Работа над лексико-грамматическим строем языка в процессе коррекции связной речи

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: связная речь, работа над текстом, построение связного высказывания


Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина). Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию навыков у младших школьников.

Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью ,непрерываемостью, программированностью: говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.

Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

Это неправильное употребление:

– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Поэтому работа будет направлена на восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи:

– уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активным использованием различных способов словоизменения и словообразования;
– адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;
– развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Однако необходимо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений между словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов, представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих свое формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений).

Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.

Предлагаем следующие методы и приемы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Методы и приемы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

1. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Цель: формировать умения планировать собственное высказывание из обрывочных фраз и словосочетаний.

Зоопарк.

Дети ходили в ... Там огромного слона они видели, полосатую зебру, забавных обезьян. Слон … холодной водой. … свежую траву. Обезьяны … смешные рожицы.

Зоопарк.

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромного слона, полосатую зебру, забавных обезьян. Слон обливался холодной водой. Зебры жевали свежую траву. Обезьяны корчили смешные рожицы.

2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз и пересказ каждого текста.

Цель: формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия; учить выделять признаки связного текста, делить текст по смыслу на отдельные части, определять тему текста; формировать умения объединять в логической последовательности несколько предложении по соответствующей лексической теме.

Наступила зима. Стало тепло. Кругом лежит белый снег. Потекли ручейки. Звери спрятались в норы. На деревьях набухли почки. Дети катаются на лыжах и коньках. Стали прилетать птицы. Вот и пришла весна.

3. Корректирование текста.

Цель: формировать умения находить в контексте предложения, не подходящие по смыслу, предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Птичка.
Зимой ребята гулял в лесу. На снегу они увидели птичку. Он была очень слаба. Дети принесли ее домой. Птичку посади в клетку. Ребя кормили ее зерном. Весной дет выпустили ее на волю.

Птичка.
Зимой ребята гуляли в лесу. На снегу они увидели птичку. Она была очень слаба. Дети принесли ее домой. Птичку посадили в клетку. Ребята кормили ее зерном. Весной дети выпустили ее на волю.

4. Прочитать текст, используя метод смысловой догадки (антиципирование):

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слоги; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения слов с помощью синтаксических конструкций, связью слов в предложениях; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Па… прин… из ле… ел… . Ел… постав… на пол. Реб… украс… ел… . Повес… игруш…, ша…, конф… . Ел… была наряд…, крас…, пушис… . Дети игр… вок… ел… . Вес… было ребят… !

5. А) Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные окончания:

Цель: предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Славная горка.

Весь день трудились ребята.
Снег сгребали под крышу сарая.
Они строили снежную горку во дворе.
Мальчики полили ее водой.
К вечеру горка была готова.

Б) Перескажите текст.

Цель: учить последовательно передавать содержание текста, учить творческому рассказу.

В). Восстановите деформированный текст. Дается текст без отдельных слов и окончаний.

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слова, окончания; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания.

Славная горка.

Весь день трудились ребят.
Снег … под крыш.. сарая.
Они строили … во дворе.
Мал… полили ее вод...
К вечеру горка .. готова.

6. Упражнение “Догадайся”: восстановите и перескажите текст.

Цель: развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные слоги, окончания; формировать умения объединять в логической последовательности несколько предложении; развитие связной речи; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии.

Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета… низко над земл… . Голосят по двор… пету… . Облака вытягива… по неб… длинными туман… прядя… . Это приметы дож… . А незадол… перед дожд… слышит… нежное дыхание влаги. Его приносит отту…, где дож… уже пролил… .

Но вот начина… капать дож… . Редк… капли оставляют темные крапин… на пыльн… дорог… и крыш… .
(По К.Паустовскому)

7. Восстановите деформированный текст по вопросам.

Цель: развивать у детей фантазию, творческое мышление, память; учить последовательно передавать содержание; учить отвечать на вопросы полными предложениями.

На горке.

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

Какое время года наступило?
Какой снег выпал?
Что построили во дворе?
Кто первым прибежал на горку?
Кто вторым пришел на горку?
На чем стали кататься две девочки?
Сколько ребят стали кататься на горке?
Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

8. Исключение лишнего предложения.

Цель: развивать умения находить недостающее предложение с опорой на предыдущие и последующие предложения текста, развивать логическое мышление, развивать зрительное восприятие и внимание.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы и синицы. Или дятел начнет выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Быстрые ласточки летают низко над землей. Иной раз зайка постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

9. Чтение текста, выделяя голосом выделенный слог.

Цель: учить отвечать на вопросы полными предложениями, развивать зрительное восприятие и слуховое внимание.

Леша и Барбос.

Леша запряг Барбоса в санки и сел. Барбос быстро побежал по саду. Вдруг он заметил на дереве кошку. Залаял Барбос, рванулся за кошкой. Леша упал с санок в снег. Ему смешно, и ребятам тоже весело.

Как звали мальчика и собаку? Как играл Леша с Барбосом? Что случилось, когда Барбос заметил кошку? Что стало с Лешей? Он заплакал?
Посмотри на рисунки. По порядку ли они нарисованы? Почему ты так думаешь? Возьми карандаш и проставь номера в клеточках в нужном порядке. Найди предложения к каждой картинке и прочитай.
Внимательно перечитай текст еще раз. Теперь закрой его листом бумаги. Внизу перед тобой такой же текст, но последние слоги в некоторых словах от тебя “спрятались”. Читай текст внизу, добавляя подходящие слоги.

Текст с “прятками”.

Ле.. запряг Барбо.. в санки и сел. Барбос быстро побе.. по са.. . Вдруг он заме.. на дереве кош.. . Зала.. Барбос, рванул за кошкой. Леша упал с са.. в снег. Ему смеш.., и ребятам то.. весе.. .
– С целью предупреждения аграмматизмов, используется метод смысловой догадки:
Па… прин… из ле… ел… . Ел… постав… на пол. Реб… украс… ел… . Повес… игруш…, ша…, конф… . Ел… была наряд…, крас…, пушис… . Дети игр… вок… ел… . Вес… было ребят… !

10. Исправь ошибки:

Цель: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения слов с помощью синтаксических конструкций, связью слов в предложениях; предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии, развитие зрительного восприятия и внимания; учить последовательно передавать содержание.

Сиротка.

Собачку Жучку заели волки. Остался маленькой слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенку подложили кошке, у которой были маленькая котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертел хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротки напала бродячая собаки. Тут появились кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высоким пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащил щенка наверх и прикрыла его собой.

Перескажите текст.

Сиротка.

Собачку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за корукогтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Таким образом, перечисленные выше упражнения широко используются и на уроках в классе, но на коррекционных занятиях они имеют определенную специфику. Поскольку эти задания используются в основном для обучения детей построению связного высказывания и реализации его в коммуникативной деятельности, то выполнять их следует преимущественно в устной форме.

Данная система работы направлена не только на развитие лексико-гкамматического строя языка, но и на:

– формирование положительной мотивации к чтению;
– совершенствование техники чтения;
– предупреждение аграмматизмов;
– развитие смысловой догадки и логического мышления;
– концентрацию, распределение и переключение внимания;
– коррекцию зрительного восприятия.