Литературно-математический вечер "В мире математики и литературы". 10-й класс

Разделы: Математика, Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 10


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (729 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий основное внимание учителя коррекционной школы направлено на решение задач развивающего и воспитательного характера. Развитие мышления, внимания, памяти является одной из главных задач, которую необходимо решать в специальной школе. Учащимся также необходимо предоставить возможность проявить себя, попробовать свои силы в качестве игрока, отстаивающего интересы своей команды.

Не менее важно увлечь учащихся игрой. Интересно и качественно подготовленный вечер должен расширять кругозор, вовлекать учащихся в творческую деятельность, привлекать внимание к предмету, сплачивать детский коллектив, выявлять лидеров, раскрывать коммуникативные способности глухих учащихся. Для успешного овладения учебным материалом большое значение имеет заинтересованность учащихся. Развитие интереса к предмету – одна из основных задач, стоящих перед учителем. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от выученного стихотворения, от решения задачи, примера, чтобы появился интерес к предмету. Но есть ученики (и их большинство), у которых вызвать интерес к предмету можно только с помощью дополнительной и неформальной работы.

Подготовка к вечеру начинается задолго до его проведения. Подбирается творческая группа, состоящая из учителей и учащихся, которая составляет план работы. Участники группы предлагают свои идеи по созданию сценария вечера.

Одна из задач интегрированного вечера – игры показать взаимосвязь между столь различными предметами: математикой и литературой. Сценарий вечера включает вступительную часть, презентации учащихся, соревнования команд с использованием кроссворда и игры. Кроссворд «Писатели и математики» (Презентация 1) составлен таким образом, чтобы учащиеся познакомились с деятельностью великих математиков, а также узнали новые факты, связанные с математикой, из жизни известных им писателей. Для игры учащиеся подготавливают презентации. (Приложение 1. Приложение 2) Одна группа учащихся работает с учителем математики, другая – с учителем литературы. При подборе материала для презентаций учитывается то, чтобы в нём не было прямого ответа на вопросы кроссворда. Вся полученная информация обобщается и оформляется. Учащиеся представляют её на вечере, обращая внимание зрителей и игроков на широту интересов известных личностей. В частности, учащиеся знакомятся с деятельностью А.Н. Колмогорова, узнают, что он являлся одним из основоположников теории вероятности, занимался философскими проблемами, историей науки, живописью, лингвистикой. Данные выступления не только творческий отчет учащихся о проделанной работе, они также помогают слабым ученикам принять активное участие в решении кроссворда.

При составлении игры (Презентация 2) учащиеся помогают учителям: подбирают примеры по алгебре, а к ним соответствующие ответу вопросы по литературе. Работа эта сложная, но интересная. Вопросы по литературе должны быть малоизвестны игрокам, иначе им не придется решать примеры для поиска ответа на вопрос. Группы вопросов в игре включают в себя задания на вычисление «Подумай и реши», решение логарифмических уравнений «Литература с логарифмами» и тригонометрических формул «Математика треугольников», а также задания на смекалку, связанные с отгадыванием пословиц и стихотворений с задачами. Учащиеся творческой группы обычно выступают в роли ведущих или членов жюри, они не являются игроками (членами команды).

Задания по алгебре, предложенные для игры, достаточно легкие, но не надо забывать, что это игра и что она проводится в специальной школе. Литературно-математический вечер позволяет закрепить в игровой форме пройденный материал, выявить слабые места в подготовке учащихся. Сложными для усвоения глухими и слабослышащими учащимися являются показательные, логарифмические уравнения, тригонометрические формулы. Организаторы игры посчитали, что16-17 лет – возраст, когда мнение сверстников имеет первоочередное значение и цель – привести свою команду к победе – будет дополнительным стимулом для повторения пройденного материала.

Подобный предметный вечер направлен на привлечение внимания учащихся к предмету, на вовлечение их в активную деятельность, на развитие умений ориентироваться в необычных игровых ситуациях. Игра помогает снижению отрицательной реакции на предмет, возникающей у слабых учащихся при изучении сложного материала на обычном уроке, вселяет уверенность в свои силы, а сильные учащиеся имеют возможность проявить себя, расширить свои знания по предметам. Её можно использовать и в массовой общеобразовательной школе в более слабых классах и в классах коррекции.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять литературный и математический кругозор учащихся.

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся.
  • Формировать навыки применения знаний в нестандартной ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты математиков и писателей, литературно-математическая игра и кроссворд «Писатели и математики» в виде авторских презентаций, призы победителям.

