Классный час "Тепло родного очага"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Пояснительная записка

Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.

Цели классного часа:

  • показать значение семьи, домашнего тепла;
  • формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
  • формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
  • совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
  • продолжить работу по сплочению классного коллектива;
  • развивать речь, умение рассуждать.

Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.

Ход проведения классного часа

1. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы  классного часа

Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1). Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2), что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2). Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3). Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5).

Когда семья вместе, так и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дети не в тягость, а в радость.
Семья в куче – не страшна и туча.
Согласье да лад – в семье клад.
Чем богаты, тем и рады.
Дом вести – не рукавом трясти.

Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).

Число 7 – необычное, это магическое число:

  • 7 - цветов радуги
  • 7 - чудес света
  • 7 - нот гаммы

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.)

Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Мама

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Дочка

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Папа

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Дочка

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Бабушка

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Внучка

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7). А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Учитель: Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

  • 1 ряд - мамы
  • 2 ряд - папы
  • 3 ряд – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8).

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика).

Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9). Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Учитель: Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10).

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11). Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам):

•  собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  приглашать гостей и собирать застолье;

•  собирать и хранить семейные фотографии;

•  хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12). Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13).

Ученик:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель: Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14). Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:

  • ТЕПЛО
  • ЗАБОТА
  • УВАЖЕНИЕ
  • ПОМОЩЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЛЮБОВЬ
  • РАДОСТЬ
  • УЮТ
  • СЧАСТЬЕ
  • ДРУЖБА
  • ВЕРНОСТЬ
  • МИР
  • ТРАДИЦИИ

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Ученик:

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15).

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Ученик:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!