Литературное краеведение. Лирические песни ненцев. Тематика и художественная форма лирической песни

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: Лирические песни ненцев, виды фольклора ненцев


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями, тематикой и художественной формой лирической песни.

Задачи урока:

  • усвоить понятие лирические песни и их  тематика;
  • указать на особенности художественной формы лирической песни ненцев;
  • прививать любовь к своему краю;
  • включать ребят в проектную деятельность.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, работа в парах, выразительное чтение лирических песен ненцев.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал «Лирические песни ненцев» (Приложение 1);
  • презентация «Лирические песни ненцев» (Приложение 4)
  • альбомные листы и цветные карандаши. 

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

1. Перечислите виды фольклора ненецкого народа

Устное народное творчество (УНТ) ненцев, возникшее несколько столетий назад, продолжало широко бытовать в народе и начале 20 века. Изучение опубликованного материала и записей фольклора, осуществлённых в наше время, позволяют выделить в ненецком народном творчестве виды фольклора.

! ОК-1 (Приложение 2)

1) Этимологические сказания.
2) Жертвенные молитвы-заговоры.
3) Предания.
4) Обрядовая поэзия.
5) Шаманские песни и сказки.
6) Сказки.
7) Эпические песни.
8) Лирические песни.
9) Загадки.
10) Современные рассказы (Приложение 4. Слайд 2)

Не все указанные виды ненецкого фольклора одинаково широко бытовали и не все с одинаковой охотой рассказывались исполнителями постороннему человеку. По этой причине в поле зрения собирателя прежде всего попадали наиболее распространённые виды УНТ – сказки, песни, загадки.
Лирические песни приближаются к эпическим песням ярабц.

2. Словарная работа:

«сё» - «песня (голос)». «нацекы сё» – «детская песня», «ябе сё» – «хмельная (пьяная) песня». Такая терминология свидетельствует об огромном развитии песенного творчества ненцев.
«хннабц-песня» (собственно ненецкая) – от глагола «хнноць» – петь ненецкую песню. Этот термин является как бы родовым по отношению ко всем видам ненецкой песни. (Приложение 4. Слайд 3)

II. Новый материал

 Слово учителя.

Лирика – один из трёх родов литературно- художественных произведений, отражающий чувства,   мысли и переживания героя. Лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни.
У ненцев очень большая песенная традиция. Кроме эпических песен, есть и лирические песни. В ненецком языке помимо терминов сюдбабц и ярабц, есть термин хынабц от глагола хыноць - петь  ненецкую песню. Являясь как бы общим термином по отношению ко всем другим видам песни, термин хынабц связывается обычно в народе с жанром лирической песни.
По своей форме ненецкая лирическая песня разнообразна.
Одни лирические песни представляют собой повествование о жизни героя, чаще такими являются женские песни о тяжёлой жизни с нелюбимым мужем. Примером таких песен может служить песня «Нюдя Тадибей» («Младший Тадибей»). Но подавляющая масса лирических песен – это песня-импровизация. Едет человек по тундре на оленях и поёт. Поёт о том, что видит, или о том, что его в данный момент волнует, о чём думает. Свои думы, мечты, чувства он изливает в своей импровизированной песне.
Если эту песню слышат другие и она нравится, её запоминают и начинают петь вслед за автором. Обычно исполнители лирической песни указывают, чья это песня, кто её сложил. Песни-импровизации часто создавались на семейных праздниках, вечерах, когда развеселившиеся мужчины начинали петь. Такие песни в народе получили название ябе сё – «пьяные песни», нередко они вольного содержания.
Сам характер лирической песни-импровизации определяет и характер бытования. Являясь выражением личных чувств, настроений, дум, песня не получает такого широкого распространения, как эпическая песня, и живёт она сравнительно недолго.

III. Тематика лирической песни (проектная работа учащегося)

Образцы лирической песни есть в опубликованных материалах Кастрена (6 текстов). Лехтисало в своей книге под названием «Пьяные песни» даёт 24 текста песен-импровизаций. Сравнительно немного песен мы имеем и в рукописных архивах – до 30 текстов.

Имеющийся весь опубликованный и рукописный материал позволяет нам говорить о разнообразии тематики лирических песен.

Как в лирике каждого народа, у ненцев есть любовные песни. Одни из них рассказывают о нежных чувствах, о счастливой любви юноши и девушки, другие- о неудачной любви. Некоторые любовные песни проникнуты весёлым смехом, иронией.

Большой интерес представляют семейно-бытовые песни, рисующие положение женщины в семье. В старых дореволюционных песнях женщина часто поёт о тяжёлой жизни, о том, как её бьёт муж и как она, будучи не в силах жить, уходит в дом родителей.

Особую тематическую группу составляют песни, в которых поющий выражает любовь к своему краю, к окружающей природе. (Приложение 4. Слайд 4)

Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменившая быт, хозяйственный уклад жизни народа, не могла не отразиться на устном творчестве, в частности, и на лирической песне.

Если эпические песни в настоящее время являются репертуаром пожилого населения и чаще стариков, то лирические песни создают и поют представители всех возрастов: и молодёжь, и пожилые, и мужчины, и женщины.

Лирическая песня и в настоящее время является песней-импровизацией, но она существенно меняет свою тематику, она отражает сегодняшний день тундры, новый быт о новое миропонимание народа.

Едет председатель колхоза в день выборов на избирательный участок, спешит, и в дороге складывает песню, в которой поёт о том, что ему надо скорее быть на выборах.
Приехала женщина на колхозное собрание из тундры, увидела других людей, и своё настроение она изливает в своей песне-импровизации.
В то время, как в старых семейно-бытовых песнях чаще пелось о тяжёлом положении женщины, в современных песнях женщина поёт о новом труде, о том, как она участвует в общественной работе.