Ход мероприятия

Вступление

Сценка в автобусе

(Двое учащихся едут в автобусе, сидят рядом. Ученик рассматривает логарифмические уравнения в учебнике алгебры, ученица читает томик стихотворений А.С. Пушкина).

Ученица (заглядывая в учебник):Какой ужас! Ты что-то в этом понимаешь?

Ученик: Пытаюсь разобраться, завтра у нас контрольная работа, а сегодня будет математическая игра.

Ученица: А я не люблю формулы, ничего в них не понимаю. Мне нравится литература: стихи, романы.

Ученик: Здорово. А знаешь что, приходи сегодня к нам в школу. У нас будет вечер, тебе будет интересно.

Ученица: Нет, нет. Что мне делать на вечере по математике?

Ученик: А он не только математический, твоя помощь нам тоже нужна. Пойдем, всё сама увидишь. (Уходят.)

(Выходят ведущие)

Ведущая: Начинаем наш вечер!

Ведущий: (Обращается к зрителям.) Интересно, а какой сегодня вечер? (Показывает на портреты математиков и писателей. )

(Учащиеся называют имена известных писателей и математиков.)

Ведущий: Я всё равно не понимаю: у нас вечер математики или литературы?

Ведущая: У нас сегодня литературно-математический вечер! Мы будем играть и соревноваться. Для начала нам надо выбрать две команды. Мы приглашаем в команды не только тех, кто любит математику, но и тех, кто увлекается литературой.

(Из числа участников вечера формируются две команды.)

Правила игры:

  1. Каждая команда состоит из 6 участников.
  2. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников.
  3. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Баллы игроков, давших правильный ответ, суммируются отдельно.
  4. В состав жюри входят педагоги и учащиеся, принимавшие активное участие в подготовке вечера.

Ведущий: Так не бывает. Писатели сочиняют стихи, пишут рассказы, романы. Одним словом, витают в облаках и ничего не понимают в математике. А великие ученые доказывают сложные теоремы, рисуют графики, решают задачи и уравнения. У них всё логично и точно. Где связь? Я не верю.

Ведущая: В ходе игры мы попытаемся переубедить тебя и всех, кто не верит в то, что все науки взаимосвязаны. Вы узнаете, что великие писатели с уважением относились к математике, а некоторые ученые увлекались литературой.

Ведущий: Приглашаем наших знатоков. Они расскажут нам об интересных фактах из жизни великих писателей и ученых.

Учащиеся делают краткие сообщения по своим презентациям о писателях и математиках.

(Остальные учащиеся участвуют в обсуждении полученной информации). (Приложение 1.)

Темы презентаций

  1. Русские писатели и математика
  2. Великие математики

Ведущая: Спасибо знатокам. А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательными. Предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда.

Кроссворд « Писатели и математики». (Презентация 1.) (Слайды № 1–12)

  1. Кто из русских поэтов, даже не любя математику, произнес такие слова: «В математике есть своя красота, как в поэзии»?
  2. Назовите имя первой в мире женщины-профессора математики, которая также писала повести и романы.
  3. Назовите имя известного швейцарского математика, который полжизни провел в России, был академиком Петербургской академии наук.
  4. Какой русский поэт очень любил математику и даже в военных походах не расставался с учебником математики?
  5. Назовите имя русского дипломата, поэта, драматурга, композитора, который учился в Московском университете на физико-математическом факультете.
  6. Назовите имя немецкого математика и физика, почетного члена Петербургской академии наук, который ввел в математику термин «тригонометрическая функция».
  7. Какой русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, геолог, поэт сказал: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
  8. Назовите имя математика, изобретателя логарифмов. Он вошел в историю как создатель вычислительного инструмента – таблицы логарифмов.
  9. Кто из русских писателей преподавал математику в школе и составил учебник по арифметике?
  10. Назовите имя французского математика – основоположника символической алгебры, создателя буквенного исчисления, формулы зависимости между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения.

Ведущая: Ну что, теперь я думаю, что ни у кого не осталось сомнений в том, что многие писатели увлекались математикой и достаточно серьёзно. И не стоит говорить о том, что Пушкин – это великий поэт, который не знал и не любил математику. А математики! Разве многие из нас, заучивая тригонометрические формулы и решая логарифмические уравнения, знали о тех, кто их создал, об именах ученых, которые работали в нашем городе, внесли свой вклад в отечественную науку.

Ведущий: Сейчас мы узнаем: какая из наших команд получит дополнительные баллы? Посмотрите на кроссворд и назовите ещё одно имя известного математика.

(Игроки называют имя А.Н.Колмогорова).

