные холодных стран”. Беседа, рассказ. Рассматривание картинок животных холодных стран. Проведение физкультминутки и пальчиковой гимнастики. Д/и “Кто это?” Белый медведь. В технике бумажной пластики дети выполняют объёмную поделку, из бумажных салфеток.
20. “Подарки нашим защитникам”. Беседа, рассказ о празднике “день защитников отечества”. Чтение стихов. Проведение подвижных игр. Девочки с помощью педагога решают какие подарки, поделки сделать для мальчиков. Делают поделки для мальчиков.
21. “Моя любимая кошка”. Сформировать понятие “домашние животные”:

рассказать об их жизни и существенных признаках;
живут рядом с человеком, человек о них заботится.

Д.и. “Найди детеныша”.

В технике обрывная аппликация с использованием бросового материала, девочки делают поделку “Моя любимая кошка”.
22. “Петушок с высокой спицы…”. Беседа о домашних птицах. Загадывание загадок, чтение стихов. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дидактических игр. В техниках бумажной пластики, квиллинга, с использованием бросового и природных материалов создаётся сюжетная картина.
23. “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. Беседа, рассказ. Рассматривание картин. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Из природных материалов с помощью техник бумажной пластики создаётся сюжетная картина.
24. “Мамочка милая моя”. Рассказ о празднике “8 марта”, о традициях этого праздника. Чтение стихов, проведение пальчиковой гимнастики. Создание поделок для своих любимых мам в разных техниках по выбору детей.
25. Знакомство с техникой “Торцевание”. Познакомить с новой техникой торцевание. Рассказать история возникновения. Рассматривание готовых поделок в технике торцевания. Педагог раздаёт квадратики из гофрированной бумаги, дети пробуют выполнить задание в технике торцевание.
26. По замыслу в технике торцевания. Напомнить технику выполнения. Дети самостоятельно выбирают тему своей работы и выполняют в технике торцевания.
27. Знакомство с техникой “Модульное оригами”. Познакомить с новой техникой модульное оригами, рассказать историю возникновения. Рассмотреть готовые поделки, выполненные в технике модульное оригами. Дети складывают треугольники (модули) в технике оригами для создания поделки в технике модульное оригами.
28. Коллективная работа в технике модульное оригами. Беседа, рассказ. Проведение подвижной игры, пальчиковой гимнастики. Из готовых модулей с помощью педагога дети складывают одну большую поделку “Лебедь”.
29. “Перелётные птицы”. Рассказать о перелетных и зимующих птицах:

причины отлета птиц;
классификация птиц на зимующих (синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания;

Как помочь птицам в зимних условиях.

Д.и. “Кто что ест”.

Из разнофактурной бумаги и природных материалов дети выполняют работу.
30. “Золотая рыбка”. Беседа о рыбах. Чтение стихов, проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Из гофрированной бумаги, природного материала и бросового материала создают поделку “Рыбки в аквариуме”.
31. Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. Познакомить с новой техникой “Айрис фолдинг”. Рассматривание готовых поделок, рассказ об истории. -
32. По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. Напомнить технику выполнения айрис фолдинг. Предложить на выбор несколько вариантов. Девочки самостоятельно выбирают тему своей работы в технике айрис фолдинг.
33. “Цветы небывалой красоты”. Беседа о цветах. Загадывание загадок. Проведение подвижных, дидактических игр. Девочки самостоятельно выбирают материал, и создают красивую цветочную композицию в разных техниках.
34. Итог. Викторина “Что, где, когда?” Проведение викторины в форме игры. Вопросы по всем техникам. В форме игры “Что, где, когда” проводится викторина, в ходе которой девочки отвечают на поставленные вопросы. Педагог показывает готовую поделку, дети отвечают в какой технике выполнено и т.д.

Тематическое планирование для девочек.

№ п/п. Наименование тем. Интеграция НОД. Задачи. Количество часов.
Теория. Практика. Всего.
Сентябрь.
1 Беседа по охране труда. Безопасность, здоровье, социализация. Закреплять умение соблюдать правила

участия в играх, работы с природным материалом, с ножницами.

