Рождение метафоры, 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Жанр урока: педагогическая мастерская (10 класс, русский язык)

Тип мастерской: комбинированная мастерская построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций

Метафора – это отличительный признак гения,
ибо способность образовать хорошую метафору
есть способность распознать сходство.

Аристотель

Быть может, всемирная история – это история
нескольких метафор…

Борхес

Ход урока

1. Приглашение к уроку

Термин "метафора" принадлежит  древнегреческому философу и учёному Аристотелю, который ещё в IV веке до н.э. в своём труде «Поэтика» дал первое определение метафоре и составил первую видовую классификацию метафор. (Кстати, ни определение, ни классификация с тех пор особенно не изменились). Также Аристотель считал, что метафоризация – основа практически всех средств художественной выразительности, практически всех тропов, а способность создавать метафоры философ называет отличительной чертой гения. Мало того, Аристотель поделил  все слова на обычные (не-метафоры) и необычные (метафоры).

Аргентинский писатель XX века Хорхе Луис Борхес также высоко оценит метафору, заметив, что «быть может, всемирная история – это история нескольких метафор».

Почему так? В чём исключительность метафоры как средства художественной выразительности и можно ли научиться создавать метафоры? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить в ходе нашей мастерской.

Ученики записывают тему урока и оба эпиграфа к уроку или один (понравившийся), определение метафоры (см. Презентацию).

2. Индуктор

Определение «метафоры» в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении.

Как Вы думаете, метафора – это исключительно литературоведческое понятие? Возможны ли метафоры в других в видах искусства? В науке?

Конечно, возможны. Существуют метафоры в живописи, танце, музыке, даже в науке. Например, картины Сальвадора Дали (см. Презентацию)

Аристотель полагал метафору признаком гения, считая, что человек, который способен почувствовать сходство между двумя различными областями бытия и связать их друг с другом, это личность с особым даром. Если несхожие вещи сходятся в каких-то определённых аспектах, возможно, они также сходятся и в других. И история подтверждает это:

– Александр Грэхем Белл заметил сходство между внутренней работой человеческого уха и колебательной способностью твёрдой мембраны, и пришёл к идее телефона;

– Томас Эдисон изобрёл фонограф через день после того, как провёл аналогию между игрушечной трубой и движениями бумажного человечка и звуковыми колебаниями;

– подводные работы стали возможны после наблюдений за корабельными червями, которые вгрызаются в корабельную древесину,  сначала  проделав в ней трубки;

– Эйнштейн получил и объяснил многие из своих абстрактных принципов, проводя аналогии с повседневными событиями, такими,  например, как движение лодки или нахождение на железнодорожной платформе, когда мимо неё проходит поезд…

Подобных примеров множество. Таким образом, если сформулировать более образно, то метафора – это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Таким образом, способность рождать новый смысл, создавать новую картину мира из уже существующих данных – в этом исключительность метафоры.

3. Обращение к новой информации и её обработка

1 этап (теоретический)

Основные виды метафор:

– глагольная («дышит полдень»)

– вещественная («ярким солнцем в лесу пламенеет костёр»)

– стёртая, привычная = экс-метафора («часы идут», «время бежит»)

– развёрнутая, то есть распространённая на несколько фраз и даже на всё произведение  («И вот мне приснилось, что сердце моё не болит./ Оноколокольчик фарфоровый в жёлтом Китае…»)

– индивидуально-авторская («пожар сердца», «облако в штанах» – В. Маяковский)

– реализованная («Вот так я сделался собакой» – В. Маяковский)

– метафорический эпитет («грустно-сиротеющая земля»)

Подвиды метафоры (см. Презентацию)

схема 1

Аналитическое обобщение полученной информации, записи в тетради. Выполнение заданий по определению метафоры и её подвидов. (см. Приложение №1)

2 этап (практический)

  •  Как же рождается метафора? Создание метафоры подобно музыке и воздействует на нас метафора так же, как музыка. Проанализируем стихотворение  Б. Пастернака «Импровизация» (1915 г.), в котором можно «увидеть», «услышать» и «почувствовать» рождение метафоры.

Учитель читает наизусть стихотворение Б. Пастернака «Импровизация» под музыку:

рис.1Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.

О чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о крикливых птицах, которых «кормит» лирический герой? о ночном пруде и шуме воды «в гортанях запруд»? Эти три темы (три мотива) ассоциативно связаны. Одна из ассоциаций – звук. Клавиши и птицы слиты в единый образ в метафорах: «Я клавишей стаю кормил с руки // Под хлопанье крыльев, плеск и клекот», «...Рулады в крикливом, искривленном горле» (здесь горло – синекдоха, обозначающая птицу). Птицы и ночной пруд, волны объединены тоже благодаря метафорам: «пылали кубышки», «волною обглодано дно», «грызлися птицы у локтя».

Сам же Б. Пастернак о метафоре говорил так:  «Метафора – естественное  следствие  недолговечности  человека  и  надолго  задуманной  огромности  его  задач.  При  этом  несоответствии  он вынужден смотреть  на вещи по-орлиному  зорко  и  объясняться   мгновенными  <...>  озарениями.   Это   и   есть   поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись   ее   духа».

Рождение метафоры происходит путём ассоциативного сравнения = переноса значений, аналогии.

  • Давайте попробуем теперь сами увидеть метафору и «перенести» значения, придумывая названия к иллюстрациям (см. Презентацию):
рис.2

4. Промежуточная рефлексия

Легко ли увидеть метафору? Как «найти» метафору? Смогу ли я создавать метафоры? 

5. Создание творческого продукта

I вариант – буриме: литературной игрой на заданные темы увлекались поэты, попробуйте и вы свои силы; напишите стихотворение по одной из заданных рифм, используя метафоры и метафорические эпитеты. (см. Приложение №2)

II вариант – напишите текст, основанный на развёрнутой метафоре

III вариант – нарисуйте метафору

(Учащиеся работают над заданием 20 минут, выбрав по желанию вариант  или варианты).

6. Социализация – презентация творческого продукта (по желанию)

7. Вывод (слово учителя или ученика):

Сложно представить, каким «тусклым», «бедным» и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных элементов, как тропы, одним из которых является метафора. Определение этого понятия в самом обобщенном виде можно сформулировать так: метафора – переносное значение слова, любое употребление слов в непрямом значении. Если сформулировать более образно, то метафора – это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл. Тропы – универсальное явление, они встречаются во всех языках мира и во все времена. Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т.е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.

8. Общая рефлексия

Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе мастерской? Что оказалось для вас важным: ваши личные ощущения, ваше настроение, создание творческой работы, презентация творческой  работы, общение? Что заинтересовало, удивило, заставило задуматься?  Поняли ли смысл эпиграфов к уроку? …

9. Домашнее задание: выучить (повторить) термины (см. Приложение №3); выполнить творческое задание другого варианта.