Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Образовательные цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися таких понятий как “Работные люди”, “Отходники”, “Посессионные крестьяне”;
  • Обеспечить усвоение учениками причин, содержания и значения народных движений первой четверти XVIII века.

Развивающие цели:

  • развить у учеников продуктивное мышление, устно-речевое воспроизведение отдельных фрагментов народных движений первой четверти XVIII века;
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные цели:

  • способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: комбинированный (с применением технологии критического мышления и ИКТ).

Форма урока: лабораторное занятие по учебнику, работа в парах.

Оборудование:

Этапы урока

I. Оргмомент.

II. Повторение домашнего задания.

Беседа с учениками по вопросам:

1. Чем вы можете объяснить экономическое отставание России от ведущих европейских стран в начале XVIII века?

2. Каковы были главные направления экономической политики Петра 1?

3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России?

4. Чем вы объясните бурный рост мануфактур в первой четверти XVIII века?

5. Какие итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века вы считаете главным и почему?

III. Изучение нового материала.

Первая стадия – вызов (актуализация)

Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока. (Необходимо, чтобы ученики записали тему урока, которая представлена на первом слайде)

Впервые ли вы изучаете такие события?

Существует ли план для изучения народных выступлений?

Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?

Если да, то назовите такие причины.

Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими “КОРЗИНУ МНЕНИЙ” (Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, затем каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы).

Учитель: Итак, “Корзина мнений” заполнена, узнать, кто отправил в “корзину” правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века (на 2м слайде представлен план работы на уроке: изучая каждый пункт плана, нужно нажимать на сам пункт; просмотрев этот пункт, необходимо вернуться на домашнюю страницу , значок которой находится в правом нижнем углу).

Вторая стадия - осмысление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах (по памятке):

1. Астраханское восстание (с.131-133)

2. Восстание Кондратия Булавина (с.133-134)

3.Башкирское восстание (с.134)

4. Религиозные выступления (с.134,135)

5. Выступления работных людей (с.135,135)

Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которой учитель еще раз обращает внимание на причины народных выступлений. (3-9 слайды: на четвертом слайде представлено видео, просмотрев который нужно нажать клавишу Esc и также вернуться на домашнюю страницу; на 7м слайде представлен термин “работные люди”, определение которого можно получить, нажав на сам термин; чтобы вернуться на 7й слайд, нужно нажать на красную стрелку, которая появится на странице после нажатия левой кнопки мыши). После просмотра презентации, работа проводится по исторической карте “Российская империя в первой половине XVIII века”, где рассматриваются основные очаги народных выступлений.

Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в “корзину мнений” ошибочные ответы, а кто правильные. (Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток времени, в которое они произошли).

Учитель: теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?

6.Значение народных выступлений (комментированное чтение с.136) (слайд № 10)

IV.Закрепление.

Продолжите фразу: “Астраханское восстание произошло в ......”

Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством .....”

Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......”

На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......”

Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....” (слайды №11-15: после изучения новой темы, идет закрепление материала с помощью тестовых вопросов. Правильность ответов можно проверить, нажав на сам ответ. Должны появиться значки (правильный ответ) или (неправильный ответ). Вернуться обратно к вопросам можно, нажав номера вопросов в правом нижнем углу).

V. Домашнее задание.

1. параграф17, документ с.137, новые слова. (слайд № 16)

2. Учебно-методическая разработка по предметам гуманитарного цикла.

3. Презентация “Народные движения первой четверти XVIII века”.