Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. УМК "Планета Знаний". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3


ХОД УРОКА (Приложение 1)

 

Работа учителя

Работа учащихся

Интегрированная, коррекционная работа, включение в работу детей с ЗПР и ОВЗ

1 мин. 1. Оргмомент

– Я рада видеть вас на уроке математики! Я знаю, что вы любите математику.
– Встаньте ровно, повторите наше правило, позаботьтесь о своей работоспособности и покажите гостям, как вы умеете работать. Садитесь!

Хором:

Сяду прямо – не согнусь
За работу я возьмусь
Ручку правильно держу
И красиво я пишу

Развитие памяти и внимания
2 мин. 1. Работа с интерактивной доской «Путешествие по стране». Ориентировка в пространстве.     Физкультминутка для глаз.

Для начала серьёзной математической работы потренируем свои глаза и своё умение ориентироваться в пространстве. Сделаем это, продолжив начатое на предыдущих уроках «Путешествие по России». У нас урок тематический. Посмотрите на заголовок страницы учебника и прочитайте заголовок. Внимание на экран!  На интерактивной доске для вас дана карта железных дорог России. Приложение 2
Окинем взором, как велики железные дороги нашей страны. Смотрим вправо – Дальний восток, ведём глазами, не поворачивая головы, за указкой влево – запад. Железные дороги тянутся до самого Балтийского моря. А теперь обратно до Дальнего востока.  Сосредоточим взор в центр – сердце нашей Родины – столицу Москва. А от неё ведёт железная дорога и на нашу малую Родину – любимую Кострому. Поморгайте глазками, закройте их, а теперь – смотрите на меня.
– Мы сегодня будем решать  задачи  на движение по железным дорогам Костромской области. Будьте внимательны. Но сначала потренируемся в математических вычислениях.

Читают заголовок «Железные дороги». Здоровьесбережение, упражнения для глаз, развитие пространственной ориентировки, активизация внимания.
3 мин. 3. Устный счёт. Работа с материалом интерактивной доски

ИД: Потренируем свои математические способности, закрепим знания предыдущего урока. Перед Вами  примеры. Догадайтесь, найдите, где допущены ошибки, исправьте их. Приложение 3

Ребята выходят к доске и выполняют вычисления.
Эксперты – учащиеся выполняют проверку.
Развитие внимания, мышления, математической зоркости, коррекция ошибок.
4 мин.  4. Подготовка к изучению нового материала. Повторение

– Мы продолжаем работу по теме «Вычитание многозначных чисел». Вспомните,  чему мы учились на предыдущем уроке?
– А сегодня  работа усложняется: мы будем учиться  выполнять вычитание двузначных чисел из трёхзначных с переходом через разряд.
– Как вы думаете, какие можно выделить разряды в трёхзначных числах? 
Молодцы!
– А какие  качества нам пригодятся, чтобы научиться  вычитанию  с переходом через разряд?
– Внимание на экран!
– Вначале мы, как положено настоящим  туристам, подготовимся  к  путешествию – потренируемся  с вычислениями, а позже совершим путешествие, где вы сможете применить учебные умения, которые мы с вами будем сейчас вырабатывать.

– Мы учились выполнять  вычитание   из трёхзначных  в столбик с переходом через десяток.

Повторяют правила вычитания  единиц и круглых чисел.
(единицы, десятки, сотни).

Внимание, сосредоточенность, память.
На интерактивной доске высвечивается тема урока и карта Российских железных дорог

Развитие памяти, восприятия
2 мин. 5. Физкультминутка  Раз, два, три, четыре, пять.
(Прыжки на месте)
Сотни будем вычитать!
(Хлопают в ладоши)
Отдыхать умеем тоже,
(Прыжки на месте)
Руки за спину положим!
(Прячут руки за спину)
Голову поднимем выше,
(Руки на поясе, голову подняли выше)
И легко-легко подышим!
(Громкий вдох-выдох).
 
6 мин. 6. Изучение нового материала. Работа на интерактивной доске. Внимание на экран!

На  доске пример:

_736
    57

– Это новое для нас задание.
– Внимательно посмотрите на пример и подумайте, кто из вас может попробовать решить этот пример у доски?   
– А как ты это выполнил? Каким правилом руководствовался? Объясни. А как  вы думаете, прав ли он?
Учитель анализирует ответы детей: «Математические правила надо знать точно».

