Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода.

Подготовка к уроку. Работа на уроке построена форме деловой игры между 4 командами, поэтому класс предварительно делится на 4 рабочие группы, которым предлагается выполнить творческое домашнее задание. Таким заданием может быть создание фотогазеты “Экоглаз”, сочинения на тему “Моя малая Родина”, репортажи на тему охраны природы, например: “С лесной поляны”, “На берегу пруда”, рисунки “Вид из окна”, “Мой любимый уголок природы (города)”, презентации.

Цели: пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству М.М.Пришвина, расширить знания о творчестве писателя, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию экологического мышления, развитию творческих способностей.

Тип урока: Урок-путешествие (2 часа).

Материалы и оборудование: Портрет писателя М.М.Пришвина, сборники произведений М.Пришвина, подготовленная учащимися карта пути героев сказки – были “Кладовая солнца” по Блудову болоту, презентации учителя и учащихся, детские рисунки, табло для подведения итогов игры, листы бумаги и художественные материалы.

Репродукции картин: И.И. Левитан “Золотая Осень”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”, “К вечеру. Река Истра”, А.И. Куинджи “Березовая роща”, “Радуга”, “Степь”, Е.Е. Волков. “Октябрь”, И.И. Шишкин. “Дубовая роща”, “Вечер в сосновом лесу”, “Дубы”, “Сосновый лес”, “Рожь”, “Корабельная роща”, Ф.А. Васильев “Мокрый луг”, “Болото в лесу. Осень”, К.Я. Крыжицкий “Болото”.

Программное обеспечение: компьютер с программой Windows XP Professional, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

“Охранять природу - значит охранять Родину”.
М. М. Пришвин

Организационный момент (учащиеся 4 команд рассаживаются за отдельные столы, назначается жюри и формируется табло для подведения итогов).

Мозговой штурм - введение в тему урока. Наш урок необычный: урок-игра. В путешествие вместе с литературными героями отправятся 4 команды. И вот первое задание - угадайте название своей команды (учитель раздаёт таблички на столы игроков):

Участок, покрытый травянистой растительностью – заливной ... (Луг).

Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами – дремучий ... (Лес).

Избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями – торфяное ...(Болото).

Место скопления воды – естественный ...(Водоем).

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку является высказывание Михаила Михайловича Пришвина - замечательного русского писателя, подарившего нам множество рассказов, повестей, очерков о природе. М.М.Пришвин был этнографом, агрономом, охотником, писателем, путешественником, он много ездил и ходил пешком по стране.

Всмотритесь в портрет писателя. Вся жизнь Михаила Пришвина – диалог с природой. Рабочий кабинет для него – лес. Он в охотничьем снаряжении, но охота его была необычная – охота за тайнами природы, ее секретами и заветами. Сам М. Пришвин понимал свои очерки как сплав наблюдений поэта, ученого и искателя правды. Заветы и тайны природы передает он читателю в своих произведениях.

По меткому замечанию К.Г. Паустовского, “великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку”.

Сам М.М.Пришвин признавался: “Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

- Как вы понимаете слова писателя? ( В этом высказывании звучит мысль о единстве человека и природы).

- Каким хотел видеть человека М.Пришвин? (Близким к природе, понимающим и защищающим ее).

Эта мысль о нераздельности человека и природы звучит в сказке-были “Кладовая солнца”. История Насти и Митраши, для которых поход за клюквой на Блудово болото стал проверкой характера, испытанием стойкости, а общение с природой научило пониманию, взаимовыручке, щедрости, заставляет и нас задуматься о своем отношении друг к другу и миру вокруг нас.

Вспомним один из эпизодов сказки: притчу о сосне и ели. (Звучит отрывок).

- В чем причина несчастий деревьев? ( В эгоистическом стремлении выжить за счет другого, в разобщенности).

- Чему учит эта притча? ( Два дерева, обреченные расти вместе, не помогают друг другу, утверждаются за счет другого. Притча помогает понять, что самое главное в жизни – любовь, забота о близком человеке).

Мы отправимся вместе с Настей и Митрашей к Палестинке на Блудовом болоте, где растет сладкая клюква. (Справка. “Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу”, - М.Пришвин).

А чтобы не пропустить что-то чудесное в этом путешествии, вам необходимо проявить наблюдательность, сообразительность, эрудицию, умение работать в группе, совместно решать поставленные задачи.

