“Обучить творческому акту нельзя,
Но это вовсе не значит, что нельзя
воспитателю содействовать
его образованию и проявлению”.
Л.С. Выготский
Программа “Творчество плюс фантазия” является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий: Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева “Программа дошкольного образования “От рождения до школы”; И.А. Лыкова “Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет”; Т.С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности” в старшей группе; И.А. Лыкова “Художественный труд в детском саду” старшая группа.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа “Творчество + фантазия” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Новизна программы “Творчество + фантазия” заключается в том, что осуществляется полоролевой подход к организации детей в кружковой работе.
– Что такое именно полоролевое воспитание?
– Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.Проблема полового воспитания подрастающего поколения – одна из сложных и противоречивых научных проблем, от решения которой во многом зависит физическое, психосоциальное и духовное здоровье общества.
На современном этапе необходима такая разработка системы полового воспитания, которая была бы направлена на помощь ребенку в усвоении им половой роли, способов полоролевого поведения и взаимоотношений, развитии полоспецифических качеств личности.
Организации дополнительного кружка “Творчество+фантазия” осуществляется по подгруппам отдельно с мальчиками, отдельно с девочками, соответственно подбираются и разные задания.
Кружковая работа осуществляется во второй половине дня и включена в вариативный блок основной общеобразовательной программы ДОУ.
Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию мелкой моторики рук.
В работе с бумагой дети познакомятся со следующими техниками:
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Айрис фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.
Обрывная аппликация – один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа – лист картона, материал – разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент – клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.
Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что:
- систематическое взаимодействие с бумагой создает условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей ОНР;
- полоролевой подход способствует индивидуализации процесса образования.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.
Статистика показывает, что в последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В нашем учреждении количество детей с ОВЗ с 2002 года увеличилось с 12 детей до 40. Если в 2002 году в коррекционной группе в основном были дети имеющие фонетико-фонетическое нарушение речи, то на сегодняшний день это дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Для решения данной проблемы в нашем дошкольном учреждении открыты дополнительные группы компенсирующей направленности, в том числе для детей раннего возраста. Организовать деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и с задержкой психического развития всегда сложно, так как у этих детей незрелая эмоционально – волевая сфера, недоразвитая познавательная деятельность и речь детей.
Внедрение программы “Творчество+фантазия” позволит педагогам создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие речи детей.
Художественное творчество – показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.
Цель: создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.
Программа предусматривает реализацию обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие: сформировать умения работать с материалами, которые используются в бумажной пластике и с различными техниками, способами и приёмами работы с разнофактурной бумагой.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономичное отношение к используемым материалам; прививать стремление к творчеству.
Развивающие: развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей; развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения; полоролевое развитие детей в процессе воспитательно-образовательной работы.
Отличительной особенностью программы что “Творчество + фантазия” является то, что она включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике модульное оригами, айрис фолдинг, квиллинг, торцевание; используются также природный материал и бросовый.
Работы детей используются в оформлении интерьера группы и холла ДОУ. Они служат дополнением в оформлении уголка для родителей. Продукты деятельности детей используются как подарки к таким праздникам как: день именинника, день матери, 8 марта, день воспитателя, день защитников отечества и т.д.
Данную программу следует рассматривать и как мощный стимул для развития детей, т.к. в ней предусмотрено проведение бесед с воспитанникам о возникновении бумаги, о ее производстве, ознакомление с бумагой в процессе выполнения практических работ, опытов, наблюдений.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа “Творчество + фантазия” по дополнительному образованию рассчитана на 1 года (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы организовывать детей лучше по подгруппам. Мальчики занимаются отдельно в одной подгруппе, девочки в другой. Программа “Творчество + фантазия” рассчитана на детей 5–6 лет. Проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность – не более 25 минут.
Формы организации детей различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,– так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственно образовательной деятельности:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение).
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на непосредственно образовательной деятельности:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися,
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем,
- и другие.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; развитие гендерной принадлежности; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– выставки детских работ в детском саду;
– составление альбома лучших работ;
– участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно –
эстетической направленности;
– презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
– творческий отчет воспитателя на педсовете.
Содержание программы для девочек.