Меняется и любовная лирическая песня. Образ девушки или юноши в песне связан с современной деятельностью и новыми идеалами. Девушка теперь в песнях не бесправное существо, а человек, который трудится вместе со всеми, ударно работает и перевыполняет план.

В морских водоёмах
она отличная рыбачка.
Она отличилась тем,
что обязательство своё
она выполняет досрочно…

IV. Работа в тетрадях с опорным конспектом

ОК-6

Лирическая песня – хынабц (от глагола «хыноць» – петь (ненецкую песню))

Особенности:

  • Раскрывает чувства, переживания героя
  • Является песней-импровизацией.
  • По характеру приближается к ярабц.
  • Живёт недолго, не получает широкого распространения, как эпическая песня.

Тема

  • любовные песни;
  • семейно-бытовые песни;
  • песни о родном крае;
  • песни о новом миропонимании народа;

(Приложение 4. Слайд 5)

V. Практикум

1. Чтение лирических песен ненцев.
2. Определите тему каждой лирической песни. (Приложение 1).

VI. Художественная форма лирической песни (проектная рабата учащегося)

Ненецкая лирическая песня является в основном песней – импровизацией, и поэтому говорить о композиции, о способах характеристики героя песни приходится только условно.
Лирическая песня по своим размерам невелика. Она не имеет каких-либо установившихся зачинов или концовки. Повествование в песне ведётся от первого лица. В некоторых песнях оно более  развёрнуто и сочетается с диалогом. В других оно настолько лаконично, что без соответствующего комментария песня для постороннего непонятна.Например:

Мамочка, я всё плачу,
теперь-то я навсегда
попала в посёлок!
Мне не придётся сесть
на нарту с четырьмя оленями.

По словам исполнительницы, автором песни является девушка, жившая всё время в тундре и переехавшая позднее жить в посёлок. Свою тоску по тундре она и раскрывает в этой песне.
Общий характер и тон повествования в лирических песнях тоже может быть различен.
В песнях, в которых певец говорит просто о своих думах, размышлениях, причём самых житейских, тон повествования спокойный, ровный.

У меня-то четыре внучки,
только один сын.
Женщина из Колгуева
Сватает себе невестку,
я ни одну не отдам,
хоть у ней и сын матрос.

И, наоборот, в песнях, раскрывающих сильные чувства, большие переживания, взволнованный характер подчёркивается введением в повествовательную речь вопросительных и восклицательных предложений.
Мать, потерявшая сына, в своей песне поёт:

Большая каменистая река
Моего сына унесла,
Гришеньку, моего сына, унесла!
Теперь когда он придёт?
Теперь он не придёт!.. 

Но при всём разнообразии размера и характера повествования в лирических песнях можно наметить некоторые общие стилистические приёмы. К числу таких относятся постоянно встречающиеся повторения отдельных слов и целых предложений. Этот приём повторения сохраняется и в песнях с современной тематикой.

Целых три дня
Щучью равнину,
Равнину я пересекаю,
Пересечь не могу.
Равнина широкая была,
Равнина большая была,
три дня я еду.

Лирическая песня  любит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, придающие всей песне эмоциональную окраску. Иногда даже шутливая песенка строится на широком использовании уменьшительного суффикса -ко-.

Если я поеду на Большую землю,
Там ведь стройненькие, высоконькие,
Всякие есть.
Я поеду на Большую землю,
Я выйду за стройненького, за высоконького.

Ненецкая лирическая песня, бытующая в наше время, представляет большой интерес в научном плане и требует дальнейшего собирания и тщательного изучения.

VII. Работа в тетрадях сопорным конспектом

ОК-7 (Приложение 2)

Художественная форма лирической песни

  • Невелика по размерам.
  • Повествование ведётся от первого лица.
  • Нет зачинов и концовки.
  • Тон повествования различный: спокойный, ровный или взволнованный.
  • Используется приём повторения слов и  предложений.
  • Используются уменьшительно – ласкательные

(Приложение 4. Слайд 6, Приложение 1. Дополнительный материал)

VIII. Обучение работе над цветовой гаммой в лирических песнях (работа в парах)

Работа на альбомных листах с использованием цветных карандашей. Изображение цветами (использование «тёплых» и «холодных» тонов красок) лирической песни (построчно):

Мамочка я всё плачу, (серый)
Теперь-то я навсегда (тёмно-серый)
Попала в посёлок! (зелёный)
Мне не придётся сесть (чёрный)
На нарту с четырьмя оленями (коричневый). (Приложение 4. Слайд 7)

Примечание: учащимися может быть предложена своя цветовая гамма к данной песне. Можно использовать другую лирическую песню.

IX. Закрепление нового материала

– Что собой представляет лирическая песня ненцев?
– Какова тематика лирических песен ненцев?
– В чём заключается художественная форма лирической песни ненцев? (Приложение 4. Слайд 8)

X. Домашнее задание:

а) ОК-6, ОК-7 (выучить)
б) творческое задание: изобразить цветовой гаммой в карандаше  построчно две лирические песни: «Большая каменистая река…», «Целых три дня…». (Приложение 3)

Использованная литература:

  1. З.Н. Куприянова. Ненецкий фольклор. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение. Ленинград.1960г. стр. 239-242, 243-257.
  2. З.Н.Куприянова. Эпические песни ненцев. Наука. Москва. 1965г. стр. 21-22.
  3. Мельник Н.Н., Ковтунова О.В. Краеведение. Эпические песни ненцев. Тематическое и поурочное планирование. 8 класс. С-Петербург .2007 г. стр.31-36.
  4. Филиппова Л.И. Литературное краеведение. Ч.I. Издательство «Дрофа». С-Петербург.2006 г. стр.40-41.