Урок литературного чтения по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, Занков Л.В., Свиридова В.Ю., художественный образ, Тиё, Басё, информационно-коммуникативные технологии, приемы ТРКМЧП


Цель: формирование представления о художественном образе (образ не сам предмет, но то, как его воспринимает автор, впечатление от чего-то).

Планируемые результаты урока (УУД):

Личностные:

  • формирование представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отражённого в литературе разных времён и народов;
  • развитие умения выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Метапредметные:

регулятивные:

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
  • оценивать результаты работы;

познавательные:

  • ориентироваться в содержании учебника;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
  • осознавать смысл незнакомых слов из контекста и иллюстрации учебника;
  • представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.

коммуникативные:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
  • уважать мнение собеседников;

Предметные:

  • воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
  • формировать умения осмысленного и выразительного чтения поэтических текстов.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения:

  • практические (составление кластера, хокку),
  • наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями),
  • словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
  • частично-поисковые - сочетание восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.

Приёмы ТРКМЧП

  • “Корзина идей, понятий, имён”;
  • “Инсерт”;
  • “Кластер”.

Используемые технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Средства обучения:

  • Информационный материал:
    • учебник Свиридова В.Ю. “Литературное чтение”, ч.1, Самара: Издательство “Учебная литература”: Изд. Дом “Фёдоров”, 2012;
    • индивидуальные листы с заданиями (Приложение 1).
  • Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (Приложение 2).
  • Интерактивный материал:
    • электронный учебник Свиридова В.Ю. “Литературное чтение”, ч.1 (с. 64 – 65).

Оборудование:

  • Автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук, интерактивная доска с мультимедийным проектором).

Структура урока складывается из 12 этапов:

  1. Психологический настрой.
  2. Эмоциональное вхождение в урок.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Разминка.
  5. Введение в проблему урока.
  6. Постановка проблемы урока.
  7. Решение проблемы (открытие нового знания).
  8. Динамическая пауза.
  9. Первичное закрепление изученного материала.
  10. Обобщение.
  11. Рефлексия.
  12. Организация домашнего задания.

Ход урока

1. Психологический настрой. /Мультимедийная презентация, слайд 1/

Игра "Сплочение - настрой".

- Поднимите правую руку те, кто приступает к уроку с открытым сердцем. Спасибо.

- Поднимите правую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний. Спасибо.

- Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим. Спасибо.

- Пожелаем друг другу успехов, творчества и радости! Садитесь.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

Закройте глаза. Представьте себе что-нибудь красивое. Что вы почувствовали?

3. Проверка домашнего задания.

- Я просила вас попробовать самим создать красоту. Многие ребята откликнулись на мою просьбу. Давайте посмотрим, что у них получилось (Открывается доска).

- Красиво? Какая работа нашла особенный отклик в вашей душе? Поделитесь своими впечатлениями.

- Давайте узнаем у авторов работ – что вдохновило их на творчество?

- Поблагодарим одноклассников за чудесные работы и продолжим путешествие в мир литературы.

4. Разминка. /Мультимедийная презентация, слайд 2/

- Литературный приём, с помощью которого неживой предмет наделяется чертами и чувствами человека (олицетворение).

- Литературный герой писательницы Галины Петровны Корниловой, очень впечатлительный (Бумчик).

- Жанр художественной литературы, небольшое произведение в прозе о каком-либо событии в жизни героя (рассказ).

- Имя героини нанайской сказки, которая замечала красоту только в себе самой (Айога).

- Персонаж сказки Сергея Григорьевича Козлова “Красота”, который ещё не научился видеть красоту во всём (Заяц).

5. Введение в проблему урока.

- С этими понятиями, героями литературных произведений мы познакомились во второй главе. Сегодня мы открываем новую главу. Как узнать её название (Прочитать в “Содержании”, найти по закладке)?

- Прочтите название третьей главы (Погоня за секретами литературы).

- Что вас удивило в этом названии?

- Что такое секрет (То, что держится в тайне, скрывается от других)?

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы разгадывать секреты?

6. Постановка проблемы урока.

Приём ТРКМЧП “Корзина идей, понятий, имён”

А) Выделение ключевого понятия.

- Попробуйте разгадать “секрет”, который скрыт в словах нашей разминки (Из первых букв каждого разгаданного слова можно составить слово “образ”).

/Мультимедийная презентация, слайд 3/

Б) Индивидуальная работа.

- Вам знакомо это слово? Выполните первое задание на индивидуальном листе Приложение 1, задание 1/. Запишите в течение 1-2 минут, всё, что вам известно о нём.

/Мультимедийная презентация, слайд 4/

В) Обсуждение в парах.

- Поработайте в парах. Выясните, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Г) “Сброс в корзину” (Фронтальная работа).

- Итак, что вам известно об образе? Сбросим ваши идеи в корзину (Запись идей учителем).

/Мультимедийная презентация, слайд 5/

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти выяснить, что же такое образ?

7. Решение проблемы. Открытие нового знания.

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

- Откройте с.64 учебника.

Приём ТРКМЧП “Инсерт”. /Мультимедийная презентация, слайд 6/

- Прочитайте текст с пометками:

  • “V” - информация мне известна;
  • “+” - узнал что-то новое;
  • “-” - противоречит тому, что знаю; не согласен;
  • “?” -  хочу узнать подробнее.

