Тема занятия "Индийские касты"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: Познакомить обучаемых, с системой кастового деления индийского общества; дать представление, об основных положениях буддизма.

Задачи урока

Образовательная:

  • формирование образных представлений о Древней Индии, занятиях и верованиях ее жителей;
  • показать отличительные особенности кастового строю в Индии;
  • объяснить, как возникло деление людей в Древней Индии на касты;
  • познакомиться с некоторыми достижениями Индии;

Развивающая

  • формирование устной и письменной речи, путем выполнения проблемных заданий;
  • самостоятельно формулировать цели изадачи урока;
  • развивать умение составлять схему, слушая рассказ учителя;
  • самостоятельно работать с учебником, отвечая на поставленные вопросы.

Воспитательная

  • продолжить формирование интереса обучаемых к историческому прошлому человечества;
  • способствовать нравственному воспитанию детей, культурных и религиозных ценностей Древней Индии, путем их знакомства с ними.

Приобщение обучаемых к достижениям мировой художественной культуры (через знакомство с системой ценностей Индии).

Основные понятия темы: Каста, брахман, буддизм, “неприкасаемые”, индийские цифры, шахматы.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Вид урока: Экскурсия.

Оборудование: Проектор, компьютер, рабочий лист с заданиями по теме: “Индийские касты”, презентация учебного материала, музыкальное сопровождение, волшебный сундук, шахматная фигура, цифры, календари – талисманы, бинди.

Слайд №1

Ход урока

I. Организационный этап. Слайд №2

Здравствуйте ребята (приветствие по-индийски)! Меня зовут Яковлева Е.В., и сегодня я буду вашим экскурсоводом по таинственным и загадочным страницам истории Древнего мира. Вы спросите у меня: “Почему я с вами так поздоровалась?” Именно так здороваются друг с другом жители сказочной страны Индии.

Звучит индийская музыка.

- Сейчас, ребята, мы совершим путешествие в страну полную загадок. Синдху – так называли свою реку обитатели этой страны; грекам она была известна как Индос, а местные жители – как инды. Вскоре название перенеслось в Европу и зазвучала на всех язках волшебным словом – Индия. Но для того, чтобы отправится в наше путешествие, проверим, какое настроение у наших туристов?

Диагностика настроения учащихся (значки)

Оценка психологической готовности учащихся к уроку (Рисунок 1).

Ребята, поднимите табличку с желтым слоником, у кого отличное настроение, с синим – у кого плохое. Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем отличного путешествия

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материла.

Посмотрите внимательно на доску. В ребусе, который вам предстоит разгадать, спрятано ключевое слово нашего путешествия (Рисунок 2).

 

Итак, попробуем сформулировать тему урока.

Обучаемые называют тему: “Индийские касты”

Слайд №3 (2 щелчка)

Запись темы урока в тетрадь

Слайд №4 (на каждый пункт щелчок)

План урока.

  1. Миф о происхождении четырех каст.
  2. Жизнь брахмана.
  3. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг.
  4. “Неприкасаемые”.
  5. Изобретения индийцев.
  6. Легенда о Будде

Пункты нашего путешествия написаны на доске.

А как вы, думаете, что мы должны узнать о далекой стране Индии?

III. Изучение нового материала.

Будьте внимательны, в ходе нашего путешествия нам придется сделать несколько остановок, чтобы осознать увиденное и услышанное и выполнить задания.

Слайд №5 (4 щелчка)

Путешествие начинается, мы попадаем в непроходимые джунгли, посмотрите ребята, что-то блестит в песке... и о чудо это же свиток, там что-то написано (читаю свиток).

Слайд №6 (1 щелчок)

Рассмотрим рисунок “Бог Брахма”. Индийцы почитали Брахму как верховного бога, создателя вселенной. Они верили, что у Брахмы четыре лица, четыре тела и восемь рук. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается верхом на лебеде. Брахма создал людей из разных частей своего тела.

Слайд №6 (2 щелчок)

По воле Брахмы все люди разные и каждый человек обладает разными правами. Индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.

Слайд №6 (3 и 4 щелчок)

Каста – это группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Запишем термин каста у себя в рабочих тетрадях.

Чтобы выполнить следующее задание, необходимо зачертить лестницу у себя в тетрадки, она должна состоять из 4 ступенек. Дети зарисовывают лестницу.

Для того, чтобы путешествие нам запомнилось, внимательно послушав рассказ учителя, заполним схему: “Индийские касты”. Расположите правильно на лестнице фигурки человечков от самой почитаемой касты к низшей. Вооружились карандашом и слушаем мой рассказ.

Из джунглей мы перенеслись в священный храм, и навстречу, приветствуя нас, идет брахман: Слайд № 7 (2 щелчка)

Появляется бог “Брахма”. Линия от губ Брахмы – к фигуре брахмана и рассказ.

