Логопедическое занятие с детьми 5–6 лет "Путешествие на Марс"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи:

Образовательная область “Коммуникация” (доминирующая):

  • продолжать развивать у детей фонематический слух, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
  • закреплять навыки правильного звукопроизношения свистящих звуков;
  • содействовать развитию общеречевых навыков (ритма, темпа, интонации);
  • участвовать в эмоционально-речевом общении с взрослыми и сверстниками в ходе непосредственно-организованной деятельности.

Образовательная область “Здоровье”:

  • cпособствовать развитию у детей познавательной сферы с двигательно-координационными упражнениями;
  • способствовать развитию произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления и различных видов восприятия.

Образовательная область “Познание”:

  • уточнить представления детей о космосе, планетах Солнечной системы.

Образовательная отрасль “Социализация”:

  • развивать навыки позитивного социального поведения.

Образовательная отрасль “Физическая культура”:

  • обогащение двигательного опыта и снятие напряжения в ходе непосредственной образовательной деятельности.

Оборудование, игровые материалы:

  • демонстрационный материал:
    - модель Солнечной системы;
    - звуковые схемы слов;
    - картины с изображением медведя, аиста, рыси и собаки;
    - таблица с координатами;
    - магнитофон;
    - аудиозаписи;
    - кроссворд о Солнечной системе, задания к кроссворду.
  • раздаточный материал:
    - карточки с изображением одежды, продуктов, посуды;
    - медали (по количеству детей);
    - сумка.

Методы и приёмы:

  • посещение выставки “Метеорит 2013” в краеведческом музее;
  • посещение планетария;
    рассматривание модели Солнечной системы;
  • заучивание стихов про космос, Солнечную систему;
    рассматривание энциклопедии по теме: “Космос”;
    беседа о планетах, их назначении;
    сюжетно-ролевая игра “Путешествие”;
  • дидактические игры “Волшебная палочка”, “Скажи наоборот”, “Слоги
  • перепутались”, “Кому что нужно”;
    подвижная игра “Чёрная дорога”;
  • выполнение коллективной работы “Космический коллаж”;
  • разучивание гимнастики для космонавта “Тренировка”.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстрацией альбомов, книг с изображением Солнечной системы;
  • ситуативные разговоры учителя-логопеда с детьми о полёте в космос;
  • беседа воспитателя о соблюдении правил поведения в путешествии;
  • выпуск альбомов: “Мои созвездия”, “Планеты Солнечной системы”;
  • дидактическая игра для развития фонематического слуха “ Далеко - близко”;
  • чтение художественной литературы: В. Белов “Сказка небес”, Г. Юрин “Что внутри”.

Работа с родителями:

  • консультация для родителей “Знакомим ребёнка с космосом”;
  • организация длительного чтения К. Булычев “Девочка с Земли”;
  • индивидуальные практические беседы учителя-логопеда с родителями об особенностях формирования у детей фонематического слуха;
  • просмотр с детьми мультфильмов: “Белка и стрелка”, “Незнайка на Луне”
  • наблюдение за разными фазами Луны (новолуние, половина луны, узкий серп (месяц), полнолуние).

Ход занятия

Логопед: Ребята, вы умеете летать? Нет? А кто умеет?

Дети: Птицы.

Логопед: А люди на чём летают?

Дети: На самолёте, на ракете.

Логопед: Из города в город летают на самолёте. А если лететь на другую планету?

Дети: Нужна ракета, космический корабль.

Логопед: Откуда стартуют космические корабли?

Дети: С космодрома. (Слайд №2)

Логопед: А где находится Российский космодром?

Дети: В Плесецке, на Байконуре.

Логопед: А вы хотите полететь на космическом корабле?

Дети: Да.

Логопед: Сначала подготовимся к полёту в Солнечное царство, космическое государство и повторим звуки [с], [с’]. Соберём всё необходимое для путешествия. На космическом корабле не должно быть ничего лишнего, случайного. Поэтому, мы возьмём с собой только те вещи и продукты, в названии которых есть звук [с] [с’]. Выберем их из тех картинок, которые разложены на этих столах. Девочки выбирают одежду (костюм, джинсы, свитер). Мальчики выбирают продукты (сосиски, сыр, колбаса, масло). ( Слайд №3)

Логопед: А почему вы не взяли торт, печенье? (Слайд №4)

Дети: Потому что в этих словах нет звука [с].