Ведущая: Об одном из крупнейших математиков 20-го века Андрее Николаевиче Колмогорове нам расскажут знатоки.

(Выступление знатоков.)

Ведущая: Спасибо знатокам. Продолжаем игру!

Ведущий: Вы всё о математике и о математике! А где же литература!

Ведущая: Будет и литература, у нас много вопросов по литературе. Только я боюсь, что не на все мы сможешь легко и быстро ответить.

Ведущий: Это как?

Ведущая: Очень просто. Наши игроки должны будут решить примеры, чтобы узнать ответы на многие вопросы по литературе. Пожелаем им удачи!

(Презентация №2. Игра «В мире математики и литературы»)

Темы и вопросы

I. «Подумай и реши». (Слайды 4–8)

  1. Сколько сыновей было у князя Куракина, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?

  2. С каким количеством журналов сотрудничал в молодости А.П. Чехов?
     

  3. Сколько дней в семье помещиков Обломовых не читали полученное письмо, боясь, не содержит ли оно чего-нибудь страшного?
     

  4. За какой по счету сборник рассказов Академия наук присудила А.П. Чехову Пушкинскую премию?

  5. Моде каких годов следовала в одежде графиня из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»?

II. Пословицы в числах (Слайды 9–13)

  1. Когда мы хорошо знаем что-то, то говорим: «Знать…..».
  2. Отгадайте пословицу и объясните её значение. («Пятое колесо в телеге»).
  3. Отгадайте пословицу, объясните её значение. («Заблудиться в трех соснах»).
  4. Разгадайте ключ шифра и прочтите пословицу( «Руки поборют одного, знанье – тысячу»).
  5. Отгадайте пословицу, объясните её значение. («За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»)

III. Математика треугольников (Слайды 14–18)

  1. В каком году состоялось первое представление комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
     

  2. В каком году А.Н. Островский совершил путешествие по Волге?
     

  3. Узнайте: сколько известных русских поэтов XIX века написали стихотворения с одинаковым названием «Пророк»?
     

  4. Сколько иностранных языков знал А.С. Грибоедов?

  5. Назовите первый ход, который сделал Н.А. Некрасов при открытии Шахматного клуба?

     

IV. Логарифмы с литературой (Слайды 19–23)

  1. Решите уравнение и узнаете: сколько тысяч верст в общей сложности проехал за свою жизнь А.С. Пушкин.
     

  2. Решите уравнение и вы узнаете: в каком году Ф.М. Достоевский написал свой известный роман всего за 1 месяц.
     

  3. Решите уравнение и узнаете, когда А.С. Пушкин написал поэму «Полтава»:
    «…Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра».
     

  4. Решите уравнение и узнаете, в каком году родился русский поэт, который написал эти строки: «Выхожу один я на дорогу…»
     

  5. Вычислите и узнаете, когда И.С. Тургенев написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
     

V. Задачи-шутки (Слайды 24–28)

  1. «Если перед скобкой Враг,
    Он всё делает не так.
    Скобки сразу все съедает,
    Знаки в скобках все меняет.
    Ну, а если Друг стоит,
    Он все знаки сохранит.»
    Назовите эти знаки (Знаки: +, -)

  2. «Кто она такая?
    Линия прямая.
    Бегает по углам
    И делит угол пополам» (Биссектриса)
  3. «Знак я нужный, но обычный,
    И везде во мне нужда.
    Предложения на части разделяю без труда.
    Я и цифрам помогаю: цифры часто уточняю» ( Запятая. (2,3)

  4. «Поздней осенью вечером, в 10 часов,
    По крышам дождь выбивает дробь.
    Возможно ли через 48 часов
    Солнце увидеть нам вновь?» (Нет)

  5. Забор
    Дружно строим мы забор,
    Столбы ставим по прямой.
    Будем ставить 2 столба
    На расстоянии метра два.
    Чтоб забор наш был готов,
    Нужно 10 нам столбов.
    Не забор, а красота!
    Какова его длина? (18 метров)

Подведение итогов

Ведущая: Подходит к концу наша игра. Все, кто участвовал в игре и кто помогал нашим командам, молодцы! Наши участники не только смогли применить свои знания в решении логарифмических уравнений и примеров по тригонометрии, но узнали много интересных фактов из жизни и творчества русских писателей и поэтов.

Ведущий: Да…здорово! Математика, действительно, помогла нам узнать много нового о литературе. Нам надо было бы прочитать не одну книгу или потратить несколько часов на поиски ответов в интернете, чтобы всё это узнать.

Ведущая: Спасибо всем!

Церемония награждения

Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.

Приложение 3