Урок в 6-м классе по теме "Взаимно обратные числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные цели урока:

  • Поддержать и восстановить вычислительные навыки.
  • Ввести понятие взаимно обратных чисел.
  • Научить учащихся  решать уравнения нового типа.

Воспитательные цели урока:

  • Воспитывать самостоятельность и творчество, активность и аккуратность.
  • Воспитывать  интерес к предмету, через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Развивающие цели урока:

  • Способствовать развитию вычислительных навыков.
  • Развивать мышление и речь, внимание и память.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Метод ведения урока:

  • Беседа.
  • Мини-диалог.
  • Самостоятельная работа.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устный счет.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над задачей.
  8. Повторение изученного материала.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

 1. Организационный момент.

Здравствуйте, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на столе. Будьте внимательны и аккуратны.

2. Устный счет:

(Актуализация опорных знаний)

№ 1. Чему равно произведение 3/16 и 4?   2 и 5/18?

– Сформулируйте правило умножения дроби на натуральное число.

Вычислите произведение дробей 4/9 · 3/8; 3/7 · 14/15; 5/6 · 8/3 · 3/8.

– Расскажите,  как выполнить умножение двух дробей.

Если 1(2/5) · 2/7, то получится.…                                 Если 1(1/6) · 1(5/7), то получится….

– По какому правилу работали?

– Расскажите, как выполнить умножение двух смешанных чисел.

№ 2. Решите задачу:

Из 24 человек в классе 3/8 – девочки. Сколько девочек в классе? А мальчиков?

– К какому типу задач можно отнести данную задачу? 

– Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.

№ 3. Продолжите закономерность, назовите еще 2–3  числа:

а)10; 9; 8; 7……..(6, 5)

б) 5; 8; 10; 16; 15; 24………(20, 32)

в) 7; 17; 27; 37…….(47, 57)

г) 9; 1; 7; 1; 5……..(3, 1)

д) 4; 5; 8; 9; 12; 13………(16, 17)

Возможные варианты ответов:

а) числа идут в обратном порядке, каждое следующее меньшее предыдущего на 1;

б) соединены два ряда, каждое следующее больше предыдущего на 5; на – 8;

в) каждое следующее больше предыдущего на 10;

г) на нечётных местах: каждое следующее число меньше предыдущего на 2;

д) соединены два ряда, каждое следующее больше предыдущего на 4, но первый ряд начинается с 4, а второй  – с 5.

3. Сообщение темы урока. (Ознакомление учеников с главной целью урока.)

Учитель: Мы продолжаем  изучение  большой и важной темы «Действия с обыкновенными дробями». Мы научились складывать, вычитать и умножать обыкновенные дроби и смешанные числа. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым понятием взаимно обратных чисел. Запишем в тетрадях число  и тему нашего урока.

4. Изучение нового материала.

1. Подготовительная работа.

– Представьте смешанное число в виде неправильной дроби: 7(2/5); 3(1/2); 2(1/3).

– Представьте десятичную дробь в виде обыкновенной дроби: 0,5; 0,4; 0,75; 0,25.

2. Работа над темой:

– Выполните умножение:

2/3 · 3/2; 5/9 · 9/25; 13/7 · 7/13; 5 · 1/5; 8/11 · 11/8; 6/19 · 19/6.

– Какое произведение лишнее? Почему?

Определение: Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

– Подумайте и приведите примеры взаимно обратных чисел.

– Как записать число, обратное числу a/b?  (b/a)

– Какие условия должны выполняться для чисел a  и b? (a≠0;b≠0)

Запись в тетрадях:

a/b и b/a взаимно обратные числа, т.к. a/b · b/a = 1, a≠0, b≠0

– Найдите число, обратное данному числу:  а) 1/12;  б) 2(2/5);  в) 0,2

Решение:

а) 12;

б) как вы думаете, в каком виде надо сначала записать число 2(2/5)? (В виде неправильной дроби) 2(2/5) = 12/5, следовательно, обратным числу 2(2/5) будет число 5/12;

в) так как 0,2 = 1/5, следовательно, обратным числу 0,2 будет число 5.

 5. Закрепление изученного материала.

1. Учебник: стр. 94, № 577 (а – в) (с подробным комментированием у доски и в тетрадях)

Будут ли взаимно обратными числа:

а) 7(2/5) и 5/37; (Да)

б) 48 и 1/46; (Нет)

в) 0,2 и 5. (Да)

– Как доказать, что данные числа являются взаимно обратными? (Выполнить умножение, если произведение этих чисел равно 1, то числа являются взаимно обратными)

2.стр.95,  № 580 (с подробным комментированием у доски и в тетрадях)

– Какой компонент в уравнении неизвестен? (Второй множитель)

– Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)

– Возникла проблема: мы не умеем делить на дробные числа. Как по – другому можно решить это уравнение? (Так как произведение равно 1, то второй множитель будет являться числом, обратным первому множителю.)

Решение уравнений д) и е) основано на свойстве единиц при умножении.

(Ответ: а) 1(1/3); б) 20/23; в) 1(1/4); г) 1(3/7); д) 1; е) 1.)

6. Физкультминутка.

Руки к верху поднимаем,
А  потом их опускаем,
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.

Руки снова опускаем и движенья повторяем.

7. Работа над задачей.

Учебник: стр. 96, № 588

– Прочитайте задачу.

– К какому типу можно отнести эту задачу?

– Что известно? Что надо узнать?

– Расскажите план решения задачи.

– Постарайтесь решить эту задачу самостоятельно.

I способ:

1) 40%  = 0,4   30 % = 0,3

2) 40 · 0,4 = 16 (км) – турист прошёл в 1 день.

3) 40 · 0,3 = 12 (км) – турист прошёл во 2 день.

4) 40 – (16 + 12) = 12(км) – турист прошёл в 3 день.

–  Кто решил эту задачу другим способом?

II способ:

100% – весь путь

1) 100% – (40% + 30%) =30% – пути турист прошёл в 3 день.

2) 30% = 0,3

3) 40·0,3 = 12(км) – турист прошёл в 3 день. 

Ответ: 12 км.

8. Повторение изученного.

Учебник: стр. № 582 (с/о) – устная проверка.

– Дополнительное задание: запишите числа, обратные данным.

(Ответ: а) 5/4 и 4/5; б) 12/7 и 7/12; в) 19/9 и 9/19; г) 57/11 и 11/57; д) 3/1 и 1/3.)

9. Подведение итогов урока.

 Рефлексия.

– Что узнали для себя нового? Какие умения и навыки приобрели?

– Что показалось интересным?

– Что самое главное из нового надо запомнить?

Проверка настроения: прием «Мордашки» (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

рис.1

10. Домашнее задание.

Стр. 93 – правило, № 591 (а); №592 (а; б; в); № 593.

Список источников информации:      

  1. Математика. Учебник для 6 класса./Н.Я. Виленкин и др. Издательство «Мнемозина», Москва 2006.
  2. «Сказки и подсказки» задачи для математического кружка/Е.Г. Козлова. Москва, МЦНМО 2004.
  3. В помощь учителю. Учебно-методическое пособие./В.В.Выгодская. Москва «ВАКО» 2009.
  4. https://urok.1sept.ru/