Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

Разделы: Биология, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок беседа с использованием мультимедийной презентации и элементами игры

Цели урока

Знать:

- определение понятия “фитоценоз”;

- жизненные формы растений в местных фитоценозах;

- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

- основные формы взаимоотношений растений в сообществе;

- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе;

Уметь:

- классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;

- описывать ярусную структуру фитоценоза.

Владеть:

- приёмами работы с учебником и биологическими коллекциями;

- приёмами анализа и синтеза;

- умением формулировать выводы.

Задачи урока

Образовательные:

- познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к произрастанию в фитоценозе;

- определить основные формы взаимоотношения растений в фитоценозе.

Воспитательные:

- продолжить формирование навыков работать в коллективе, паре;

- формирование бережного отношения к растениям, школьному оборудованию.

Развивающие:

- развивать мыслительную активность учащихся;

- продолжить формирование стойкого интереса к предмету.

Дидактические условия проведения урока

К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов “Природоведение 5 класс” и “Биология 6 класс” сформулированы следующие понятия:

- жизненные формы растений;

- ярусы леса;

- растительное сообщество

“Природоведение 5 класс”

 

 - видоизменения корней;

- видоизменения побегов;

- лишайники

- мхи

“Биология 6 класс”

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

- фитоценоз;

- эфемер;

- эфемероид;

- доминант;

- сопутствующий вид;

- паразитизм;

- комменсализм;

- конкуренция.

Оборудование:

- ноутбук;

- мультимедийный проектор;

-мультимедийная презентация “Растительные сообщества” (приложение 2)

- экран,

- коллекция “Растительное сообщество дубравы”

План урока.

Этап 1. Оргмомент

Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.

Этап 2. Восстановление опорных знаний о растительных сообществах и жизненных формах растений. Введение нового понятия “фитоценоз”

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

Этап 3. Экологические группы растений в фитоценозе.

Цель: познакомить учащихся с понятием “эфемер” и “эфемероид” их экологическими особенностями и отличительными чертами.

Этап 4. Формы взаимоотношений растений в сообществе.

Цель: познакомить учащихся с основными формами взаимоотношения растений в фитоценозе. Закрепить умение работать с биологическими коллекциями и таблицами.

Этап 5. Подведение итогов уроков, закрепление полученных знаний.

Цель: рефлексия и коррекция знаний.

Результативность урока

В ходе поэтапной работы на уроке “Растительные сообщества”

- закреплены приёмы работы со схемами;

- закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;

- закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями, биологическими коллекциями;

- получены знания об основных экологических группах растений в фитоценозе.

Использованная литература

  1. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений (региональный компонент), Тамбов, 2006
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
  3. Селиванова О.В., Черникова С.В., Тихонова Е.Н. Экология растений. Контрольные измерительные материалы (региональный компонент), Тамбов, 2008