Рабочая программа по географии для 9-го класса

Разделы: География


Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова – М., «Дрофа», 2009 г.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый – традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход – комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   – в   конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует, при изучении географии своей страны, отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6—9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000). 

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся: Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.     

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо- и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Тематическое планирование на 2012-2013 год. 9 класс

Тема

Кол-во часов по  программе

Формы контроля

Практические работы

Выполнение программы

Раздел 5. Хозяйство России

27

 

 

 

Общая характеристика хозяйства России

3

 

 

 

Топливно-энергетический комплекс

4

 

1

 

Металлургический комплекс

3

 

2

 

Химико-лесной комплекс

3

 

1

 

Машиностроительный комплекс

3

 

1

 

Агропромышленный комплекс

3

 

1

 

Инфраструктурный комплекс

6

 

1

 

Экологический потенциал России

1

 

1

 

Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Хозяйство России».

1

Контрольная работа

 

 

Раздел 6. Природно-хозяйственные регионы России

40

 

 

 

Принципы выделения регионов на территории страны

2

 

 

 

Общая характеристика европейской части России

1

 

 

 

Центральная Россия

3

 

1

 

Европейский Север

3

 

1

 

Северо-Запад

5

 

3

 

Поволжье

3

 

 

 

Юг европейской части страны

3

 

1

 

Урал

3

 

1

 

Общая характеристика азиатской части России

1

 

 

 

Сибирь

2

 

 

 

Западная Сибирь

3

 

 

 

Восточная Сибирь

3

 

1

 

Южная Сибирь

3

 

 

 

Дальний Восток

4

 

 

 

Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Природно-хозяйственные регионы России»

1

Контрольная работа

 

 

Раздел 7. Россия в современном мире

1

 

1

 

Итого

68

 

 

 

Формы итогового контроля: контрольные работы по итогам изучения раздела «Хозяйство России» и «Природно-хозяйственные регионы России».

Формы промежуточного контроля: практические работы, тестовые работы, проверочные работы, работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный устный опрос.

Оценочные практические работы:

№1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалом.   

№2. Определение факторов размещения предприятий  чёрной, металлургии меди и алюминия по картам.

№3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

№4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

№5. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

№6. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам.

№7. Характеристика транспортной магистрали.

№8. Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

№9. Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России.

№10. Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей.

№11. Составление сравнительной характеристики особенности географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.

№12. Разработка проектов туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.

№13. Составление характеристики главных отраслей хозяйства Калининградской области.

№14.Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

№15.Составление характеристики одного из промышленного узлов Урала на основе нескольких источников информации.

№16. Составление характеристики Норильского  ТПК.

№17. Определение основных статей экспорта и импорта России, основных.

Используемый УМК:

  1. Таможняя Е.А., Пятунин С.Г.  География России. Хозяйство. Регионы  М.: «Винтана-Граф» 2010 г.
  2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011-2012.
  3. Контурные карты по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2011-2012.

Дополнительная литература:

  1. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. Примерное поурочное планирование 9 класс.
  2. Баринова И.И. Методическое пособие . География России.
  3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные  работы  уч-ся по географии.

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе (См. Приложение 1).