Наименования раздела | Теоретические знания | Практические знания |
1. Беседа по охране труда. | Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на непосредственно образовательной деятельности. | Просмотр презентации. |
2. Знакомство с различными видами бумаги. | Познакомить с разными видами бумаги; с её свойствами, спецификой. Показ наглядного материала, дидактические игры. | Дети пробуют рвать, мять, мочить бумагу. Понимают, что из разнофактурной бумаги делают различные поделки. |
3. Коллективная работа “Осенняя картина”. | Беседа об осени, о признаках. Показ иллюстраций, проведение пальчиковых игр. | Создание коллажа из разного вида бумаги с использованием природного материала. |
4. “Дары осени”. | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). | Дети самостоятельно выбирают материал и тему своей работы после рассказа воспитателя. |
5. “В саду созрели фрукты”. | Загадывание загадок, д/и “Назови фрукт”. Показ наглядного материала, проведение пальчиковых игр. | Из разнофактурной бумаги дети создают чудо фрукты. |
6. “Ягода малина”. | Беседа, загадывание загадок, чтение стихов. | Девочки самостоятельно создают объёмные поделки из бумажных шаров. |
7. “За грибами”. | Беседа о полезных и о вредных грибах. Вспомнить название грибов. Просмотр слайдовой презентации, дидактические игры. | В технике бумагопластики дети создают объёмные поделки. |
8. “Осеннее дерево”. | Беседа о деревьях. Какие деревья осенью. Рассматривание репродукции картин известных художников. | Девочки самостоятельно выбирают материал для работы и создают осеннюю композицию из разных материалов. |
9. Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. | Познакомить с техникой обрывная аппликация. | |
10. “Моя любимая юбка”. | Побеседовать с девочками какая самая любимая юбка, какого цвета и т.д. | Девочки на картонной основе рисуют свою любимую юбку в технике обрывная аппликация. |
11. “Мои любимые туфли”. | Беседа, рассматривание картин. Проведение дидактических игр с использованием слайд шоу, физминуток. | Девочки самостоятельно выбирают материал, технику для своей работы. |
12. “Домик в деревне”. | Беседа, чтение стихов, проведение д/и с использованием слайдовой презентации. | Девочки должны “посадить” цветы, деревья возле домиков, которые построили мальчики. |
13. “Зимний пейзаж”. | Беседа, загадывание загадок, рассматривание репродукции картин известных художников. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Проведение д/и. | С помощью разных материалов девочки создают коллективную работу, каллаж в разных техниках. |
14. “Пингвины на льдине”. | Рассказ, загадывание загадок. Рассматривание картинок. Проведение подвижных игр. | Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги, бросового материала на картонной основе создаётся объёмная картина. |
15. “Снегирь на ветке”. | Рассказ “Что за птица Снегирь”. Загадывание загадок, проведение подвижных игр, д/и с использованием слайд шоу. | В техниках аппликация, бумажная пластика, квиллинг с использованием природного материала дети делают поделку “Снегирь на ветке” |
16. “Здравствуй дедушка мороз”. | Беседа о празднике Новый год, о дедушке морозе. Загадывание загадок, рассматривание картинок. Проведение подвижных и дидактических игр. | Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги создаётся объёмная новогодняя открытка. |
17. Знакомство с техникой “Квиллинг”. | Познакомить с новой техникой “Квиллинг”. Рассказать историю возникновения. | Прокручивание бумажных полосок. |
18. По замыслу в технике квиллинга. | Напомнить что такое квиллинг. Технику выполнения. Проведение подвижной игры, пальчиковая гимнастика. | Дети выполняют любую работу по замыслу в технике квиллинг. |
19. “Животные холодных стран”. | Беседа, рассказ. Рассматривание картинок животных холодных стран. Проведение физкультминутки и пальчиковой гимнастики. Д/и “Кто это?” | Белый медведь. В технике бумажной пластики дети выполняют объёмную поделку, из бумажных салфеток. |
20. “Подарки нашим защитникам”. | Беседа, рассказ о празднике “день защитников отечества”. Чтение стихов. Проведение подвижных игр. | Девочки с помощью педагога решают какие подарки, поделки сделать для мальчиков. Делают поделки для мальчиков. |
21. “Моя любимая кошка”. | Сформировать понятие “домашние
животные”: рассказать об их жизни и существенных признаках; Д.и. “Найди детеныша”. |
В технике обрывная аппликация с использованием бросового материала, девочки делают поделку “Моя любимая кошка”. |
22. “Петушок с высокой спицы…”. | Беседа о домашних птицах. Загадывание загадок, чтение стихов. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дидактических игр. | В техниках бумажной пластики, квиллинга, с использованием бросового и природных материалов создаётся сюжетная картина. |
23. “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. | Беседа, рассказ. Рассматривание картин. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. | Из природных материалов с помощью техник бумажной пластики создаётся сюжетная картина. |
24. “Мамочка милая моя”. | Рассказ о празднике “8 марта”, о традициях этого праздника. Чтение стихов, проведение пальчиковой гимнастики. | Создание поделок для своих любимых мам в разных техниках по выбору детей. |
25. Знакомство с техникой “Торцевание”. | Познакомить с новой техникой торцевание. Рассказать история возникновения. Рассматривание готовых поделок в технике торцевания. | Педагог раздаёт квадратики из гофрированной бумаги, дети пробуют выполнить задание в технике торцевание. |
26. По замыслу в технике торцевания. | Напомнить технику выполнения. | Дети самостоятельно выбирают тему своей работы и выполняют в технике торцевания. |
27. Знакомство с техникой “Модульное оригами”. | Познакомить с новой техникой модульное оригами, рассказать историю возникновения. Рассмотреть готовые поделки, выполненные в технике модульное оригами. | Дети складывают треугольники (модули) в технике оригами для создания поделки в технике модульное оригами. |
28. Коллективная работа в технике модульное оригами. | Беседа, рассказ. Проведение подвижной игры, пальчиковой гимнастики. | Из готовых модулей с помощью педагога дети складывают одну большую поделку “Лебедь”. |
29. “Перелётные птицы”. | Рассказать о перелетных и зимующих
птицах: причины отлета птиц; Как помочь птицам в зимних условиях. Д.и. “Кто что ест”. |
Из разнофактурной бумаги и природных материалов дети выполняют работу. |
30. “Золотая рыбка”. | Беседа о рыбах. Чтение стихов, проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. | Из гофрированной бумаги, природного материала и бросового материала создают поделку “Рыбки в аквариуме”. |
31. Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. | Познакомить с новой техникой “Айрис фолдинг”. Рассматривание готовых поделок, рассказ об истории. | - |
32. По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. | Напомнить технику выполнения айрис фолдинг. Предложить на выбор несколько вариантов. | Девочки самостоятельно выбирают тему своей работы в технике айрис фолдинг. |
33. “Цветы небывалой красоты”. | Беседа о цветах. Загадывание загадок. Проведение подвижных, дидактических игр. | Девочки самостоятельно выбирают материал, и создают красивую цветочную композицию в разных техниках. |
34. Итог. Викторина “Что, где, когда?” | Проведение викторины в форме игры. Вопросы по всем техникам. | В форме игры “Что, где, когда” проводится викторина, в ходе которой девочки отвечают на поставленные вопросы. Педагог показывает готовую поделку, дети отвечают в какой технике выполнено и т.д. |
Тематическое планирование для девочек.