Приучать детей организовывать подвижные игры, выполнять физкультминутки.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься.

25 мин 25 мин
2 Знакомство с различными видами бумаги. Познание. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и качества бумаги (цвет, форма, величина, материал т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание. 15 мин 10 мин 25 мин
3 Коллективная работа “Осенняя картина”. Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Беседа об осенних признаках, развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
4 “Дары осени”. Познание, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Беседа об овощах и фруктах.

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

25 мин 25 мин
Октябрь.
5 “В саду созрели фрукты”. Познание, коммуникация, социализация. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Беседа о фруктах.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.

25 мин 25 мин
6 “Ягода малина”. Социализация, Труд, Познание, коммуникация, Художественное творчество. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; продолжать формировать интерес к “малой Родине”.

Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бумаги разного вида , прочно соединяя части.

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение поддерживать беседу

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции

25 мин 25 мин
7 “За грибами”. Познание, труд, коммуникация, социализация. Знакомить с новым видом бумаги гофрированной.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, скатывания шаров и маленьких шариков, толстых жгутов.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

25 мин 25 мин
8 “Осеннее дерево”. Познание, труд, коммуникация, здоровье. Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми поделками и тем, что дети видят в окружающей жизни.

Продолжать учить составлять композицию разными техниками.

Поощрять попытки делится с педагогам и другими детьми своими впечатлениями, уточнить источник полученной информации.

Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности.

25 мин 25 мин
Ноябрь.
9 Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. Познание, социализация, коммуникация. Познакомить детей с новой техникой “Обрывная аппликация”.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

15 мин 10 мин 25 мин
10 “Моя любимая юбка”. Познание, коммуникация, социализация, здоровье. Продолжать закреплять умение создавать из бумаги объёмные фигуры, продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине; Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, расположение);

Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, формирование гендерной принадлежности;

Следить за правильной осанкой; Продолжать развивать мелкую моторику рук.

25 мин 25 мин
11 “Мои любимые туфли”. Труд, Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье. продолжать совершенствовать умение работать с различным видом бумаги. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Рассмотреть виды обуви, вспомнить названия.

Развитие мышления, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме. Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Развивать творчество детей, инициативность, самостоятельность.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Развитие мелкой моторики пальцев.

25 мин 25 мин
12 “Домик в деревне”. Труд, Познание, коммуникация. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работа (с помощью взрослого).

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Поговорить о профессии строителя.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
Декабрь.
13 “Зимний пейзаж”. Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
14 “Пингвины на льдине”. Познание, коммуникация, социализация, труд. Беседа с детьми о пингвинах, где живут, чем питаются и т.п.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
15 “Снегирь на ветке”. Социализация, труд, коммуникация. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
16 “Здравствуй дедушка мороз”. Социализация, познание, коммуникация. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Поговорить о празднике новый год, рассказать историю о дедушке морозе (откуда он и т.п.)

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

25 мин 25 мин
Январь.
17 Знакомство с техникой “Квиллинг”. Познание. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Объяснить методы изготовления поделок в технике квиллинга. 15 мин 10 мин 25 мин
18 По замыслу в технике квиллинга. Художественное творчество, коммуникация. Развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
Февраль.
19 “Животные холодных стран”. Познание, коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о природе. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

25 мин 25 мин
20 “Подарки нашим защитникам”. Познание, коммуникация, труд, художественное творчество. Поговорить с детьми о празднике “День защитников отечества”.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Закреплять умение складывать из бумаги объёмные поделки.

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

25 мин 25 мин
21 “Моя любимая кошка”. Познание, коммуникация. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
22 “Петушок с высокой спицы…”. Познание, коммуникация, социализация. Расширять представления о домашних птицах, их повадках, зависимости от человека.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

25 мин 25 мин
Март.
23 “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. Познание, коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о природе. Познакомить с птицей ласточка.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

25 мин 25 мин
24 “Мамочка милая моя”. Познание, коммуникация, социализация. Поговорить с детьми о празднике 8 марта.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу, любовь.