“Лес – великий храм природы, и чем богаче внутренний мир человека, тем ему больше дано видеть в мире природы”, - писал М.М.Пришвин. Он называл это “родственным вниманием”. Давайте проверим, обладаете ли вы родственным вниманием?

Путь Насти и Митраши лежал через Звонкую Борину. В народе боринами называют пригорки, песчаные холмы. (Справка. “Борина - 1. Небольшая возвышенность в лесу. 2. Участок, поросший небольшим сосновым лесом”. (Новгородский областной словарь).

- Почему это место получило такое название? (Звонкая борина наполнена звуками: радостным пением птиц, приветствующих восход солнца, криками зверей, шумом деревьев).

- Войдем в лес вместе с братом и сестрой. Каких лесных обитателей они встретили на своем пути? Попробуйте узнать их по описанию.

Конкурс “Знатоки леса”:

1. “Небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком...” (Бекас).

2. “Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: “Победа, победа!” (Журавли).

3. “На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост”. (Тетерев-косач).

4. “Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер...” (Волк).

5. “Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние ножки вперёд...” (Заяц).

6. “ Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом, сером осиннике”. (Лось).

– Да, лес густо населён. Здесь и волки, и зайцы, лось, гадюка, глухарь, тетерев, чибис, ворон, сороки, журавли. И все со своими повадками, голосами. Во всем ходе повествования чувствуется стремление автора осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

Учитель :

“Думаешь – чудеса далеко, а они тут рядом”.
М.М. Пришвин

Для М.М. Пришвина в природе все “лично и неповторимо”. Его добрые зоркие глаза замечают все. М.М.Пришвин видит чудеса в том, мимо чего нередко проходят невнимательные люди. Метод своего творчества писатель назвал “первый глаз или взгляд ребенка”. Познакомимся с особенностями творческого метода М.М. Пришвина на примере рассказа “Золотой луг”.

- Как ребята относились к одуванчикам? Почему?

- Что изменило их отношение к этим цветам?

- Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать?

Надеемся, что сегодня на уроке вас будет ждать множество открытий.

“У ботаников есть термин – разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд”, - писал К.Г.Паустовский.

Все описания природы у М.Пришвина пронизаны восхищением ее красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы передать эти чувства, он использует самые разнообразные художественные средства и приемы.

- Давайте вспомним известные вам средства художественной изобразительности. (Справка: 1. олицетворение 2. сравнение 3. метафора 4.эпитет).

Конкурс “Юные литературоведы”. Укажите тропы, которые встречаются в рассказе “Золотой луг”.

Золотой луг – (эпитет)

Одуванчик ...сжал свои лепестки – (олицетворение)

Одуванчики раскрывают свои ладони, как все равно если бы мы ,сжав кулак, закрыли желтое – (олицетворение, метафора, сравнение).

Спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали – (олицетворение).

У писателя мы учимся не только любить Родину и природу, не только всматриваться и вслушиваться в окружающий нас удивительный прекрасный мир, но и выражать свои мысли и чувства ярко, образно, красиво. Нам надо учиться у такого мастера слова, как М.М.Пришвин.

Учитель:

Мы продолжаем свой путь и вслед за Настей и Митрашей подходим к Блудову болоту. (Справка.“ Блуд – нечистый дух, живущий в лесу ( по поверьям). Блудить – впутывать, ввергать во что-то”. (Новгородский областной словарь). Болото богато разными ягодами. Узнайте их по описанию:

Конкурс “Наблюдения натуралиста”:

“... Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком ... черные ягодки с черным пушком”. (Черника).

“...Кроваво-красная ягода, листики темно- зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью налито”. (Брусника).

“...Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе”. (Костяника).

“...Ягода ... прячется в болотной кочке и почти невидима сверху....Наклонишься взять одну, попробовать – и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими... Захочешь – и можешь вытянуть из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод”. (Клюква).

Обратите внимание в этих выразительных описаниях на прилагательные, обозначающие оттенки цвета (кроваво-красная, кровяно-красная, красно-рубиновая). Как называются эти слова? (Синонимы). Они делают речь писателя точной, яркой, выразительной, помогают создать зримый художественный образ.

Мы приблизились к очень опасному месту – Слепой Елани. (Справка. “Елань – топкое место в болоте, все равно что прорубь во льду”, - М.Пришвин).