№ п/п. | Наименование тем. | Интеграция НОД. | Задачи. | Количество часов. | ||
Теория. | Практика. | Всего. | ||||
Сентябрь. | ||||||
1 | Беседа по охране труда. | Безопасность, здоровье, социализация. | Закреплять умение соблюдать правила
участия в играх, работы с природным материалом, с ножницами. Приучать детей организовывать подвижные игры, выполнять физкультминутки. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься. |
25 мин | 25 мин | |
2 | Знакомство с различными видами бумаги. | Познание. | Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и качества бумаги (цвет, форма, величина, материал т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание. | 15 мин | 10 мин | 25 мин |
3 | Коллективная работа “Осенняя картина”. | Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. | Беседа об осенних признаках, развивать
умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с
общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
помогать друг другу при необходимости.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | |
4 | “Дары осени”. | Познание, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация. | Закреплять представления детей о том,
как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь
растений, животных и человека. Беседа об овощах и фруктах. Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье. Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
|
25 мин | 25 мин | |
Октябрь. | ||||||
5 | “В саду созрели фрукты”. | Познание, коммуникация, социализация. | Закреплять представления детей о том,
как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь
растений, животных и человека. Беседа о фруктах. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть. |
25 мин | 25 мин | |
6 | “Ягода малина”. | Социализация, Труд, Познание, коммуникация, Художественное творчество. | Воспитывать скромность, умение
проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и
знакам внимания; продолжать формировать интерес к “малой Родине”. Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бумаги разного вида , прочно соединяя части. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение поддерживать беседу Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции |
25 мин | 25 мин | |
7 | “За грибами”. | Познание, труд, коммуникация, социализация. | Знакомить с новым видом бумаги
гофрированной. Совершенствовать навыки работы с бумагой, скатывания шаров и маленьких шариков, толстых жгутов. Продолжать развивать речь как средство общения. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. |
25 мин | 25 мин | |
8 | “Осеннее дерево”. | Познание, труд, коммуникация, здоровье. | Продолжать развивать умение
устанавливать связь между создаваемыми поделками и тем, что дети видят в
окружающей жизни. Продолжать учить составлять композицию разными техниками. Поощрять попытки делится с педагогам и другими детьми своими впечатлениями, уточнить источник полученной информации. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности. |
25 мин | 25 мин | |
Ноябрь. | ||||||
9 | Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. | Познание, социализация, коммуникация. | Познакомить детей с новой техникой
“Обрывная аппликация”. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. |
15 мин | 10 мин | 25 мин |
10 | “Моя любимая юбка”. | Познание, коммуникация, социализация, здоровье. | Продолжать закреплять умение создавать
из бумаги объёмные фигуры, продолжать учить скатывать шаровидные комочки
одинаковые и разные по величине; Развивать восприятие, умение выделять
разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма,
расположение); Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми; Воспитывать уважительное отношение к окружающим, формирование гендерной принадлежности; Следить за правильной осанкой; Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
25 мин | 25 мин | |
11 | “Мои любимые туфли”. | Труд, Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье. | продолжать совершенствовать умение
работать с различным видом бумаги. Закреплять умение экономно и
рационально расходовать материалы. Рассмотреть виды обуви, вспомнить названия. Развитие мышления, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме. Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Развивать творчество детей, инициативность, самостоятельность. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развитие мелкой моторики пальцев. |
25 мин | 25 мин | |
12 | “Домик в деревне”. | Труд, Познание, коммуникация. | Формировать ответственность за
выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата
своей работа (с помощью взрослого). Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Поговорить о профессии строителя. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | |
Декабрь. | ||||||
13 | “Зимний пейзаж”. | Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. | Расширять и обогащать знания детей об
особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные
ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с
таким природным явлением, как туман. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | |
14 | “Пингвины на льдине”. | Познание, коммуникация, социализация, труд. | Беседа с детьми о пингвинах, где живут,
чем питаются и т.п. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | |
15 | “Снегирь на ветке”. | Социализация, труд, коммуникация. | Формировать у детей умение оценивать
свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое
отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные
речевые средства. Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | |
16 | “Здравствуй дедушка мороз”. | Социализация, познание, коммуникация. | Формировать у детей умение оценивать
свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое
отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные
речевые средства. Поговорить о празднике новый год, рассказать историю о дедушке морозе (откуда он и т.п.) Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). |
25 мин | 25 мин | |
Январь. | ||||||
17 | Знакомство с техникой “Квиллинг”. | Познание. | Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Объяснить методы изготовления поделок в технике квиллинга. | 15 мин | 10 мин | 25 мин |
18 | По замыслу в технике квиллинга. | Художественное творчество, коммуникация. | Развивать самостоятельность,
воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | |
Февраль. | ||||||
19 | “Животные холодных стран”. | Познание, коммуникация. | Расширять и уточнять представления
детей о природе. Расширять представления детей о диких животных: где
живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). |
25 мин | 25 мин | |
20 | “Подарки нашим защитникам”. | Познание, коммуникация, труд, художественное творчество. | Поговорить с детьми о празднике “День
защитников отечества”. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять умение складывать из бумаги объёмные поделки. Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. |
25 мин | 25 мин | |
21 | “Моя любимая кошка”. | Познание, коммуникация. | Расширять представления о домашних
животных, их повадках, зависимости от человека. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | |
22 | “Петушок с высокой спицы…”. | Познание, коммуникация, социализация. | Расширять представления о домашних
птицах, их повадках, зависимости от человека. Продолжать развивать речь как средство общения. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
25 мин | 25 мин | |
Март. | ||||||
23 | “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. | Познание, коммуникация. | Расширять и уточнять представления
детей о природе. Познакомить с птицей ласточка. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
25 мин | 25 мин | |
24 | “Мамочка милая моя”. | Познание, коммуникация, социализация. | Поговорить с детьми о празднике 8
марта. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу, любовь. |
25 мин | 25 мин | |
25 | Знакомство с техникой “Торцевание”. | Познание, социализация. | Познакомить с новой техникой,
рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в
технике торцевания. Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого. |
15 мин | 10 мин | 25 мин |
26 | По замыслу в технике торцевания. | Художественное творчество, коммуникация. | Продолжать развивать самостоятельность,
воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | |
Апрель. | ||||||
27 | Знакомство с техникой “Модульное оригами”. | Познание, социализация. | Познакомить с новой техникой,
рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в
технике модульное оригами. Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого. |
20 мин | 5 мин | 25 мин |
28 | Коллективная работа в технике модульное оригами. | Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Совершенствовать умение работать с
бумагой, складывать в технике оригами. Закреплять умение экономно и
рационально расходовать материалы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. Развитие детского творчества. |
25 мин | 25 мин | |
29 | “Перелётные птицы”. | Познание, Коммуникация. | Расширять и уточнять представления
детей о природе. Расширять и обогащать знания детей о весенних
изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. |
25 мин | 25 мин | |
30 | “Золотая рыбка”. | Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Совершенствовать умение работать с
бумагой. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. Развитие детского творчества. |
25 мин | 25 мин | |
Май. | ||||||
31 | Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. | Познание. | Познакомить детей с новой техникой. Показать методы и приёмы работы в технике айрис фолдинг. | 25 мин | 25 мин | |
32 | По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. | Художественное творчество, коммуникация. | Продолжать развивать самостоятельность,
воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | |
33 | “Цветы небывалой красоты”. | Познание, художественное творчество. | Закреплять умение наблюдать за
растениями. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Продолжать знакомить с растениями. Закреплять умение ухаживать за растениями. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. |
25 мин | 25 мин | |
34 | Итог. Викторина “Что, где, когда?” | Познание, коммуникация, социализация. | Вспомнить все техники, которые
проходили, все виды бумаги которые использовали в своих работах. Методы
и приёмы работы с разнофактурной бумагой. Продолжать развивать речь как средство общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься. |
15 мин | 10 мин | 25 мин |
Итого. | 1 час 25 мин | 11 часов 45 мин | 13 часов 10 мин |
Содержание программы для мальчиков.
