Орфография. Приставки, неизменяемые на письме

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Углублять знания детей о приставках, их правописании и роли в словах; познакомить с историей письменности.
  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
  3. Воспитывать любовь к предмету, любознательность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты.

  • Личностные:
    формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и “незнания”.
  •  Метапредметные
    Познавательные УУД:
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
    – умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
    Регулятивные УУД:
    – принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
    Коммуникативные УУД:
    – умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.
  • Предметные:
    – создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
    – подвести обучающихся к самостоятельным выводам о правописании приставок.

Оборудование: книга Г. Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”; презентация, записи на доске, детские энциклопедии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формулирование темы урока.

1. Словарная работа.

Угадайте, о чём идёт речь и запишите слова – отгадки.

а) В переводе с тюркского языка слово обозначает “чёрный камень”, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма (карандаш).

б) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути (письмо).

в) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он … (почтальон).

г) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт).

д) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адресат).

е) Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

Проверка: ученик орфографически правильно читает и объясняет какие вставил буквы.

2. Составить из этих слов небольшой текст.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (о письме, почте).

3. Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить по этой теме? (Записываются на доске.)

Возможные вопросы:

– Можно ли написать письмо, не зная букв?
– Когда появилось первое письмо?
– Как раньше доставлялись письма?
– Гонцы-скороходы были на самом деле или это персонажи сказок?
– На чём и как писали люди в древности?
– Кто изобрёл бумагу?
– Если есть почтовые голуби, то есть ли почтовые собаки или другие животные?

И другие вопросы.

Ответы на поставленные вопросы мы будем искать на этом и последующих уроках.

III. Изучение нового материала.

1. Выпишите слова с приставками. (Текст записан на доске.)

Ты опустил письма в почтовый ящик. Из почтового ящика письма доставляют на почтамт и проводят их сортировку. С помощью современных компьютеров устанавливают, в какой край, город, село отправлены письма. И они пролетят, проплывут, проедут многие километры пути на поездах, машинах, самолётах. Письма попадут в пункт назначения, а там почтальон доставит письмо точно по адресу.

2. Назовите слова с приставкой про-. Запомните эту приставку. Пишется про-, а не пра-. Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый. Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки, то есть наши предки. Для этого мы совершим путешествие в прошлое: вы прослушаете несколько сообщений ваших одноклассников.

3. Сообщение 1. (Презентация. Слайд 2)

На чём только не писали в древности! В древнем Вавилоне писали на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев – такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

4. Запись в тетради под диктовку:

Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине. Такие письма называют таблетками.

Выделите приставки в глаголах.

5. Учитель: А конверт? Из чего делали конверты?

Выслушивание версий детей, обсуждение, выводы.

(Письма отправлялись в глиняных конвертах. Человек, получивший письмо, осторожно разбивал конверт.)

6. Сообщение 2. (Слайд 3, 4)

Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие – отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения – это когда один человек понимает так, а другой иначе.

7. Запись с доски:

В Египте очень ценилось (у)мение писать. Вот что говорилось об этой (вы)годной должности: “(С)делайся писцом! Он (о)свобождён (от) (по)винностей, (от) всяких работ, он (у)далён (от) мотыги, кирки”. Письму и счёту обучали мальчиков с пятилетнего возраста. Египетский писец (за)нимался деловой (пере)пиской, (под)считывал доходы, (со)бирал налоги.

Выделить приставки.

8. Сообщение 3. (Слайд 5)

В Египте научились писать на папирусе. В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенное растение болот. Он служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. Находят египетские папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

9. Работа в парах: взаимный диктант с последующей проверкой.

В Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Писцы макали кисточку в чёрную или красную краску и наносили на папирус знаки – иероглифы.

10. Сообщение 4. (Слайд 6, 7)

Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов – картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку – к греческим буквам он добавил новые – те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица – в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

11.Учитель: А как вы думаете, кто доставлял сообщения из одного города в другой?

Работа в группах: составление устных текстов о гонцах на основе отрывков из книги Г.Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”.

12. Отчёт о работе групп – выступления:

В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своем приближении сменщика. Гонцов никто не смел останавливать и задерживать. Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, потому что боялся не вернуться домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

В Древней Греции на придорожных станциях постоянно находились молодые сильные рабы – скороходы, которые получив послание, бежали до следующей станции. В 490 году до н.э. гонец пробежал 42 км 195 м от поля боя в Персии до Афин. Он успел крикнуть “Радуйтесь, мы победили!” – и упал замертво. Сердце не выдержало. Постепенно скороходов сменили всадники.

Греческие корабли совершали далёкие плавания. Моряки брали с собой посылки, письма на отдалённые острова и в греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного морей.

13. Задание: записать составленные тексты по памяти.

14. Учитель: (Сайд 8, 9, 10)

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. Сегодня бумагу делают из древесины, а ещё из старой использованной бумаги – макулатуры. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные книги.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы ответили на этом уроке? (Вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока.)
– Мы ответили не на все вопросы. Работа будет продолжена на следующих уроках.
– О какой части слова мы говорили? Какие приставки вы запомнили?

V. Домашнее задание.

Написать заметки в школьную газету о возникновении письменности.