На доске   работает  1 учащийся и   2 «эксперта» (анализируют работу товарища, исправляют ошибки). Активизация внимания, развитие самостоятельности, самооценки.
4 мин. 7. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 50, самостоятельно прочитайте правило. Постарайтесь запомнить.
– Попробуйте  повторить  правило  с закрытым учебником, проверить свою память. Кто желает?

Дети читают и повторяют по памяти правило (2-3 ученика)   Тренировка и развитие памяти учащихся с разным уровнем  подготовки. Индивидуальный подход.
5 мин. 8. Закрепление изученного материала

– Мы познакомились с новым правилом. Теперь  надо учиться    выполнять сложные математические действия и   применять свои умения  в жизни.  Вернёмся к заголовку на странице 50 учебника. Что это означает?
– Потренируемся на простых задачах.   Составьте задачи по условию, которое вы видите на интерактивной доске и решите их.
Повторите правила. Приложение 2
Посмотрите карту железных дорог области. (Показ на интерактивной доске, пояснение).
Обратите внимание, что у нас имеется электролиния  Кострома – Ярославль, которая проходит через Нерехту.  Есть пассажирские поезда Буй – Галич, есть скорые поезда, которые проходят через нашу область и преодолевают большие расстояния. Это поезда: Москва – Хабаровск, Москва – Владивосток. 

– Представьте, что три группы костромских детей собрались приехать  в Кострому в гости к Снегурочке по железной дороге  на день её рождения. Знаете, когда у неё день рождения?

 

 

Мы будем решать задачи на движение, путешествовать по железной дороге.
Ребята выполняют простые задачи на движение  на интерактивной доске (ЭОРы).
Повторяют правила нахождения расстояния, скорости и времени.

 

 

 

Ребята дают свои ответы.

Развитие мышления, памяти, восприятия. Для «слабых» опоры – «задачи на движение».

Создание игровой «проблемной» ситуации.

4 мин. 9. Работа в  тетрадях. Решение примеров

– Чтобы узнать точно, когда  день рождения у Снегурочки,  мы должны решить примеры на вычитание из учебника со  страницы 51 № 2.

  – Молодцы! Правильно решили. Прочтите, что получилось.

Взаимопроверка. Зачитывают  полученные ответы. Если пример сосчитан правильно, то на интерактивной доске появляются под ответом каждого примера буквы.
Читают: 2 апреля
Развитие  мышления, математических навыков, контроля и взаимоконтроля.

Развитие внимания, памяти

2 мин. 10. Физкультминутка

– Отдохнём перед решением задач.

 

Девочки и мальчики!
Приготовим пальчики!
Крылья носа разотри! 1-2-3!
Под носом ты теперь потри! 1-2-3!
Серьги на уши повесь, если есть!
Брови надо причесать! 1-2-3-4-5!
Вытри пот теперь со лба! 1-2!
Заколкой волосы скрепи!1-2-3!
Сзади пуговку найди:
Расстегни и застегни!
На шею бусы надеваем:
Примеряем, расправляем!
А на грудь повесим брошку – 
Краснощёкую матрёшку!
Девочки и мальчики!
Приготовим пальчики!
На них колечки надеваем,
Примеряем, расправляем!
А сюда – браслетики –
красные манжетики!
Осталось ножки растереть
И не будем мы болеть!

 
7 мин. 11. Организация практической деятельности. Решение задач. Работа в группах. Приложение 4
Работа в группах:
– А сейчас мы должны  помочь детям из дальних районов области рассчитать свою поездку в Кострому по железной дороге с применением полученных сегодня  математических знаний.
Внимание задание:  узнать, каково расстояние до Костромы, нашего областного центра  – Родины Снегурочки от исходной железнодорожной станции, указанной в карточке. Это несложное задание, спешите.

 

 

 

А теперь задание второе для всех групп: кто быстрее! Определив  расстояние в своей задаче, напишите результат на доске, вычислите,  какое     самое  длинное  расстояние и на сколько оно  превышает  два других пути? Каким  математическим действием выполняли? Каким правилом руководствовались? Запишите это действие в тетради. Молодцы! Вы  справились. Аналогичную задачу вы будете решать дома.