Наименования раздела | Теоретические знания | Практические знания |
1.Беседа по охране труда. | Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на непосредственно образовательной деятельности. | Просмотр презентации. |
2. Знакомство с различными видами бумаги. | Познакомить с разными видами бумаги; с её свойствами, спецификой. Показ наглядного материала, дидактические игры. | Дети пробуют рвать, мять, мочить бумагу. Понимают, что из разнофактурной бумаги делают различные поделки. |
3. Коллективная работа “Осенняя картина”. | Беседа об осени, о признаках. Показ иллюстраций, проведение пальчиковых игр. | Создание коллажа из разного вида бумаги с использованием природного материала. |
4. “Дары осени”. | Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком). | Дети самостоятельно выбирают материал и тему своей работы после рассказа воспитателя. |
5. “В саду созрели фрукты”. | Загадывание загадок, д/и “Назови фрукт”. Показ наглядного материала, проведение пальчиковых игр. | Из разнофактурной бумаги дети создают чудо фрукты. |
6. “Ягода малина”. | Беседа, загадывание загадок, чтение стихов. | Мальчики самостоятельно создают объёмные поделки из бумажных шаров. |
7. “За грибами” (корзина). | Беседа о полезных и о вредных грибах. Вспомнить название грибов. Просмотр слайдовой презентации, дидактические игры. | В технике бумагопластики мальчики создают корзины. |
8. “Осеннее дерево”. | Беседа о деревьях. Какие деревья осенью. Рассматривание репродукции картин известных художников. | Мальчики самостоятельно выбирают материал для работы и создают осеннюю композицию из разных материалов. |
9. Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. | Познакомить с техникой обрывная аппликация. | |
10. “Мой любимый свитер”. | Побеседовать с девочками какая самая любимая юбка, какого цвета и т.д. | Мальчики на картонной основе рисуют свой любимый свитер в технике “обрывная аппликация”. |
11. “Мои любимые красовки”. | Беседа, рассматривание картин. Проведение дидактических игр с использованием слайд шоу, физминуток. | Мальчики самостоятельно выбирают материал, технику для своей работы. |
12. “Домик в деревне”. | Беседа, чтение стихов, проведение д/и с использованием слайдовой презентации. | Из природных материалов на картонной основе мальчики строят домик. |
13. “Зимний пейзаж”. | Беседа, загадывание загадок, рассматривание репродукции картин известных художников. Пальчиковая гимнастика, физминутка. Проведение д/и. | С помощью разных материалов девочки создают коллективную работу, каллаж в разных техниках. |
14. “Пингвины на льдине”. | Рассказ, загадывание загадок. Рассматривание картинок. Проведение подвижных игр. | Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги, бросового материала на картонной основе создаётся объёмная картина. |
15. “Кормушка”. | Беседа о том, для чего нужна кормушка. Загадывание загадок, проведение подвижных игр, д/и с использованием слайд шоу. | Из природного материала мальчики строят кормушки для птичек, которых сделают девочки. |
16. “Здравствуй дедушка мороз”. | Беседа о празднике Новый год, о дедушке морозе. Загадывание загадок, рассматривание картинок. Проведение подвижных и дидактических игр. | Из бумажных салфеток, гофрированной бумаги создаётся объёмная новогодняя открытка. |
17. Знакомство с техникой “Квиллинг”. | Познакомить с новой техникой “Квиллинг”. Рассказать историю возникновения. | Прокручивание бумажных полосок. |
18. По замыслу в технике квиллинга. | Напомнить что такое квиллинг. Технику выполнения. Проведение подвижной игры, пальчиковая гимнастика. | Дети выполняют любую работу по замыслу в технике квиллинг. |
19. “Мы едем, едем, едем…”. | Беседа о разных видах транспорта. Проведение физминутки и пальчиковой гимнастики. | Из природного и бросового материала мальчики строят машины. Самостоятельно выбирая вид транспорта. |
20. “Игрушка танк”. | Беседа, рассказ о празднике “день защитников отечества”. Чтение стихов. Проведение подвижных игр. | Из спичечных коробок мальчики строят танки, обклеивают гофрированной бумагой. |
21. “Моя любимая собачка”. | Сформировать понятие “домашние
животные”: рассказать об их жизни и существенных признаках; Д.и. “Найди детеныша”. |
В технике обрывная аппликация с использованием бросового материала, девочки делают поделку “Моя любимая собачка”. |
22. “Петушок с высокой спицы…”. | Беседа о домашних птицах. Загадывание загадок, чтение стихов. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дидактических игр. | В техниках бумажной пластики, квиллинга, с использованием бросового и природных материалов создаётся сюжетная картина. |
23. “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. | Беседа, рассказ. Рассматривание картин. Проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. | Из природных материалов с помощью техник бумажной пластики создаётся сюжетная картина. |
24. “День девочек”. | Рассказ о празднике “8 марта”, о традициях этого праздника. Чтение стихов, проведение пальчиковой гимнастики. | Создание поделок для своих любимых девочек в разных техниках по выбору детей. |
25. Знакомство с техникой “Торцевание”. | Познакомить с новой техникой торцевание. Рассказать история возникновения. Рассматривание готовых поделок в технике торцевания. | Педагог раздаёт квадратики из гофрированной бумаги, дети пробуют выполнить задание в технике торцевание. |
26. По замыслу в технике торцевания. | Напомнить технику выполнения. | Дети самостоятельно выбирают тему своей работы и выполняют в технике торцевания. |
27. Знакомство с техникой “Модульное оригами”. | Познакомить с новой техникой модульное оригами, рассказать историю возникновения. Рассмотреть готовые поделки, выполненные в технике модульное оригами. | Дети складывают треугольники (модули) в технике оригами для создания поделки в технике модульное оригами. |
28. Коллективная работа в технике модульное оригами. | Беседа, рассказ. Проведение подвижной игры, пальчиковой гимнастики. | Из готовых модулей с помощью педагога дети складывают одну большую поделку “Лебедь” |
29. “Космонавты”. | Рассказать о празднике “День космоса”. Проведение подвижных, дидактических игр. | Из разнофактурной бумаги и природных материалов дети выполняют работу. |
30. “Ракета полетела”. | Беседа, чтение стихов. Проведение подвижных, дидактических игр. | Из гофрированной бумаги, природного материала и бросового материала создают поделку “Ракета”. |
31. Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. | Познакомить с новой техникой “Айрис фолдинг”. Рассматривание готовых поделок, рассказ об истории. | - |
32. По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. | Напомнить технику выполнения айрис фолдинг. Предложить на выбор несколько вариантов. | Мальчики самостоятельно выбирают тему своей работы в технике айрис фолдинг. |
33. “Вечный огонь”. | Беседа о празднике “День победы”, рассматривание картинок, чтение стихов. Проведение подвижных игр. | Из гофрированной бумаги, природного материала мальчики выполняют задание. |
34. Итог. Викторина “Что, где, когда?” | Проведение викторины в форме игры. Вопросы по всем техникам. | В форме игры “Что, где, когда” проводится викторина, в ходе которой девочки отвечают на поставленные вопросы. Педагог показывает готовую поделку, дети отвечают в какой технике выполнено и т.д. |
Тематическое планирование для мальчиков.