25 мин 25 мин
25 Знакомство с техникой “Торцевание”. Познание, социализация. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в технике торцевания.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

15 мин 10 мин 25 мин
26 По замыслу в технике торцевания. Художественное творчество, коммуникация. Продолжать развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
Апрель.
27 Знакомство с техникой “Модульное оригами”. Познание, социализация. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в технике модульное оригами.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

20 мин 5 мин 25 мин
28 Коллективная работа в технике модульное оригами. Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой, складывать в технике оригами. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие детского творчества.

25 мин 25 мин
29 “Перелётные птицы”. Познание, Коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о природе. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

25 мин 25 мин
30 “Золотая рыбка”. Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие детского творчества.

25 мин 25 мин
Май.
31 Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. Познание. Познакомить детей с новой техникой. Показать методы и приёмы работы в технике айрис фолдинг. 25 мин 25 мин
32 По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. Художественное творчество, коммуникация. Продолжать развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
33 “Цветы небывалой красоты”. Познание, художественное творчество. Закреплять умение наблюдать за растениями.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Продолжать знакомить с растениями.

Закреплять умение ухаживать за растениями.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

25 мин 25 мин
34 Итог. Викторина “Что, где, когда?” Познание, коммуникация, социализация. Вспомнить все техники, которые проходили, все виды бумаги которые использовали в своих работах. Методы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

15 мин 10 мин 25 мин
Итого. 1 час 25 мин 11 часов 45 мин 13 часов 10 мин

Содержание программы для мальчиков.

Наименования раздела Теоретические знания Практические знания
1.Беседа по охране труда. Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на непосредственно образовательной деятельности. Просмотр презентации.
2. Знакомство с различными видами бумаги. Познакомить с разными видами бумаги; с её свойствами, спецификой. Показ наглядного материала, дидактические игры. Дети пробуют рвать, мять, мочить бумагу. Понимают, что из разнофактурной бумаги делают различные поделки.
3. Коллективная работа “Осенняя картина”. Беседа об осени, о признаках. Показ иллюстраций, проведение пальчиковых игр. Создание коллажа из разного вида бумаги с использованием природного материала.
4. “Дары осени”. Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). Дети самостоятельно выбирают материал и тему своей работы после рассказа воспитателя.
5. “В саду созрели фрукты”. Загадывание загадок, д/и “Назови фрукт”. Показ наглядного материала, проведение пальчиковых игр. Из разнофактурной бумаги дети создают чудо фрукты.
6. “Ягода малина”. Беседа, загадывание загадок, чтение стихов. Мальчики самостоятельно создают объёмные поделки из бумажных шаров.
7. “За грибами” (корзина). Беседа о полезных и о вредных грибах. Вспомнить название грибов. Просмотр слайдовой презентации, дидактические игры. В технике бумагопластики мальчики создают корзины.
8. “Осеннее дерево”. Беседа о деревьях. Какие деревья осенью. Рассматривание репродукции картин известных художников. Мальчики самостоятельно выбирают материал для работы и создают осеннюю композицию из разных материалов.
9. Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. Познакомить с техникой обрывная аппликация.
10. “Мой любимый свитер”. Побеседовать с девочками какая самая любимая юбка, какого цвета и т.д. Мальчики на картонной основе рисуют свой любимый свитер в технике “обрывная аппликация”.
11. “Мои любимые красовки”. Беседа, рассматривание картин. Проведение дидактических игр с использованием слайд шоу, физминуток. Мальчики самостоятельно выбирают материал, технику для своей работы.
12. “Домик в деревне”. Беседа, чтение стихов, проведение д/и с использованием слайдовой презентации. Из природных материалов на картонной основе мальчики строят домик.
13. “Зимний пейзаж”. Беседа, загадывание загадок, рассматривание репродукции картин известных художников. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Проведение д/и. С помощью разных материалов девочки создают коллективную работу, каллаж в разных техниках.
14. “Пингвины на льдине”. Рассказ, загадывание загадок. Рассматривание картинок. Проведение подвижных игр. Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги, бросового материала на картонной основе создаётся объёмная картина.
15. “Кормушка”. Беседа о том, для чего нужна кормушка. Загадывание загадок, проведение подвижных игр, д/и с использованием слайд шоу. Из природного материала мальчики строят кормушки для птичек, которых сделают девочки.
16. “Здравствуй дедушка мороз”. Беседа о празднике Новый год, о дедушке морозе. Загадывание загадок, рассматривание картинок. Проведение подвижных и дидактических игр. Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги создаётся объёмная новогодняя открытка.
17. Знакомство с техникой “Квиллинг”. Познакомить с новой техникой “Квиллинг”. Рассказать историю возникновения. Прокручивание бумажных полосок.
18. По замыслу в технике квиллинга. Напомнить что такое квиллинг. Технику выполнения. Проведение подвижной игры, пальчиковая гимнастика. Дети выполняют любую работу по замыслу в технике квиллинг.
19. “Мы едем, едем, едем…”. Беседа о разных видах транспорта. Проведение физминутки и пальчиковой гимнастики. Из природного и бросового материала мальчики строят машины. Самостоятельно выбирая вид транспорта.
20. “Игрушка танк”. Беседа, рассказ о празднике “день защитников отечества”. Чтение стихов. Проведение подвижных игр. Из спичечных коробок мальчики строят танки, обклеивают гофрированной бумагой.
21. “Моя любимая собачка”. Сформировать понятие “домашние животные”:

рассказать об их жизни и существенных признаках;
живут рядом с человеком, человек о них заботится.

Д.и. “Найди детеныша”.

В технике обрывная аппликация с использованием бросового материала, девочки делают поделку “Моя любимая собачка”.
22. “Петушок с высокой спицы…”. Беседа о домашних птицах. Загадывание загадок, чтение стихов. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дидактических игр. В техниках бумажной пластики, квиллинга, с использованием бросового и природных материалов создаётся сюжетная картина.
23. “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. Беседа, рассказ. Рассматривание картин. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Из природных материалов с помощью техник бумажной пластики создаётся сюжетная картина.
24. “День девочек”. Рассказ о празднике “8 марта”, о традициях этого праздника. Чтение стихов, проведение пальчиковой гимнастики. Создание поделок для своих любимых девочек в разных техниках по выбору детей.
25. Знакомство с техникой “Торцевание”. Познакомить с новой техникой торцевание. Рассказать история возникновения. Рассматривание готовых поделок в технике торцевания. Педагог раздаёт квадратики из гофрированной бумаги, дети пробуют выполнить задание в технике торцевание.
26. По замыслу в технике торцевания. Напомнить технику выполнения. Дети самостоятельно выбирают тему своей работы и выполняют в технике торцевания.
27. Знакомство с техникой “Модульное оригами”. Познакомить с новой техникой модульное оригами, рассказать историю возникновения. Рассмотреть готовые поделки, выполненные в технике модульное оригами. Дети складывают треугольники (модули) в технике оригами для создания поделки в технике модульное оригами.
28. Коллективная работа в технике модульное оригами. Беседа, рассказ. Проведение подвижной игры, пальчиковой гимнастики. Из готовых модулей с помощью педагога дети складывают одну большую поделку “Лебедь”
29. “Космонавты”. Рассказать о празднике “День космоса”. Проведение подвижных, дидактических игр. Из разнофактурной бумаги и природных материалов дети выполняют работу.
30. “Ракета полетела”. Беседа, чтение стихов. Проведение подвижных, дидактических игр. Из гофрированной бумаги, природного материала и бросового материала создают поделку “Ракета”.
31. Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. Познакомить с новой техникой “Айрис фолдинг”. Рассматривание готовых поделок, рассказ об истории. -
32. По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. Напомнить технику выполнения айрис фолдинг. Предложить на выбор несколько вариантов. Мальчики самостоятельно выбирают тему своей работы в технике айрис фолдинг.
33. “Вечный огонь”. Беседа о празднике “День победы”, рассматривание картинок, чтение стихов. Проведение подвижных игр. Из гофрированной бумаги, природного материала мальчики выполняют задание.
34. Итог. Викторина “Что, где, когда?” Проведение викторины в форме игры. Вопросы по всем техникам. В форме игры “Что, где, когда” проводится викторина, в ходе которой девочки отвечают на поставленные вопросы. Педагог показывает готовую поделку, дети отвечают в какой технике выполнено и т.д.

