Внеклассное мероприятие по теме "Урок Мира"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Проводится в форме беседы, разработано для проведения 1-го урока 1 сентября.

Аудитория: студенты 2-го курса Автотранспортного и электромеханического колледжа.

Цель занятия: Формирование знаний об исторических датах: теракте в Беслане, начале Второй Мировой войны, блокаде Ленинграда.

Задачи занятия:

Обучающая: Формирование знаний о героизме наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, а также в мирное время, о ценности мира.

Развивающая: Развитие интереса к истории России и города-героя Ленинграда.

Воспитательная: Воспитание патриотических чувств.

Ход занятия

  1. Вступление
  2. Что произошло 1 сентября 2013 года. Памятные даты:
    1 сентября 2004 года – трагедия Беслана
    1 сентября 1939 года – начало 2 Мировой войны
  3. Блокада Ленинграда
  4. Итог занятия
  5. Домашнее задание

Слайд 2

До 1984 года 1 сентября был просто первым днем в новом учебном году. А теперь мы с вами называем его Днем Знаний. Он стал праздником в нашей стране, и начинается с торжественной линейки и первого урока – Урока Мира (рисунок 1).

А знаете ли вы, что в России во времена Петра Первого в этот день праздновали Новый Год? Но потом Новый Год перенесли на 1 января как в большинстве европейских стран.

Давайте вместе вспомним, что произошло 1 сентября в разные годы.

Слайд 3

И начнем с 1 сентября 2013 года (рисунок 2, 3, 4).

Вы стали студентами Автотранспортного и электромеханического колледжа, и некоторые из вас уже имеют водительские права, поэтому этот день нам запомнится, прежде всего, тем, что вступают в силу изменения для всех российских водителей. Правила дорожного движения существенно меняются, увеличиваются штрафы, ужесточаются наказания за превышение скорости, за не пристегнутые ремни безопасности, за алкогольное опьянение, за разговоры по мобильному телефону без специальной гарнитуры, и многое другое. Как вы считаете, для чего сделаны эти изменения? И почему мы говорим об этом на уроке Мира? Мир – это не только отсутствие войны, но и мир в наших семьях. Это такое время, когда мы с радостью просыпаемся каждое утро, когда мы спокойны и уверены, что с нашими близкими все хорошо. А это возможно, если на наших дорогах не гибнут люди. Что вы думаете по этому вопросу?

Студенты:

«Я за новые правила, потому что некоторые водители даже на красный свет продолжают ехать с большой скоростью».

– «И я за это! Многие люди не хотят соблюдать правила!»

– «Я тоже так думаю. Если выше штрафы, значит выше ответственность, а значит, будет меньше аварий».

А теперь вспомните, что произошло 9 лет назад 1 сентября 2004 года?

Студент: «Мне было 8 лет, и я пошел во 2 класс».

Студент: «Произошел захват заложников в школе города Беслана».

Слайды 4-7

Да, 1 сентября 2004 года в городе Беслане утром во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года, террористы захватили в заложники 1100 человек. Это были учащиеся, их родители, учителя, бабушки, дедушки, и совсем маленькие дети. Многие были вашими ровесниками. Террористы заминировали школу и почти 3 дня удерживали людей в спортивном зале, отказывали им и в питье, и даже в минимальных естественных человеческих потребностях. Бойцы «Вымпела» и «Альфы» пошли на штурм. Еще никогда за всю свою историю эти подразделения не несли таких огромных потерь. В результате штурма большинство заложников были освобождены. Но погибли триста тридцать четыре человека, сто восемьдесят шесть из них были дети! Больше 800 человек были ранены, а сто двадцать шесть остались инвалидами на всю свою жизнь. Поэтому каждый год 1 сентября мы вспоминаем эти страшные дни, нарушившие мирную жизнь (рисунки 5 – 10).

Сегодняшний день во многих странах называется Днем Мира. Как вы думаете, почему? Что произошло 1 сентября 1939 года?

Слайд 8

1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Этот день считается началом Второй Мировой войны. Это была самая страшная война в истории человечества. Многие века, заботясь безопасности России, наша армия не раз спасала от уничтожения и другие народы. Россия знает и цену Победы, и цену мира. Наша страна понесла самые большие потери – почти 27 миллионов человек.

Это памятник русскому солдату-освободителю. На руках солдата спасенный ребенок. Памятник установлен в столице Болгарии, в городе Софии (рисунок 11).