Логопед: Давайте одежду и продукты положим в сумку.

(Уточняю, есть ли в слове сумка звук [с])

Логопед: Все необходимое для полёта собрали, теперь наденем специальные костюмы для космонавтов-скафандры. Занимаем свои места в космическом корабле. (Слайд №5)

Логопед: Внимание! Пристегните свои ремни. “Контакт!”.

Дети: “Есть контакт!”.

Логопед: Кончики пальцев левой руки прижаты к кончикам пальцев правой руки. На слова “есть контакт” прижимаются ладони друг к другу.

Логопед: Мотор!

Дети: Есть мотор!

( дети начинают вращать кисти рук)

Логопед: Начинаем отсчёт: 5- 4- 3-2- 1- 0. Пуск! (отсчёт ведётся вместе с детьми). На слово “Пуск” руки поднимаются вверх, пальцы соединены крышей.

Логопед: Космический корабль взлетел.

Логопед: Теперь можно осмотреться. Что вы увидели?

Дети: Стакан, сковорода, миска, самовар, сахарница, супница.

(Слайд № 6)

Логопед: Назовите все эти предметы, одним словом.

Дети: Посуда.

Логопед: В слове посуда есть звук [с]?

Логопед: Для чего нужна посуда?

Дети: Кушать из неё, готовить в ней, хранить продукты.

Дети: Есть, он стоит в середине слова.

Логопед: Какие слова спрятались в слове посуда? (Слайд №7)

Дети: сад, суд, оса, суп, ус, сода, пас. (Слайд №8)

Логопед: С помощью игры “Волшебная палочка” назовите посуду ласково. (Слайд №9)

(Первый ребёнок говорит слово, а второй ребёнок говорит слово первого ребёнка, потом своё, 3 ребёнок говорит слова - соседей, потом своё)

Логопед: Молодцы, вы были внимательны, запомнили все слова.

Логопед: Ребята, что можно делать на космическом корабле?

(Слайд №10)

Дети:

  • наблюдать за приборами;
  • ремонтировать;
  • устранять поломки;
  • есть, спать, читать книги;
  • смотреть в иллюминатор;
  • управлять кораблём;
  • выполнять физические упражнения;
  • отдыхать.

Логопед: Внутри космического корабля люди могут двигаться?

Дети: Да.

Логопед: А как они двигаются?

Дети: Медленно, плавно, еле-еле, неуклюже, по-черепашьи и т.д.

Логопед: Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (Слайд №11)

Дети: Солнце.

(Логопед уточняет, есть ли в слове Солнце звук [с]).

Логопед: А каким нам кажется наше Солнце?

Дети: Ярким, жёлтым, сияющим, блестящим, круглым, далёким.

Логопед: Вы мне сказали, что космонавты не только работают, но и отдыхают. Вот и мы с вами отдохнём и сыграем в игру “Слоги перепутались”.

Логопед (ребёнок):

Это было в воскресенье. 
У слона на дне рожденья 
Гости пели, веселились, 
В хороводе так кружились, 
Так кружились,

Так вертелись, 
Что на части разлетелись. 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Помоги гостей собрать. 

Логопед: са – ли Дети: лиса
Логопед: ка - со - ба Дети: собака
Логопед: ка - лас Дети: ласка
Логопед: лик - сус Дети: суслик
Логопед: сук - бар Дети: барсук
Логопед: су - ко - ля Дети: косуля

(Слайд №12)

Логопед: Молодцы, помогли всех гостей собрать. Пока мы с вами летели, руки наши без дела устали, пусть немного потрудятся.

Игра “Сигнальщик”.

Правила игры рассказывает ребёнок. Если звук [с] в начале слова, руки поднимаем вверх, если в середине слова, хлопок перед собой, если в конце слова, руки опущены вниз.

Ребёнок читает стих, дети ловят хлопками звук [c]:

Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом и девятая планета,
Под названием Плутон.