Запиши ответ на проблемный вопрос /Приложение 1, задание 2/.

- Что нового вы узнали из текста? Как вы ответили на проблемный вопрос (образ – это не сам предмет, а его след в нашей душе).

Приём ТРКМЧП “Кластер”.

- Давайте систематизируем информацию, касающуюся понятия “образ”.

- Какие известные нам виды искусства оставляют след в душе (живопись, музыка, литература)?

- Кто является создателем образа в живописи (художник)? В музыке (композитор)? В литературе (писатель, поэт)?

- Приведите конкретные примеры (Архип Иванович Куинджи “Ночь на Днепре”; Пётр Ильич Чайковский “Танец феи Драже”; М.Ю. Лермонтов “Утёс”).

- С помощью чего создают образы художники (красок), композиторы (звуков), писатели и поэты (слов).

- Где бы на этой схеме вы поместили себя (мы учимся создавать образы как художники, композиторы, поэты или писатели, но чаще всего созерцаем, т.е. любуемся уже созданными образами)?

8. Динамическая пауза.

Изобразите живую картинку с помощью движений, жестов: восход солнца, закат солнца, растущий цветок, дерево на ветру, перелётные птицы.

9. Первичное закрепление изученного материала.

А) Чтение и анализ хокку.

- Сегодня мы попытаемся представить образы, созданными японскими поэтами Басё и Тиё.

Но для начала дадим слово “Почемучке”. Ваша одноклассница расскажет, что она узнала об этих поэтах.

- Прослушайте трёхстишия и представьте картины, нарисованные поэтами. Для этого нужно войти в изображаемый мир и представить его изнутри (Чтение учителем – с. 65).

- Поделитесь впечатлениями.

- Какое трёхстишье понравилось больше всего? Почему?

- Какое малопонятное слово вам встретилось (Бадья)?

- Кто догадался, что такое бадья (Бадья – это деревянное ведро)?

- Где нашли ответ (Оно изображено на странице учебника)?

- Давайте поставим вопрос “Почему?” к последней строчке каждого трёхстишия и попробуем ответить на него.

- Почему мотылёк взмахнул крыльями (Что-то приснилось)? Что могло ему присниться?

- Почему автору показалось, что соловей на ветке – это душа ивы? (Сама ива - очень одухотворенное дерево: с ее длинными плакучими ветвями люди всегда связывали представления о человеческих переживаниях, о любви и печали; а соловей - самая одухотворенная из птиц: это совершенно незаметный, крайне скромный по внешним данным настоящий драгоценный ларец внутренней красоты и таланта, живая душа леса).

- Почему лирический герой третьего трёхстишия решил взять воды у соседа (Чтобы не разрушать красоту)?

- Кто из известных вам литературных героев поступил бы так же?

- Что вы заметили в записи 2 и 3 трёхстиший? (Многоточие)

- Как вы думаете, для чего их поставил автор? (Может быть, впереди ждет неожиданный поворот?)

- Можно ли назвать концовку 2 и 3 хокку неожиданным поворотом? (Можно, так во 2 трёхстишии нас ждёт неожиданное сравнение (соловей-душа ивы), в 3 трёхстишии удивительно, что герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)

Б) Работа с электронным учебником (выход в Интернет, знакомство с хокку, сочинёнными детьми).

- Поделитесь своими впечатлениями.

В) Выполните третье задание. /Мультимедийная презентация, слайд 7/

Прочитайте начало трёхстишия

(Взгляд не отвести –
Луна над горной грядой,)

- Закончите трёхстишие. Выбери предложенный вариант (Мир и покой кругом. Родина моя. Как прекрасен мир) или придумайте свой /Приложение 1, задание 3/.

Г) Ответы на вопросы.

Найдите значок групповой работы на с. 65.

Какое задание вам предложено? Убедитесь, что одинаковые слова у каждого рождают у каждого у вас разные образы. Сравните, послушав своего товарища, что он представляет, когда слышит слова: дерево, огонь, радость. Начинайте работу.

- Одинаковые образы родились у каждого из вас? Какой вывод можно сделать (Одинаковые слова у разных людей рождают разные образы)?

Прочитайте последний вопрос на с. 65. Что вы думаете по этому поводу?

10. Обобщение.

- Наш урок подходит к концу. Какую проблему решали на уроке (что такое образ)? Что такое образ (это не сам предмет, а след его в нашей душе)?

- С творчеством каких поэтов сегодня познакомились?

- О чём вас заставил задуматься урок? На какие мысли навёл?

- Какая работа показалась наиболее интересной?

- Что удивило вас на уроке?

11. Рефлексия. /Мультимедийная презентация, слайд 8/

- Оцените свою работу. /Приложение 1, задание 4/.

Закрасьте на шкале трудности соответствующий кружок. Кому было очень трудно? Кому очень легко? Поставьте флажок на покорённой вершине гор творчества. Кто поставил на самую высокую вершину? Почему?

12. Организация домашнего задания.

По выбору: найти и принести на урок хокку других японских поэтов или попробовать сочинить своё хокку на любую тему. Изобразить созданный поэтом (или вами) образ рисунком.