Тематическое планирование для мальчиков.

№ п/п Наименование тем. Интеграция НОД. Задачи. Количество часов.
Теория. Практика. Всего.
Сентябрь.
1 Беседа по охране труда. Безопасность, здоровье, социализация. Закреплять умение соблюдать правила

участия в играх, работы с природным материалом, с ножницами.

Приучать детей организовывать подвижные игры, выполнять физминутки.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься.

25 мин 25 мин
2 Знакомство с различными видами бумаги. Познание. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и качества бумаги (цвет, форма, величина, материалл т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание. 15 мин 10 мин 25 мин
3 Коллективная работа “Осенняя картина”. Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Беседа об осенних признаках, развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
4 “Дары осени”. Познание, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Беседа об овощах и фруктах.

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье.

Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

25 мин 25 мин
Отябрь.
5 “В саду созрели фрукты”. Познание, коммуникация, социализация. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Беседа о фруктах.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.

25 мин 25 мин
6 “Ягода малина”. Социализация, Труд, Познание, коммуникация, Художественное творчество. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; продолжать формировать интерес к “малой Родине”.

Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бумаги разного вида , прочно соединяя части.

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение поддерживать беседу

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции

25 мин 25 мин
7 “За грибами” (корзина). Познание, труд, коммуникация, социализация. Знакомить с новым видом бумаги гофрированной.

Совершенствовать навыки работы с бумагой, с природными материалами.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

25 мин 25 мин
8 “Осеннее дерево”. Познание, труд, коммуникация, здоровье. Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми поделками и тем, что дети видят в окружающей жизни.

Продолжать учить составлять композицию разными техниками.

Поощрять попытки делится с педагогам и другими детьми своими впечатлениями, уточнить источник полученной информации.

Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности.

25 мин 25 мин
Ноябрь.
9 Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. Познание, социализация, коммуникация. Познакомить детей с новой техникой “Обрывная аппликация”.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

15 мин 10 мин 25 мин
10 “Мой любимый свитер”. Познание, коммуникация, социализация, здоровье. Продолжать закреплять умение создавать из бумаги объёмные фигуры с использованием природного материала; Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, расположение);

Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, формирование гендерной принадлежности;

Следить за правильной осанкой; Продолжать развивать мелкую моторику рук.

25 мин 25 мин
11 “Мои любимые кроссовки”. Труд, Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье. продолжать совершенствовать умение работать с различным видом бумаги. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

рассмотреть виды обуви, вспомнить названия.

развитие мышления, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме. Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

развивать творчество детей, инициативность, самостоятельность.

воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

развитие мелкой моторики пальцев.

25 мин 25 мин
12 “Домик в деревне”. Труд, Познание, коммуникация. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работа (с помощью взрослого).

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Поговорить о профессии строителя.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
Декабрь.
13 “Зимний пейзаж”. Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
14 “Пингвины на льдине”. Познание, коммуникация, социализация, труд. Беседа с детьми о пингвинах, где живут, чем питаются и т.п.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

25 мин 25 мин
15 “Кормушка”. Социализация, труд, коммуникация. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему. Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Закреплять умение создавать из природных материалов постройки.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
16 “Здравствуй дедушка мороз”. Социализация, познание, коммуникация. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Поговорить о празднике новый год, рассказать историю о дедушке морозе (откуда он и т.п.)

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

25 мин 25 мин
Январь.
17 Знакомство с техникой “Квиллинг”. Познание. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Объяснить методы изготовления поделок в технике квиллинга. 15 мин 10 мин 25 мин
18 По замыслу в технике квиллинга. Художественное творчество, коммуникация. Развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

25 мин 25 мин
Февраль.
19 “Мы едем, едем, едем…”. Познание, коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о транспорте.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

25 мин 25 мин
20 “Игрушка танк”. Познание, коммуникация, труд, художественное творчество. Поговорить с детьми о празднике “День защитников отечества”.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Закреплять умение складывать из бумаги объёмные поделки.

