Конференция "Буква Ё – быть или не быть?"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель конференции – привлечь внимание к проблеме употребления буквы Ё в русском языке.

Задачи конференции:

  • Узнать о возникновении буквы Ё в русском алфавите;
  • Проанализировать употребление буквы Ё в различных источниках;
  • Познакомиться с результатами исследования употребления буквы Ё учениками, учителями и родителями нашей школы;
  • Определить отношение людей, говорящих на русском языке, к наличию/отсутствию буквы Ё в алфавите;
  • Представить основные тезисы классного часа в буклете для широкого круга читателей (домашнее задание).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Приветствие

3. Выступление учителя.

Наш урок посвящен одной из интереснейших букв русского алфавита – букве Ё. Как и когда появилась она в азбуке? Почему в настоящее время она на грани исчезновения? К каким последствиям это привело и ещё может привести? Все эти проблемные вопросы мы обсудим на этом уроке.

Мы любим читать. Дорогу в мир литературы, в страну знаний нам помог найти алфавит. Читая различные книги, мы заметила, что довольно часто вместо буквы Ё употребляют Е. Это затрудняет чтение и понимание прочитанного. А всему причина – одна буква алфавита.

Алфавит - основная часть и основной фактор буквенно-звукового письма. Он содержит основные знаки письма. Другие факторы письма (графика, орфография, пунктуация) лишь развивают и дополняют то, что даёт алфавит.

Но в последнее время, около двадцати лет, идут среди филологов споры по поводу количественного состава современной русской азбуки. Одни утверждают, что букв всего 33, а другие утверждают, что их 32. Так сколько же букв - 33 или 32? И с чем связаны или чем обусловлены возникающие неясности и противоречия?

Объявление темы и цели конференцииСлайды 1-4

Наша встреча посвящена культуре речевого общения. Надеюсь, она будет интересной и полезной для вас. Я назвала ее так: “Ё- быть или не быть?...”. А предметом нашего внимания будет алфавит русского языка.

Цель конференции – привлечь внимание к проблеме употребления буквы Ё в русском языке.

Задачи конференции:

- Узнать о возникновении буквы Ё в русском алфавите;

- Проанализировать употребление буквы Ё в различных источниках;

- Познакомиться с результатами исследования употребления буквы Ё учениками, учителями и родителями нашей школы;

- Определить отношение людей, говорящих на русском языке, к наличию/отсутствию буквы Ё в алфавите;

- Представить основные тезисы классного часа в буклете для широкого круга читателей (домашнее задание).

План урока-конференцииСлайд 5:

  1. Выступление группы “Историки” -Возникновение буквы Ё в русском алфавите
  2. Выступление группы “Литературоведы”- Буква Ё в произведениях классиков
  3. Выступление группы “Аналитики”- Анализ употребления Ё в различных источниках
  4. Выступление группы “Экспериментаторы”- Результаты экспериментального исследования по употреблению буквы Ё учениками, учителями и родителями нашей школы
  5. Выступление группы “Социологи” - Результаты анкетирования людей, говорящих на русском языке “Моё отношение к наличию/отсутствию буквы Ё в алфавите”
  6. Итоги конференции

1. Выступление группы “Историки” -Возникновение буквы Ё в русском алфавите (Приложение 1) Слайды 6, 7

Как отмечают специалисты, буква “ё” - самая юная буква в алфавите, в 2010 г. ей исполнится 227 лет. Согласно одной из версий, появилась эта буква в Петербурге 18 ноября (по старому стилю) 1783 г. Во время обсуждения проекта “Славянского российского словаря” на одном из заседаний Российской Академии наук её директор Екатерина Дашкова поинтересовалась, правильно ли изображать один звук двумя буквами и привела в качестве примера слово “iолка” /“ёлка”/. В этот же день было принято решение ввести новую букву русского алфавита - “ё”, а Дашкова стала “мамой” новой буквы.

2. Выступление группы “Литературоведы”- Буква Ё в произведениях классиков (Приложение 2) Слайды 8,9,10

Мы проанализировали ряд книг для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. В результате пришли к следующим выводам.