№ п/п | Наименование тем. | Интеграция НОД. | Задачи. | Количество часов. | |||
Теория. | Практика. | Всего. | |||||
Сентябрь. | |||||||
1 | Беседа по охране труда. | Безопасность, здоровье, социализация. | Закреплять умение соблюдать правила
участия в играх, работы с природным материалом, с ножницами. Приучать детей организовывать подвижные игры, выполнять физминутки. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься. |
25 мин | 25 мин | ||
2 | Знакомство с различными видами бумаги. | Познание. | Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и качества бумаги (цвет, форма, величина, материалл т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание. | 15 мин | 10 мин | 25 мин | |
3 | Коллективная работа “Осенняя картина”. | Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. | Беседа об осенних
признаках, развивать умение работать коллективно, объединять свои
поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть
работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | ||
4 | “Дары осени”. | Познание, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация. | Закреплять представления
детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют
жизнь растений, животных и человека. Беседа об овощах и фруктах. Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание) и факторах, разрушающих здоровье. Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
|
25 мин | 25 мин | ||
Отябрь. | |||||||
5 | “В саду созрели фрукты”. | Познание, коммуникация, социализация. | Закреплять представления
детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют
жизнь растений, животных и человека. Беседа о фруктах. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть. |
25 мин | 25 мин | ||
6 | “Ягода малина”. | Социализация, Труд, Познание, коммуникация, Художественное творчество. | Воспитывать скромность,
умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к
помощи и знакам внимания; продолжать формировать интерес к “малой
Родине”. Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бумаги разного вида , прочно соединяя части. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение поддерживать беседу Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции |
25 мин | 25 мин | ||
7 | “За грибами” (корзина). | Познание, труд, коммуникация, социализация. | Знакомить с новым видом
бумаги гофрированной. Совершенствовать навыки работы с бумагой, с природными материалами. Продолжать развивать речь как средство общения. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. |
25 мин | 25 мин | ||
8 | “Осеннее дерево”. | Познание, труд, коммуникация, здоровье. | Продолжать развивать умение
устанавливать связь между создаваемыми поделками и тем, что дети видят в
окружающей жизни. Продолжать учить составлять композицию разными техниками. Поощрять попытки делится с педагогам и другими детьми своими впечатлениями, уточнить источник полученной информации. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности. |
25 мин | 25 мин | ||
Ноябрь. | |||||||
9 | Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”. | Познание, социализация, коммуникация. | Познакомить детей с новой
техникой “Обрывная аппликация”. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. |
15 мин | 10 мин | 25 мин | |
10 | “Мой любимый свитер”. | Познание, коммуникация, социализация, здоровье. | Продолжать закреплять
умение создавать из бумаги объёмные фигуры с использованием природного
материала; Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства
и отношения предметов (цвет, форма, расположение); Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми; Воспитывать уважительное отношение к окружающим, формирование гендерной принадлежности; Следить за правильной осанкой; Продолжать развивать мелкую моторику рук. |
25 мин | 25 мин | ||
11 | “Мои любимые кроссовки”. | Труд, Познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье. | продолжать совершенствовать
умение работать с различным видом бумаги. Закреплять умение экономно и
рационально расходовать материалы. рассмотреть виды обуви, вспомнить названия. развитие мышления, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме. Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми. развивать творчество детей, инициативность, самостоятельность. воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. развитие мелкой моторики пальцев. |
25 мин | 25 мин | ||
12 | “Домик в деревне”. | Труд, Познание, коммуникация. | Формировать ответственность
за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата
своей работа (с помощью взрослого). Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Поговорить о профессии строителя. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | ||
Декабрь. | |||||||
13 | “Зимний пейзаж”. | Познание, коммуникация, художественное творчество, труд. | Расширять и обогащать
знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки,
снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на
селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | ||
14 | “Пингвины на льдине”. | Познание, коммуникация, социализация, труд. | Беседа с детьми о
пингвинах, где живут, чем питаются и т.п. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры. |
25 мин | 25 мин | ||
15 | “Кормушка”. | Социализация, труд, коммуникация. | Формировать у детей умение
оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление
выражать свое отношение к окружающему. Формировать такие качества как
сочувствие, отзывчивость. Закреплять умение создавать из природных материалов постройки. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | ||
16 | “Здравствуй дедушка мороз”. | Социализация, познание, коммуникация. | Формировать у детей умение
оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление
выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого
различные речевые средства. Поговорить о празднике новый год, рассказать историю о дедушке морозе (откуда он и т.п.) Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). |
25 мин | 25 мин | ||
Январь. | |||||||
17 | Знакомство с техникой “Квиллинг”. | Познание. | Познакомить с новой техникой, рассказать историю возникновения. Объяснить методы изготовления поделок в технике квиллинга. | 15 мин | 10 мин | 25 мин | |
18 | По замыслу в технике квиллинга. | Художественное творчество, коммуникация. | Развивать
самостоятельность, воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. |
25 мин | 25 мин | ||
Февраль. | |||||||
19 | “Мы едем, едем, едем…”. | Познание, коммуникация. | Расширять и уточнять
представления детей о транспорте.
Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). |
25 мин | 25 мин | ||
20 | “Игрушка танк”. | Познание, коммуникация, труд, художественное творчество. | Поговорить с детьми о
празднике “День защитников отечества”. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять умение складывать из бумаги объёмные поделки. Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. |
25 мин | 25 мин | ||
21 | “Моя любимая собачка”. | Познание, коммуникация. | Расширять представления о
домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | ||
22 | “Петушок с высокой спицы…”. | Познание, коммуникация, социализация. | Расширять представления о
домашних птицах, их повадках, зависимости от человека. Продолжать развивать речь как средство общения. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
25 мин | 25 мин | ||
Март. | |||||||
23 | “… ласточка с весною в гости к нам пришла”. | Познание, коммуникация. | Расширять и уточнять
представления детей о природе. Познакомить с птицей ласточка. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
25 мин | 25 мин | ||
24 | “День девочек”. | Познание, коммуникация, социализация. | Поговорить с детьми о
празднике 8 марта. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу, любовь. |
25 мин | 25 мин | ||
25 | Знакомство с техникой “Торцевание”. | Познание, социализация. | Познакомить с новой
техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения
поделок в технике торцевания. Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого. |
15 мин | 10 мин | 25 мин | |
26 | По замыслу в технике торцевания. | Художественное творчество, коммуникация. | Продолжать развивать
самостоятельность, воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | ||
Апрель. | |||||||
27 | Знакомство с техникой “Модульное оригами”. | Познание, социализация. | Познакомить с новой
техникой, рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения
поделок в технике модульное оригами. Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого. |
20 мин | 5 мин | 25 мин | |
28 | Коллективная работа в технике модульное оригами. | Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Совершенствовать умение
работать с бумагой, складывать в технике оригами. Закреплять умение
экономно и рационально расходовать материалы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. Развитие детского творчества. |
25 мин | 25 мин | ||
29 | “Космонавты”. | Познание, Коммуникация. | Расширять и уточнять
представления детей о космосе. Расширять и обогащать знания детей о
празднике. Рассказать о Ю. Гагарине. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации |
25 мин | 25 мин | ||
30 | “Ракета полетела”. | Труд, социализация, коммуникация, художественное творчество. | Совершенствовать умение
работать с бумагой. Закреплять умение экономно и рационально расходовать
материалы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. Развитие детского творчества. |
25 мин | 25 мин | ||
Май. | |||||||
31 | Знакомство с техникой “Айрис фолдинг”. | Познание. | Познакомить детей с новой техникой. Показать методы и приёмы работы в технике айрис фолдинг. | 25 мин | 25 мин | ||
32 | По выбору детей поделка в технике айрис фолдинг. | Художественное творчество, коммуникация. | Продолжать развивать
самостоятельность, воображение. Продолжать развивать речь как средство общения. |
25 мин | 25 мин | ||
33 | “Вечный огонь”. | Познание, художественное творчество. | Поговорить о празднике
“День победы”; объяснить значение вечного огня и т.п. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. |
25 мин | 25 мин | ||
34 | Итог. Викторина “Что, где, когда?” | Познание, коммуникация, социализация. | Вспомнить все техники,
которые проходили, все виды бумаги которые использовали в своих работах.
Методы и приёмы работы с разнофактурной бумагой. Продолжать развивать речь как средство общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься. |
15 мин | 10 мин | 25 мин | |
Итого. | 1 час 25 мин | 11 часов 45 мин | 13 часов 10 мин |
Итоговые мероприятия.
В конце каждой недели организовываются выставки детских работ.
- Презентация программы родителям.
- Праздник осени.
- Выставка детских работ.
- Участие в районом конкурсе “Зимние узоры”.
- Викторина.
- Праздник новый год. Выставка детского творчества.
- Зимняя олимпиада.
- Праздник 23 февраля. Изготовление подарков для мальчиков группы, пап и дедушек.
- Праздник 8 марта.
- Составление альбома лучших работ.
- Праздник “весна красна”, выставка детских работ.
- Участие в различных конкурсах эстетической направленности.
- Викторина “домашние задания”.
- Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
- Викторина “Что? Где? Когда?”