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество.

25 мин 25 мин
21 “Моя любимая собачка”. Познание, коммуникация. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
22 “Петушок с высокой спицы…”. Познание, коммуникация, социализация. Расширять представления о домашних птицах, их повадках, зависимости от человека.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

25 мин 25 мин
Март.
23 “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. Познание, коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о природе. Познакомить с птицей ласточка.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

25 мин 25 мин
24 “День девочек”. Познание, коммуникация, социализация. Поговорить с детьми о празднике 8 марта.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу, любовь.

25 мин 25 мин
25 Знакомство с техникой “Торцевание”. Познание, социализация. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в технике торцевания.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

15 мин 10 мин 25 мин
26 По замыслу в технике торцевания. Художественное творчество, коммуникация. Продолжать развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
Апрель.
27 Знакомство с техникой “Модульное оригами”. Познание, социализация. Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в технике модульное оригами.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

20 мин 5 мин 25 мин
28 Коллективная работа в технике модульное оригами. Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой, складывать в технике оригами. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие детского творчества.

25 мин 25 мин
29 “Космонавты”. Познание, Коммуникация. Расширять и уточнять представления детей о космосе. Расширять и обогащать знания детей о празднике. Рассказать о Ю. Гагарине.

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации

25 мин 25 мин
30 “Ракета полетела”. Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. Совершенствовать умение работать с бумагой. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.

Развитие детского творчества.

25 мин 25 мин
Май.
31 Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. Познание. Познакомить детей с новой техникой. Показать методы и приёмы работы в технике айрис фолдинг. 25 мин 25 мин
32 По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. Художественное творчество, коммуникация. Продолжать развивать самостоятельность, воображение.

Продолжать развивать речь как средство общения.

25 мин 25 мин
33 “Вечный огонь”. Познание, художественное творчество. Поговорить о празднике “День победы”; объяснить значение вечного огня и т.п.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

25 мин 25 мин
34 Итог. Викторина “Что, где, когда?” Познание, коммуникация, социализация. Вспомнить все техники, которые проходили, все виды бумаги которые использовали в своих работах. Методы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

15 мин 10 мин 25 мин
Итого. 1 час 25 мин 11 часов 45 мин 13 часов 10 мин

Итоговые мероприятия.

В конце каждой недели организовываются выставки детских работ.

  1. Презентация программы родителям.
  2. Праздник осени.
  3. Выставка детских работ.
  4. Участие в районом конкурсе “Зимние узоры”.
  5. Викторина.
  6. Праздник новый год. Выставка детского творчества.
  7. Зимняя олимпиада.
  8. Праздник 23 февраля. Изготовление подарков для мальчиков группы, пап и дедушек.
  9. Праздник 8 марта.
  10. Составление альбома лучших работ.
  11. Праздник “весна красна”, выставка детских работ.
  12. Участие в различных конкурсах эстетической направленности.
  13. Викторина “домашние задания”.
  14. Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
  15. Викторина “Что? Где? Когда?”
  16. Творческий отчёт воспитателя на педсовете.

Методическое обеспечение.

Программа построена так, что воспитанники преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.

Важно организовать работу воспитанников таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.

Большую роль в успехе реализации программы объединения “Творчество + фантазия” играет необходимое умение педагога создать на каждой непосредственно образовательной деятельности атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.

Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:

– объяснительно-иллюстративные (рассказы, беседы, демонстрация некоторых изделий);
– репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей изделия);
– словесные (викторины, беседы, составления плана устно и т.д.);
– проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.);
– основной метод проведения непосредственно образовательной деятельности – практический.

Во время образовательной деятельности применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнение начального этапа: надрезы, прорези, скручивание, сгибание. Тогда же говорится об областях применения данного приёма, даётся творческое задание. Дети использует его, додумывая детали.