В ряде книг буква “ё” печатается во всех словах, где она есть. Например: Артмонова Е.В. Зеркало: обратной дороги нет: Повесть. – М.: Эксмо, 2006. – 192 с. – (Страшилки).

В некоторых изданиях буква “ё” употребляется непоследовательно, причём эта нерегулярность употребления не объясняется принятыми правилами, зафиксированными в справочной литературе. Так, в книге для дошкольников (“Читаем малышам”) “Мои часики” (Издательский дом “Проф-Пресс”, 2008) “ё” напечатана во всех нужных словах, а на последней странице пропущена в слове “всЁ”: “Чтобы всем все успевать, надо с солнышком вставать”. Подобную ситуацию наблюдаем и в книгах из серии “Школа семи гномов” издательства “Мозаика-синтез” (мы анализировали комплект книг для занятий с детьми от 1 до 2 лет).

3. Выступление группы “Аналитики”- Анализ употребления Ё в различных источниках (Приложение 3) Слайды 11-14

Ни в одном из учебников 7 класса буква Ё не употребляется. Это приводит к тому, что и дети, работая с этими учебниками, не пишут букву Ё. В клавиатуре компьютера буква Ё вынесена за пределы клавиш алфавита. В ходе исследования были тщательно прочитаны номера городских газет “Зеркало”, “Темиртауский рабочий”, “Вечерняя газета” и “Металлург”. Нами было выявлено, что ни в одной из популярных городских газет буква Ё не используется даже в заголовках газет. А ведь публицистический стиль печатных изданий воздействует на сознание людей и служит образцом для употребления как слов и выражений в устной и письменной речи, так и буквы Ё на письме читателями данных изданий.

Выступление группы “Экспериментаторы”- Результаты экспериментального исследования по употреблению буквы Ё учениками, учителями и родителями нашей школы (Приложение 4) Слайды 15-18

Провели тестирование 100 учащихся, учителей и родителей нашей школы разных классов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ "Ё! МОЖЕМ ЛИ МЫ БЕЗ НЕЁ?"

Многие считают, что буква “Ё” не нужна. Что она отмирает и ее следует упразднить. Пройдите этот маленький шуточный тест и убедитесь, что буква “Ё” имеет право на существование.

¦ "БЕРЕТ" означает...

а) Головной убор;

б) "Брать" в третьем лице единственном числе.

¦ "ОСЕЛ" означает...

а) Продвинулся вниз под собственной тяжестью;

б) Животное семейства лошадиных, отряда непарнокопытных.

Провели небольшой эксперимент.

Среди группы учащихся 5 классов. 20 человек должны были прочитать незнакомые для них слова, в которых вместо “ё” напечатана буква “е”. Это слова гравёр, углублённый, новорождённый, побасёнка, чёботы, желудёвый, шёлкопрядение, клёцки, ксёндз, маркёр. При чтении выяснилось, что 100% учащихся допустили ошибки при чтении. Причём в словах маркёр, чёботы, новорождённый, побасёнка, шёлкопрядение допустили ошибки 100% учащихся, 80% допустили ошибки при чтении слов углублённый, гравёр, 50% с ошибкой прочитали слово желудёвый, клёцки.

Вывод: Отсутствие буквы Ё сказывается на правильности чтения и понимания слов, на скорости чтения, правильности имён собственных.

4. Выступление группы “Социологи”- Результаты анкетирования людей, говорящих на русском языке “Моё отношение к наличию/отсутствию буквы Ё в алфавите” (Приложение 5) Слайды 19-22

Учащимся 2, 5, 6, 10, 11 классов нашей школы были предложены следующие вопросы:

1. Как вы считаете, обязательно ли употреблять на письме и в печати букву Ё?

2. Всегда ли вы сами употребляете букву Ё или нет на письме? Если нет - то почему?

3. Какую помощь оказало бы лично вам употребление буквы Ё в печати и на письме?

Вывод: Букву Ё старшеклассники употребляют реже, чем ученики младших классов, многие ученики не осознают важности правильного употребления буквы Ё.

5. Итоги конференции

Заключительное слово учителя. Учитель подводит итоги и зачитывает обращение по итогам урока- конференции.