- Творческий отчёт воспитателя на педсовете.
Методическое обеспечение.
Программа построена так, что воспитанники преодолевают одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности, в процессе художественного творчества.
Важно организовать работу воспитанников таким образом, чтобы она способствовала не только углублению и закреплению знаний и умений, но и формирования умения самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самооценке и самоконтролю.
Большую роль в успехе реализации программы объединения “Творчество + фантазия” играет необходимое умение педагога создать на каждой непосредственно образовательной деятельности атмосферу доброжелательности, добросовестности, взаимопонимания, которая укрепляет веру в себя, в свои возможности.
Также для успешной реализации программы применяются следующие методы:
– объяснительно-иллюстративные (рассказы, беседы, демонстрация некоторых
изделий);
– репродуктивные (тренировочные упражнения по изготовлению элементов или деталей
изделия);
– словесные (викторины, беседы, составления плана устно и т.д.);
– проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.);
– основной метод проведения непосредственно образовательной деятельности –
практический.
Во время образовательной деятельности применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнение начального этапа: надрезы, прорези, скручивание, сгибание. Тогда же говорится об областях применения данного приёма, даётся творческое задание. Дети использует его, додумывая детали.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
– определение задачи;
– его обсуждение;
– воплощение в материале;
– анализ работы.
Так выполняется изготовление поделок.
При работе по методике проекта особенно важно обеспечить мотивацию, настрой на тему – заранее даётся идея, как бы невзначай, чтобы дети считали, что инициатива исходит от них. Дети должны хотеть воплотить эту идею.
Необходимые материалы и инструменты:
– бумага разного вида;
– природный материал;
– бросовый материал;
– клей ПВА, клей-карандаш;
– ножницы;
– наглядные пособия: схемы, рисунки, коллекции бумаги и картона.
Приложение.
Материалы мониторинга.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка.
Цель: создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.
Динамика формирования интегративного качества.
“Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”.
Дата проведения: сентябрь.
Группа: старшая.
Ф.И. ребенка. |
Использование вербальных и невербальных средств общения. | Владение диалогической речью. | Владение конструктивными способами взаимодействия со взрослыми. | Форма общения со взрослыми. | Форма общения со сверстниками. | Владение культурой общения. | Всего баллов. | Суммарный уровень. |
Интегративное качество “Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”
- Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли.
- Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
- Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
- Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым.
- Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.
- Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Динамика формирования интегративного качества.
“Способный управлять своим поведением (Произвольность)”.
Ф.И. ребенка. |
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм поведения. | Соблюдение правил поведения на улице, в общественных местах. | Осознание своей жизнедеятельности. | Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений. | Способность к волевому усилию. | Соподчинение мотивов. | Всего баллов. | Суммарный уровень. |
Интегративное качество “Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения”.
- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
- Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.
- Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее.
- Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.
- В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется “вежливыми” словами.
Динамика формирования интегративного качества.
“Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности”.
Ф.И. ребенка |
Игра | Рисование | Лепка | Аппликация | Конструирование | Труд | Музыка | Всего баллов | Суммарный
уровень |
Интегративное качество “Овладевший необходимыми умениями и навыками”.
- У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Динамика формирования интегративных качеств.
“Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”.
Ф.И. ребенка |
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (наглядный образец) | Самоконтроль (наглядный образец) | Самооценка (наглядный образец) |
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) | Самоконтроль (словесный образец) |
Самооценка (словесный образец) |
Всего баллов | Суммарный уровень |
Интегративное качество “Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”.
- Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение.
- Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
- Способен сосредоточенно действовать в течение 15–25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.
Образовательная область “Труд”.
- Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.
- Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.
- Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
- Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Образовательная область “Художественное творчество”.
- Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знает особенности изобразительных материалов.
Рисование.
- Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Лепка.
- Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
- Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Аппликация.
- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Мониторинг
- Когда появилась "Бумажная пластика"?
- Главное при изучении "Бумажной пластики"?
- Какие виды (техники) бумагопластики вы знаете?
- Какие способы обработки бумаги вам известны?
- Необходимые материалы и инструменты в бумагопластике?
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными видами бумаги, природного и бросового материала.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
- Использует в работе разные способы ручного труда.
Педагогическое обследование детей.
№ п/п |
Задания, вопросы | Используемый материал при выполнении задания | Знания, умения, навыки | |
Сформированы | На стадии формирования | |||
1 | Узнай и назови вид материала, его свойства и технику. | Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты. | Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств. | Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств. |
2 | Овладение приемами работы с материалами. | Клей, ножницы, стека, палочки. | Владеет приемами (режет, склеивает). | Владеет приемами. |
3 | Развитие конструированных способностей и художественного вкуса. | Природный, бросовый и вспомогательный материал. | Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее. | Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого. |
4 | Мелкая моторика рук. | Мелкие вспомогательные детали, мозаика. | Прочно скрепляет детали самостоятельно. | Пытается скреплять самостоятельно или с помощью. |
Зайка (модульное оригами) самостоятельная работа педагога с детьми
Елочка (Айрис Фолдинг)
В замке снежной королевы
Герб нашего села (торцеванин)
Цветы необычной красоты.
Осенняя картина (коллективная работа).