В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

– определение задачи;
– его обсуждение;
– воплощение в материале;
– анализ работы.

Так выполняется изготовление поделок.

При работе по методике проекта особенно важно обеспечить мотивацию, настрой на тему – заранее даётся идея, как бы невзначай, чтобы дети считали, что инициатива исходит от них. Дети должны хотеть воплотить эту идею.

Необходимые материалы и инструменты:

– бумага разного вида;
– природный материал;
– бросовый материал;
– клей ПВА, клей-карандаш;
– ножницы;
– наглядные пособия: схемы, рисунки, коллекции бумаги и картона.

Приложение.

Материалы мониторинга.

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка.

Цель: создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.

Динамика формирования интегративного качества.

“Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”.

Дата проведения: сентябрь.

Группа: старшая.

Ф.И.

ребенка.

Использование вербальных и невербальных средств общения. Владение диалогической речью. Владение конструктивными способами взаимодействия со взрослыми. Форма общения со взрослыми. Форма общения со сверстниками. Владение культурой общения. Всего баллов. Суммарный уровень.

Интегративное качество “Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”

  • Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.
  • Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
  • Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
  • Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым.
  • Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.
  • Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
  • Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Динамика формирования интегративного качества.

“Способный управлять своим поведением (Произвольность)”.

Ф.И.

ребенка.

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм поведения. Соблюдение правил поведения на улице, в общественных местах. Осознание своей жизнедеятельности. Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений. Способность к волевому усилию. Соподчинение мотивов. Всего баллов. Суммарный уровень.

Интегративное качество “Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения”.

  • Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
  • Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.
  • Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее.
  • Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.
  • В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется “вежливыми” словами.

Динамика формирования интегративного качества.

“Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности”.

Ф.И.

ребенка

Игра Рисование Лепка Аппликация Конструирование Труд Музыка Всего баллов Суммарный

уровень

Интегративное качество “Овладевший необходимыми умениями и навыками”.

  • У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Динамика формирования интегративных качеств.

“Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”.

Ф.И.

ребенка

Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (наглядный образец) Самоконтроль (наглядный образец) Самооценка

(наглядный образец)

Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) Самоконтроль

(словесный образец)

Самооценка

(словесный образец)

Всего баллов Суммарный уровень

Интегративное качество “Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”.

  • Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.
  • Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
  • Способен сосредоточенно действовать в течение 15–25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.

Образовательная область “Труд”.

  • Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.
  • Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.
  • Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
  • Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Образовательная область “Художественное творчество”.

  • Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
  • Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование.

  • Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Лепка.

  • Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
  • Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация.

  • Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Мониторинг

  1. Когда появилась "Бумажная пластика"?
  2. Главное при изучении "Бумажной пластики"?
  3. Какие виды (техники) бумагопластики вы знаете?
  4. Какие способы обработки бумаги вам известны?
  5. Необходимые материалы и инструменты в бумагопластике?
  6. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  7. Владеет приемами работы с различными видами бумаги, природного и бросового материала.
  8. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  9. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  10. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  11. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  12. Выполняет работу по замыслу.
  13. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  14. Показывает уровень воображения и фантазии.
  15. Использует в работе разные способы ручного труда.

Педагогическое обследование детей.

п/п

Задания, вопросы Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования
1 Узнай и назови вид материала, его свойства и технику. Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты. Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств. Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств.
2 Овладение приемами работы с материалами. Клей, ножницы, стека, палочки. Владеет приемами (режет, склеивает). Владеет приемами.
3 Развитие конструированных способностей и художественного вкуса. Природный, бросовый и вспомогательный материал. Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее. Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого.
4 Мелкая моторика рук. Мелкие вспомогательные детали, мозаика. Прочно скрепляет детали самостоятельно. Пытается скреплять самостоятельно или с помощью.


Зайка (модульное оригами) самостоятельная работа педагога с детьми


Елочка (Айрис Фолдинг)


В замке снежной королевы


Герб нашего села (торцеванин)


Цветы необычной красоты.


Осенняя картина (коллективная работа).