Слайд 9

Последние мирные дни моих родных (рисунок 12). Фотография сделана 14 июня 1941 года. На ней мои родные: мама, бабушка и тётя. В этот день маме исполнилось 11 лет. До Великой Отечественной войны оставалась 1 неделя…

Слайд 10

В СССР Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Гитлеровские войска без объявления войны нарушили наши границы (рисунок 13).

Читает студент:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой 
Нам выдал общую беду 
На всех, на все четыре года. 
Она такой вдавила след 
И стольких наземь положила, 
Что двадцать лет и тридцать лет 
Живым не верится, что живы. 
И к мертвым выправив билет, 
Всё едет кто-нибудь из близких 
И время добавляет в списки 
Еще кого-то, кого-то нет...
(К. Симонов)

Слайд 11

В этом учебном году 27 января 2014 года наш город, и вся Россия будут отмечать 70-летие снятия блокады Ленинграда.

Захват Ленинграда — крупного экономического и культурного центра Советского Союза — была одной из главных задач немецко-фашистского командования в ходе войны. В конце июня немецкие войска захватили большую часть Прибалтики. 9 июля пал Псков. Фашистам открылся путь к Ленинграду (рисунок 14). Но этот путь преграждал созданный в первые недели войны Лужский оборонительный рубеж. Моя бабушка и ее сестра вместе с другими ленинградцами участвовала в рытье этого рубежа. От них я много узнала о блокаде.

Вопрос студентам: «А рассказывали ли вам о блокаде ваши бабушки, дедушки, родные?»

Рассказ студента Чугунова Кирилл

Я хочу рассказать о своей прабабушке, Васильевой Ольге Михайловне, 1928 года рождения, коренной ленинградке.

Моя прабабушка жила в Ленинграде по адресу: Финляндский пр., дом 3, кв.7.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, продукты стали выдавать по карточкам. Когда отец прабабушки ушел на фронт добровольцем, мама выменяла его новые сапоги на пшено, чтобы кормить детей, которых в семье было трое. В декабре 1941 года стали выдавать по 125 грамм хлеба детям, и 250 грамм взрослым.

Мама прабабушки работала в военном госпитале, а прабабушка ходила в магазин отоваривать хлебные карточки. В магазине кроме хлеба больше ничего не было. Когда продавец взвешивал хлеб, его прикрывали руками, чтобы никто не выхватил с весов.

В городе не работал водопровод, поэтому прабабушка ходила на Неву за водой, а ей было всего 13 лет.

От голода стало умирать много народа, их не успевали хоронить, а складывали штабелями во дворе дома. Прабабушка рассказывала, что на рынке продавали холодец из мертвых людей, а также их мясо.

Семья моей прабабушки эвакуировалась зимой 1942 года из-за младшего брата, который был сильно истощен. Миновав Ладожское озеро, их посадили на товарный поезд до станции Буй Ярославской области. Затем ехали 70 км до деревни на лошадях. Там они прожили два года, работая в колхозе. И только в ноябре 1944 года они вернулись из эвакуации. Моя прабабушка сейчас живет в Выборге, ей 85 лет.

Во время блокады у прабабушки в семье никто не умер.

Рассказ студента Минина Никиты

Моя бабушка – житель блокадного Ленинграда. Она рассказывала о том, как однажды вечером начался обстрел города, и ее маленький сын погиб от осколочной бомбы. У нее осталось двое детей, которых надо было кормить. Было очень холодно, поэтому отапливали мебелью одну комнату в шесть квадратных метров, потом закутывались в одеяло и спали до утра. Утром, еле волоча ноги, бабушка шла к хлебному ларьку и ждала когда подвезут хлеб. Люди занимали очередь еще с вечера. А за водой приходилось ходить на Неву. Некоторые люди шли туда в последний раз. Весной лед тронулся, и бабушка ходила на Неву вылавливать из воды разные деревянные предметы. Она сушила их и готовилась к следующей зиме 1942 года. Моя бабушка, как и все женщины, во время обстрела бегала по крышам и тушила зажигательные бомбы.

Моя бабушка прожила 104 года. Я очень горжусь своей бабушкой, и всегда буду помнить ее.

Рассказ студента Валиева Андрея

Моя прабабушка Татьяна Герасимовна Щербакова родилась в 1922 году, когда в губерниях был голод. Когда ей было 16 лет, о ней позаботилась и пригласила жить к себе сестра, живущая в Ленинграде.