Мы высшая каста, говорит он, произошли из уст Брахмы, самой “чистой” части его тела. Мы всегда говорим от имени богов. Только мы – брахманы знаем, как воспиваются молитвы, что хотят боги и как совершать таинственные обряды (например, возлагали корону на голову правителя). За это нас щедро вознаграждают дарами. Убийство брахмана считалось большим грехом, чем убийство любого другого человека. В одном древнем тексте нас – брахманов называют “тот, кого нельзя убить”.

Вдруг перед глазами все потемнело (ребята закроем глаза), посмотрите и мы оказались в прекрасном дворце, утопающим в роскоши.

Слайд № 7 (2 щелчка)

линия от рук Брахмы к фигуре воина и рассказ.

Как не велико было уважение к брахманам, военная сила находилась в руках тех, кто входил в касту знатных воинов. Это были цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном стою. Им доставалась большая часть военной добычи. Знатные войны произошли из могучих рук Брахмы и потому умели сражаться. В мирное время они пировали, охотились или состязались в стрельбе из лука.

Путешествие продолжается, и вот мы уже на поле, возле деревне. А все потому что...

Слайд № 7 (2 щелчка)

линия от бедер Брахмы к фигуре земледельца и рассказ.

Третей была каста земледельцев. Согласно мифу они были созданы из бедер Брахмы. Земледельцы обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну, служили в царской пехоте.

По дороге из деревни, мы встретили уставшего человека.

Слайд № 7 (2 щелчка)

линия от ступней Брахмы к фигуре слуги и рассказ.

Он рассказал нам о том, что принадлежит к четвертой касте слуг, возникшей из запыленных ступней ног бога Брахмы. Мы должны есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Нам запрещалась участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. У нас очень мало прав: брахман убивший слугу, нес такое же наказание, как после убийство собаки или кошки.

Индийцы из четвертой касты могли, лишь надеется на то, что при рождении попадут в одну из трех высших каст.

Хуже всего приходилось “неприкасаемым”. Им запрещалось жить в деревне. Они выполняли самую черную работу. “Неприкасаемые” находились вне каст Индии.

Слайд № 8, 9, 10, 11,12.

Проверка выполнения задания по заполнении схемы.

Дети называют по порядку, расположение на лестнице каст, на каждый ответ по ступени – щелчок.

Беседа:

1. Ребята, как вы думаете, зачем нужны были касты?

2. Какая жизнь ждала мальчика, появившегося в семье знатных войнов, а какая - в семье "неприкасаемых"?

3. За что индийцы почитали брахманов?

Правильно, брахманы были, по мнению древних индийцев, представителями бога на земле. Только они могли приносить жертву богам. Люди стремились приглашать их к себе в дом, для совершения обрядов.

Слайд №13

Вы на славу потрудились,
И немного утомились,
Дружно скажем нам пора,
Сделать важные дела.

- Ребята, настало время для физкультминутки.

В какую страну мы с вами отправились путешествовать? Индийский танец – это искусство и каждым движением танцор, нам пытается не только показать, но и рассказать... Повторяйте за мной движения и слова сказочного индийского танца.

- Кто удачливее всех – поднимите руки вверх!

- Кто друзей возьмёт с собой – хлопните над головой!

- Кто умеет веселиться – маши руками нам, как птица!

- Кто здоровье бережёт – руку другу пусть пожмёт!

- Кто с удачею на “ты” - в ладоши хлопни раз-два-три!!!

Показывается движения – дети повторяют.

Помним, что у принадлежавших к той или другой касте людей в Индии были свои различия, ваша цель запомнить эти различия.

Индийцы верили, что люди разных каст имеют свои отличительные черты по рождению. Человек, родители которого были войнами, никогда не мог стать земледельцем или слугой. У людей разных каст всё должно быть разное – и дом, и еда, и одежда.

Слайд №14, 15, 16,17.

У каждой касты свой цвет одежды: брахманы – белый, воины – красный, земледельцы – жёлтый, слуги – чёрный (рядом с названием касты появляется слайд с соответствующим цветом одежды). Слайд №18

IV. Закрепление материала.

Ваша цель: на основе уже прослушанного рассказа написать мини-сочинения. Те, кто затрудняются, могут воспользоваться учебником стр. 96, 98.

Обратите внимание на ваши рабочие листы, какого они цвета? Разного. Вы догадались почему? А все потому что, вы будите писать сочинение о той касте, какого цвета рамка вашего листка. Работать будем в ППС. У вас есть уже заготовленные фразы, которые надо додумать. Время на задание отводится 5 минут.

Задание работа в ППС написать рассказ от лица представителя одной из каст (детям выдаются готовые клише).