- Как сама природа предупреждала Митрашу об опасности? (Трава белоус вырастает по краям человеческой тропы. Когда человек проходит, оставляя след, вода собирается в ямку от следа, а на осушенной бровке вырастает трава).

(Справка. “Трава белоус – растение с коротким корневищем, листья жесткие, соцветия – тонкий односторонний колос. Белоус назван так за белую окраску отцветших стеблей”. (Большой энциклопедический словарь).

- Чему учит человека трава белоус? (Не пренебрегать человеческим опытом, не забывать народную мудрость, передаваемую от поколения к поколению).

- Какие богатства таит в себе Блудово болото? Найдите его описание в сказке-были.

Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство”. В этом отрывке говорится о богатстве природы, благотворном влиянии ее на человека.

Но название “Кладовая солнца” содержит и более широкое значение. “Кладовая солнца” - вся природа с ее деревьями, цветами, птицами, зверьем, и главное – с человеком. “Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека”, - писал М.М.Пришвин. Как торф – “кладовая солнца”, то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая опыта, мудрости, доброго отношения ко всему живому. “Правда жизни” заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.

- Кто помог Митраше спастись? (Собака Травка, которой Антипыч перешепнул правду вековечной суровой борьбы за любовь.)

- Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой на Блудово болото помогли им повзрослеть, многому научиться. Дети нашли заветную Палестинку и многое поняли на пути к ней. Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте и Митраше? А вам?

(Самое трудное – победить не внешнее зло, а плохое в самом себе. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему – вот настоящее, истинное богатство).

Учитель:

По замыслу писателя, пройдя через Блудово болото, одержав трудную победу над собой, научившись по-настоящему ценить родного человека, Настя и Митраша должны были выйти к Сухой речке, где объединяются обе тропинки и, больше уже не расходясь, выводят на большую дорогу. И это не случайно. Во многих произведениях М.М.Пришвина река, ручей сравнивается с жизнью человеческой: “Животным, от букашки до человека, самая близкая стихия – это любовь, а растениям – вода: они жаждут ее, и она к ним приходит с земли и с неба, как у нас бывает земная любовь и небесная”.

Давайте прочитаем отрывок из рассказа М.М.Пришвина “Лесной ручей”.

- Какие препятствия преодолевает лесной ручей на своем пути? Почему писатель сравнивает его путь с жизнью человеческой? Чему учит этот рассказ?

Своим творчеством М.М.Пришвин приводит нас к выводу о том, что человек должен быть разумным хозяином природы, знать, любить и понимать ее. В произведениях писателя выражена мечта о высоком назначении человека, о его ответственности на земле.

В заключение хочется прочитать вам отрывок из воспоминаний об отце сына писателя, Петра Михайловича Пришвина: “ Закончив писать, он обращается ко мне со словами: “Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово “Родина”. Сколько слов с этим же корнем: родственник, родимый, рожденный, родничок, родственный”.

- Природе, всему живому на земле необходимо именно родственное отношение, родственное внимание. Недаром Пришвин говорил: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Мы с вами тоже можем сказать свое слово в защиту природы. Напишите призыв или лозунг по охране природы для Экологической акции.

Учитель: В заключение нашего урока прозвучит стихотворение Е.Шкловского “Ты береги нас”. (Выступление подготовленного ученика).

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.
Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу...”

Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить таблицу:

1. Как тебе интереснее изучать окружающую природу – используя художественные средства или естественнонаучные?  
2. Как ты думаешь, познанию мира помогает образное мышление или мешает? Приведи пример.  
3. Как повысить ответственность человека за свои действия в окружающей природе?  

Поскольку работа на уроке проводилась в группах, то попробуйте оценить, какие качества личности вы считаете полезными для успешности совместных действий, а какие – мешающими. Оценить уровень развития этих качеств у себя и в целом у членов вашей группы вы можете по таблице.

Качество личности Полезность (+)

Неполезность (-)

Уровень развития качества (1-3 балла)
у меня у группы
Общительность      
Готовность к взаимопомощи      
Критичность своих действий      
Эгоизм      
Обидчивость      

Мой вклад в общую работу я оцениваю на ______ баллов, так как ___________________________.

Моя оценка эффективности сотрудничества нашей группы в целом я оцениваю на ____, так как _____________________.

Подведение итогов, подсчет баллов, набранных группами, определение и награждение победителей.