Решение задач в группах:
1 группа –  Электричка Нерехта – Кострома шла со скоростью 50 километров в час  и была в пути
60 минут. Найти расстояние, которое она преодолела.  
2 группа – Пассажирский поезд Галич – Кострома двигался со скоростью  45  километров в час и был в пути 3 часа. Какое  расстояние  он прошёл за это время?
3 группа – Скорый поезд Хабаровск – Москва шёл со скоростью   60 километров в час. Расстояние от Шарьи до Костромы он преодолел за 6 часов. На каком расстоянии от Костромы находится город Шарья?  

Вычисляют, объясняют и повторяют правило, записывают  в тетради.

Развитие внимания, мышления. Создание ситуации успеха (задания дифференцированы с учётом возможностей и способностей учащихся).

Развитие быстроты мышления, умения работать в группах.

1 мин. 12. Подведение итогов  урока. Выводы по уроку

– Итак, подведём итоги урока. Чему мы научились на уроке математики?
– Это было вычитание многозначных чисел и решение задач на движение.  Вы с этим справились. Молодцы! Главные задачи   урока выполнили.   к путешествию Костромских детей на день рождения Снегурочки.
Но мы не завершили «путешествие костромских детей на день рождения к Снегурочке».
– На день рождения к близким  принято ходить с подарками.  Ребята которые мечтают приехать на День рождения к Снегурочке  со всех уголков нашей области готовят свои подарки. Переверните карточку с текстом вашей задачи и посмотрите, какой подарок приготовила каждая группа.  На обратной стороне задачи рисунок – корзиночка с клюквой,  банка с малиновым вареньем,  пихтовый веник и пихтовое масло.
– Что общего во всех этих подарках? К какой общей группе  можно отнести все эти средства?
– Ребята! Мы все желаем своим близким – родным, друзьям и себе – здоровья. О здоровье нужно постоянно заботиться. Его укреплять лучше всего  природными средствами – наша Костромская земля очень богата ими. И, конечно,  надо закаляться, чтобы предупреждать простудные и вирусные заболевания. Молодцы те ребята, кто это выполняет.
– Сейчас мы проведём сеанс фитотерапии, а другие два средства применим на классном  чаепитии.

Перечисляют: решать задачи на движение, вычитать с переходом через разряд.

 

 

 

 

 

 

Это дары природы, богатства Костромского края, они полезны, укрепляют здоровье человека.
Клюква – полна витаминов, укрепляет иммунитет.
Малина – жаропонижающее, противовоспалительное средство.
Пихта – укрепляет дыхательную систему, очищает лёгкие и бронхи от слизи.
Вдыхают запах пихтового масла.

Развитие аналитического мышления, самооценки.

 

 

 

 

Здоровьесбережение: продолжение знакомства  с необходимостью вести здоровый образ жизни,  заботиться о своём здоровье и здоровья близких; воспитание доброжелательности заботливого и внимательного отношения к людям. Расширение знаний о природных богатствах Костромского края, воспитание чувства гордости за свою родину. Профилактика ОРВИ.

2 мин. 13. Домашнее задание:  решить задачу № 5 страница 51

Мы хорошо подготовились к нему. Аналогичные задачи вы успешно решили в группах. Кто понял, как выполнять?

Записывают в дневники домашнее задание. Индивидуальная коррекционная помощь: разъяснения и карточки-опоры.
1 мин. 14. Рефлексия: Приложение 5

– У вас на партах лежат цветы костромской земли   (мать-и- мачеха, подснежники, хохлатки). Эти прекрасные цветы – тоже  лекарственные средства. Давайте все вместе соберём общий букет первоцветов   на День рождения Снегурочке.
Если вам было интересно на уроке и узнали много нового, прикрепите Снегурочке    мать-и-мачеху, было интересно, но трудно –  подснежники, было скучно – хохлатку.
Итак, заканчивая урок математики, я хочу поблагодарить вас за  хорошую и дружную работу в парах и группах. Попрошу вас не расслабляться – впереди более трудные уроки математики. А ещё подумайте, что мы можем подготовить  в подарок  Снегурочке от нашего класса. Спасибо за работу! Желаю вам здоровья и успехов. Попрощайтесь с гостями.

Дети анализируют свою работу на уроке, успешность, выбирают цветы и собирают букет. Обучение самоанализу и самооценке, воспитание чувства прекрасного, воспитание этики   (дарить цветы к дню рождения).

Приложение 6