В блокаду в городе начался голод. Татьяне доверили носить обеды командиру войсковой части. Он пожалел ослабевшую девушку и приказал выдавать ей двойную порцию. Одну он ел сам, а другую отдавал прабабушке.

По ночам прабабушку ставили сторожить корабли, у нее даже была винтовка, правда без патронов. Но все равно это была большая ответственность.

Однажды у нее украли продовольственную карточку. В то время она уже не носила обеды командиру, и ей грозила голодная смерть. Ее опять выручила сестра, помогла устроиться работать на завод. Там она получила новые продовольственные карточки.

Пройдя все трудности, моя бабушка дожила до глубокой старости. Она умерла в 2004 году 21 января, ей было 83 года. Память о ней и гордость за ее мужество живет в моем сердце.

Бои у Луги не позволили захватить Ленинград, задержали немецкие части почти на месяц и дали возможность советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу. Но в середине августа немцы сумели преодолеть укрепленный район. В конце июля также началось наступление с севера финских войск. В начале сентября финны вышли к Карельскому укрепрайону, перерезали Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал — главные маршруты для поставки грузов в Ленинград.

8 сентября войска группы армий «Север» захватили Шлиссельбург, и блокировали Ленинград с суши. С этого дня началась блокада Ленинграда. Советские войска стояли под Ленинградом насмерть. 14 сентября линия фронта проходила всего лишь в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Однако бои под городом не прекратились, изменился лишь их характер. Немецкие войска начали регулярные артиллерийские обстрелы и бомбёжки Ленинграда, стремясь разрушить город.

Слайд 12

На этой фотографии вы видите пожар на Бадаевских складах. Там хранились запасы продовольствия для всего города (рисунок 15). 8 и 10 сентября 1941 склады подверглись бомбёжке со стороны немецких войск. На Бадаевских складах сгорело около 40 помещений, в которых находилось 3 тыс. тонн муки и 2,5 тыс. тонн сахара. До 1 тыс. тонн горелой муки и до 900 тонн горелого сахара в дальнейшем были переработаны пищевыми предприятиями.

Слайды 13-15

В Ленинграде возникло катастрофическое положение, в октябре стала ощущаться нехватка продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод.

Вот какие были нормы выдачи хлеба в ноябре – декабре 1941 года: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г; служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125 г (рисунок 16, 17).

Зима 1941–1942 гг. стала самым трагическим временем в истории города (рисунок 18 – 21).

Читает студент:

Вместо супа – бурда из столярного клея, 
Вместо чая – заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград. 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот. 
(Ю. Воронов)

Читает студент:

По воду
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
(Ольга Берггольц)

Слайд 16

Город связывался с «большой землей» знаменитой «Дорогой Жизни», проложенной по побережью и льду Ладожского озера (рисунки 22, 23). По ней везли продукты, но их объем был недостаточным для удовлетворения потребностей города. А назад на «большую землю» эвакуировали жителей Ленинграда, в первую очередь детей. Так было и с моей мамой, ей тогда было 11 лет. Вопрос аудитории: «Кому из вас рассказывали родные про Дорогу Жизни?»

18 января 1943 г. кольцо блокады было прорвано. Освобождён Шлиссельбург и южное побережье Ладожского озера. Блокада была снята 27 января 1944 г.

Блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, стала символом трагической и героической судьбы простых жителей и военнослужащих, защищавших город, и всего советского народа в целом.

Слайд 17

Этот памятник погибшим жителям и защитникам блокадного Ленинграда находится в С.-Петербурге на Пискаревском кладбище (рисунок 24). Его знают не только в нашем городе. Он известен всей стране. На нем выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц, которая сама пережила блокаду:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Слайд 18

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой (рисунок 25).

Слайд 19

Итог занятия:

Опять война,
Опять блокада,-
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(Юрий Воронов)

Мне очень хочется, чтобы вы и все люди жили по законам добра и справедливости.

Мир на планете зависит и от нас с вами (рисунок 26). Всегда помните тех, кто отдал жизнь за свою Родину.

Минута молчания.

Слайд 20

Домашнее задание:

Создание учебной презентации на основе проведенной беседы с использованием материалов из семейных архивов: писем с фронта, рассказов фронтовиков, фотографий прошлых лет; подготовка материалов для газеты колледжа (рисунок 27).

Приложение.