Социальная адаптация первоклассников к школе средствами театральной педагогики

Разделы: Внеклассная работа


Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В средней общеобразовательной школе № 3 г. Когалыма для успешной социальной адаптации первоклассников созданы все необходимые условия. Деятельность педагогического коллектива в данном направлении включает следующие направления:

1) определение уровня готовности детей к школе;

2) организацию режима школьной жизни первоклассников;

3) организацию оздоровительно-профилактической работы;

4) организацию учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

5) организацию внеучебной жизни первоклассников;

6) взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

Первое направление – определение уровня готовности детей к школьному обучению. Готовность к обучению рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психолого-педагогических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Второе направление – организация режима школьной жизни первоклассников. В школе создан и применяется оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ “Об образовании”.

Третье направление – организация оздоровительно-профилактической работы – включает в себя следующие виды деятельности:

1) медико-педагогическую диагностику состояния здоровья первоклассников;

2) профилактическую работу по предупреждению заболеваний;

3) максимальное обеспечение двигательной активности детей;

4) организацию рационального питания первоклассников;

5) организацию логопедической и психологической помощи первоклассникам.

Четвертое направление – организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

Пятое направление – организация внеучебной жизни первоклассников, которая организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Организована группа продленного дня.  Проводятся общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.  Воспитание    происходит в   процессе   игры    (сюжетно-ролевые,    игры-драматизации, спортивные и т.д.).

Шестое направление – взаимодействие с участниками образовательного процесса, такими как педагоги, психолог и социальный педагог.

Кроме всего прочего, в школе апробируется комплекс мероприятий по социальной адаптации первоклассников средствами театральной педагогики.

Школьный театр – это особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Дети вполне в силах уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованного представления. Театральные занятия дают детям неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе.

Наравне с практическими театральными навыками, комплекс мероприятий подразумевает развитие кругозора в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии.

Целью комплекса является поддержка первоклассников в постижении своих творческих возможностей, социальная адаптация к школе средствами театральной педагогики.

Задачи:

- помочь детям обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение;

- формировать навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;

- развивать навыки творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей;

- развивать разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.;

- расширять кругозор, дать детям дополнительные знания о жизни;

- воспитывать в первоклассниках чувство ответственности и самостоятельности.

Комплекс мероприятий реализуется на основе следующих принципов:

- социальной активности;

- социального творчества;

- взаимодействия личности и коллектива;

- развивающего воспитания;

- мотивированности;

- индивидуализации;

- целостности воспитательного процесса.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и посещение музеев, выставок; тематические экскурсии; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, работа с подручным материалом и изготовление бутафории.

Занятия проводятся в актовом зале, где достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительная атмосфера создается, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры.

Занятие отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива.

Одной из идей комплекса мероприятий является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях.

Основные виды деятельности, которые используются при работе:

1. Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.

2. Театральная игра. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

3. Занятия по ритмопластике. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка.

4. Занятия по культуре и технике речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел “Культура и техника речи” включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

5. Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

6. Создание спектакля. Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

- выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;

- репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит;

- премьера спектакля.

Комплекс мероприятий включает разделы:

“Мы играем – мы мечтаем!”;

Театр;

Основы актёрского мастерства;

Просмотр спектаклей в театре города;

Наш театр.

К работе по данному комплексу мероприятий привлекаются родители первоклассников. В план работы с родителями входят: выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы; участие родителей в различных конкурсах; привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов; оформление творческих отчетов о проделанной работе; совместные спектакли.

Материал для творческих отчетов собирается постепенно, формируется по темам. Родители с удовольствием знакомятся с материалом.

Выступления на родительских собраниях. Незадолго до родительского собрания проводится анкетирование родителей. В анкете указываются несколько тем, из которых родители выбирают наиболее волнующие их в данный момент. Затем на собрании в доступной форме, используя иллюстрации, фотографии, показываются отрывки из спектаклей, доносится до родителей необходимая информация .

Индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах родителям объясняется, почему именно эту роль в спектакле или на утреннике будет играть его ребёнок, какие качества характера у героя. Необходимо не только сохранить заинтересованность родителей к театральной деятельности, но и вовлечь их в решение новых задач, связанных с работой ребёнка над ролью, изготовление костюмов, декораций и т.д.

Творческие конкурсы. Что может быть лучше, когда ребёнок вместе с мамой или папой делает своими руками театральную игрушку, проявляя своё творчество, фантазию и умения. Такое совместное творчество сближает родителей с детьми. Впоследствии ребёнок очень гордиться своей работой, рассказывает о ней с особым восторгом и восхищением.

В процессе занятий театральной педагогикой первоклассники становятся более активными, жизнерадостными, любопытными, редко простужаются, хорошо спят, меньше устают. Данные занятия способствуют уверенности, первоклассники могут обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

Таким образом, в школе деятельность по социальной адаптации первоклассников направлена на: максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе; создание в школе развивающей предметной среды, являющейся, по сути, продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду и которую отличают яркость, красочность, наглядность, включение в нее игровых и сказочных мотивов; широкое использование в образовательной и воспитательной работе игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности; изменение стиля взаимодействия взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества; использование многообразных форм обучения неурочного типа; создание щадящего режима учебной деятельности.

Данные исследования показывают, что применяемый комплекс мероприятий средствами театральной педагогики в школе № 3 г. Когалыма помогает первоклассникам приспособиться к новым условиям в школе, процесс адаптации проходит более успешно.

Список использованной литературы

  1. Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании школьников [Текст] / Т.П. Андреева. – М.: Знание, 1999. – 145 с.
  2. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика [Текст] /
    О. А. Антонова. – СПб., 2001. – 376 с.
  3. Быков М. Театральная педагогика в школе [Текст] / М. Быков,
    А. Никитина. – М.: Академия, 2002. – 214 с.
  4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства “Школьный театр” [Текст] / Е. Р. Ганелин. – М., 2004. – 78 с.
  5. Дмитриева Н.И. Воспитательная работа в театральном кружке [Текст] / Н. И. Дмитриева. – М.: Наука, 2004. – 189 с.
  6. Крымский С.В. Воспитание и театр [Текст] / С. В. Крымский. – М., 1999. – 154 с.
  7. Социальная адаптация младших школьников средствами искусства [Текст] // Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 236 с.