Слайды 23-26

Сегодня мы рассмотрели появление и исчезновение буквы Ё из русского алфавита. Но отрадно заметить, что в сейчас идёт всё более широкое внедрение буквы Ё на страницы книг и журналов. Сейчас насчитывается несколько десятков названий периодической печати, в которых буква Ё печатается постоянно. В титрах на телевидении началось широкое использование Ё и мы видим фамилии Селезнёв, Подберёзкин, Дёгтев, Огнёв; другие слова: актёр режиссёр и многое другое. Отрадно, что в нашей районной газете буква ё употребляется.

Все, кто искренне любит русский язык, испытывают, радость когда до людей доходит простая истина: неприменение на письме буквы ё ведет к искажению и уродованию русского языка.

Случилось так, что в нашей азбуке закрепилось и, думается, навсегда 33 буквы. Именно 33, а это число священное. Вспомним хотя бы 33 богатыря у Пушкина. С 1710 года, когда Пётр 1 ввёл гражданский шрифт, количество букв в русском письме убавилось ровно на десять. И, наверное, достойно удивления, что буква Ё заняла седьмую, и, безусловно, освященную позицию. Что это - игра случая или воля провидения?

И ещё хотелось бы, чтобы как можно больше людей осознало, что наша азбука - это фундамент всей нашей культуры. Это - первооснова всех говорящих на русском языке народов. А поэтому дискриминация хотя бы одной буквы ведет к печальным, разрушительным последствиям для русского языка, для всей нашей культуры.

В результате нашей работы на уроке были сделаны следующие выводы:

Во-первых, буква Ёё является самостоятельной и седьмой по счёту буквой русского алфавита, состоящего из 33 букв, поэтому не должна быть “вариантом написания” или “формой” буквы Е е, все буквы алфавита должны быть абсолютно равноправны в их написании, и одна не может “поглощать” другую, наличие буквы Ё ё в алфавите полностью оправданно самим развитием русского языка и поэтому необходимо.

Во-вторых, ни в одном из учебников 7 класса буква Ё не употребляется. Это приводит к тому, что и дети, работая с этими учебниками, не пишут букву Ё. В клавиатуре компьютера буква Ё вынесена за пределы клавиш алфавита. В ходе исследования были тщательно прочитаны номера городских газет “Зеркало”, “Темиртауский рабочий”, “Вечерняя газета” и “Металлург”. Нами было выявлено, что ни в одной из популярных городских газет буква Ё не используется даже в заголовках газет. А ведь публицистический стиль печатных изданий воздействует на сознание людей и служит образцом для употребления как слов и выражений в устной и письменной речи, так и буквы Ё на письме читателями данных изданий.

В-третьих, отсутствие буквы Ё сказывается на правильности чтения и понимания слов, на скорости чтения, правильности имён собственных.

В-четвертых, социологический опрос и эксперимент показали, что буква Ё в русском языке необходима.

Материалы, собранные группами при работе над этим вопросом, мы оформим в буклете для широкого круга читателей, при знакомстве с которым не останется сомнений- употреблять букву Ё или нет.

Обращение “Мы за Ё!!!”Слайд 27

Мы обращаемся ко всем учащимся и учителям нашей школы и всем людям, говорящим на русском языке с просьбой обязательно употреблять букву Ё - седьмую букву русского алфавита, которую незаслуженно стали забывать.

Рефлексия “Горячий микрофон” Оцените ваше впечатление от конференции Слайд 28

Благодарю всех участников за работу!!! Слайд 29

Список источников: Слайд 30

Список использованной литературы

  1. Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2000.
  2. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Буква Ё не для печати // Российская газета. №9. 1998.
  3. Пчелов Е.В., Чумаков В. Т. Два века русской буквы Ё. История и словарь. - М.: Народное образование, 2000.
  4. Чумаков В.Т. Как буква Ё с фашистами воевала // Чудеса и приключения. 2000. №1. С. 60-61.

Интернет-источники

  1. http://yomaker.ru/ - сайт “Буква Ё и её проблемы”
  2. http://yomaker.ru/ - статья в Википедии, посвящённая слову “ёфикатор”.
  3. http://www.rusyaz.ru/pr/og04
  4. http://www.poesis.ru
  5. https://urok.1sept.ru/