Логопед: Вот мы с вами и подлетели к планете.

Если по звуку, ребята возьмёте
У нарисованных птиц и зверей,
Планету вы сразу нам назовёте...
Какая планета? Скажите скорей. (Слайд №13)

Дети: Марс.

Логопед: Найдите планету Марс в таблице и определите её координаты.

(Слайд №14)

Логопед: Где стоит звук [c] в слове Марс?

Дети: В конце слова.

Логопед: Какой он?

Дети: Согласный, глухой, твёрдый - синего цвета

Логопед: Давайте выйдем из космического корабля и выполним космическую гимнастику.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику с двигательными упражнениями.

1. “Болтушка” - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

2. Чередование “Улыбки”, “Трубочки”, “Окна”.

“Улыбка” - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

“Трубочка” - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.

“Окно” - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в “окне”), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

3. “Часики” - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - “Дощечка”). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд

4. “Качели” - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).

5. “Болтушка”

6. “Накажем непослушный язык” - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

7. “Щелканье” (“Цоканье”) языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.

8. “Болтушка”

Логопед: Что вы знаете о Марсе? (Слайд №15)

Дети: Марс - четвёртая планета Солнечной системы. Она в два раза меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. Атмосфера Марса состоит из углекислого газа и водяного пара. На Марсе, как и на Земле четыре времени года. Марс - холодная пустыня. Марс по цвету похож на огонь, поэтому Марс часто называют “красной планетой”. Поверхность Марса покрыта оранжево- красным песком. Марс виден только ночью. Марс получил своё название в честь бога войны. Полководцы надеялись, что Марс поможет им победить врага.

Логопед: Молодцы, вы много знаете о планете Марс. А теперь немного поиграем.

Физминутка: “Хлопок – шажок”.

Если я громко хлопну в ладоши, вы делаете большой шаг, если тихо хлопну в ладоши, то вы делаете маленький шажок.

Логопед: Один громкий хлопок, два тихих хлопок, два громких, два тихих хлопка.

Логопед: Ребята, кто живёт на Марсе?

Дети: Марсиане.

Логопед: Мы их можем понять?

Дети: Нет, нужен переводчик.

Логопед: Поиграем в игру переводчик “Скажи слог наоборот и закодируй его”

(Каждый слог дети зашифровывают).

Логопед: са Ребёнок: [а] хлопок перед собой + насос
Логопед: со Ребёнок: [о] хлопок по бедру + насос
Логопед: су Ребёнок: [у] кулаки соприкасаются + насос
Логопед: сы Ребёнок: [ы] кулак на кулаке + насос
Логопед: си Ребёнок: [и] хлопок над головой + насос

Логопед: Теперь скажите слова наоборот.

Логопед: кот Дети: ток
Логопед: вор Дети: ров
Логопед: бук Дети: куб
Логопед: сон Дети: нос

Логопед: Ребята, что это за карточки разноцветные появились? (Слайд №16)

Дети: Это схемы слов.

Логопед: Ребята, посмотрите на схемы слов и выберите схему, которая подходит к слову Марс.

Логопед: Давайте разгадаем кроссворд о Солнечной системе. (Слайд №17)

Логопед читает задания, дети подходят к кроссворду и записывают ответы в клеточки. После решения кроссворда логопед обращает внимание детей на то, что в выделенном столбике получилось слово солнце.

  1. Планета Солнечной системы, которую в древности называли “планетой войны” за ее красный цвет (МАРС)
  2. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы (ПЛУТОН)
  3. Спутник Земли (ЛУНА)
  4. Вторая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли (ВЕНЕРА)
  5. Чем знаменита планета Сатурн? (КОЛЬЦО)
  6. Самая большая планета солнечной системы (ЮПИТЕР)

Логопед: Отлично, мы справились со всеми заданиями, можно возвращаться домой.

Логопед: Садимся на свои места в корабле. Пока летим, вспомним: где мы побывали, что делали, какие задания вам показались интересными, трудными? (Слайд №18)

Логопед: Молодцы! Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад.

(На память о путешествии всем детям раздаем медали) (Слайд №19)