Рабочий лист (Рисунок 3).

Мы продолжаем наше путешествие. Индия – древняя страна, и ей принадлежит много открытий и изобретений. И у меня для вас приятная новость: на берегу реки Ганг мы нашли волшебный сундук, котором спрятаны изобретения индийцев. Достанем некоторые из них.

По очереди достаются предметы и рассказывается о них.

Слайд № 19 (1 щелчок)

Фигура ставится на доску с шахматами.

Шахматы.

Умеете ли вы играть в шахматы? Хотели бы научиться? Эта увлекательная игра родом из Индии. Каждая фигура на шахмотной доске имеет свое четкое место. Боевое построение полностью напоминает индийскую армию: пехота, конница, колесницы и боевые слоны. Я вам рекомендую попробывать, и освоить правила этой игры.

Слайд № 19 (2 щелчка)

Цифра.

Одно из самых интересных достижений индийцев было изобритение цифр и создание системы счета. Сейчас мы пользуемся этим достижением ежедневно. Посмотрите, вот я записала число 808, напишите сами любое число, почуствуйте себя древним индийцем. Обратити внимание на нуль – это изобретение принадлежит тоже индийцем. Как вы видите, счёт достаточно удобен: десять цифр могут оброзавать любое число.

Попрощаемся с волшебным сундуком и продолжаем движение по нашему маршруту пункт назначения “Легенда о Будде”. Слайд № 20

Ваша цель: Самостоятельно прочитать текст “Легенда о Будде” стр. 97 и на цветке – магнолии запишите ответ на вопрос: Что исповедует буддизм? Работать мы будем в ППС. Правильные ответы на вопросы мы прикрепим к “дереву знаний”. Время на данный вид работы 5 минут.

Правильные ответы вывешиваются на “дереве Магнолии”

- говорить правду;

- стремится к добру;

- не брать чужого;

- ни к кому не чувствовать злобы и зависти;

- человек должен отказаться от богатств и удовольствий;

- не убивать живые существа;

- почитать родителей;

- проявлять милосердие к рабам и слугам. Слайд № 21

Вывод: Все, что вы перечислили – это и есть нравственные основы буддизма, похожие на заповеди в христианской религии: не убей, не лги, почитай родителей.

Со временем Будде стали поклонятся как богу, изображать его на царском троне с сиянием вокруг головы и поднятой рукой, как бы призывающим не боятся, и приблизится к нему. Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение.

V. Подведение итогов урока.

Наше путешествие подходит к завершению, мы с вами побывали в сказочной Индии, поговорили о кастовом строе, изобретениях индийцев, о буддизме.

Рефлексия. Слайд №22

Пришла очередь, каждому из вас оценить свою работу на уроке. Внимательно посмотрите на слайд, где каждый слоник обозначает, как вы работали сегодня на уроке.

Табличку со слоником, вы можете поднять один раз.

- Ребята! Кто работал, с радостью и творчеством, поднимите – желтого слоника.

- А кто достойно принимал участие в строительстве Храма знаний зеленого слоника.

- А есть ли те, кто работал без желания сегодня, поднимите синего слоника.

- Я вижу, что вы принимали активное участие в строительстве Храма Знаний. Большое вам за это спасибо!

VII. Домашнее задание. Слайд №23

Понравилось вам путешествие в Древнюю Индию? Представьте, что вы древние индийцы. Расскажите о стране, загадочной Индии, в рисунках. Предварительно ознакомьтесь с текстом параграф 21.

У каждого туриста побывавшего в какой-нибудь стране, должны остаться фотографии. Пожеланию составь альбом туриста, выступим в роли модельеров, зарисуйте одежду 4 каст, на вашем рабочем листе, который вы можете взять домой.

На память о нашей встрече, я хочу подарить вам календарики с изображением Будды на 2010 год (Рисунок 4). На ваших календарях есть бинди, это точка, которую индийцы надевают на лоб, можите ее примерить.

Слайд №24

- А закончить мне хочется наше путешествие такими словами:

История как книга дальних странствий
Читай ее, не пропускай страницы!
Идут века, стирая государства,
Цивилизаций древних лики и границы...
Пусть древность грузом благородным ляжет
Там, где хранятся книжные ряды.
Нам древняя история подскажет,
Как уважать историю родной страны!

Список используемой литературы.

1. Вигасин А.А., Годер Г.И. Учебник История Древнего мира 5 класс. М., “Просвещение”, 2011.

2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. М., “Просвещение”, 2011.

3. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира 5 класс. М., “Владос-Пресс”, 2001.

4. Годер Г.И. Задачи и задания по истории древнего мира 5 класс. М., “Просвещение”, 1996.

5. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., “Просвещение”, 1987.