Урок-праздник "Масленица". 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Широкая Масленица“.

Форма реализации: представлен на ярмарке педагогических идей.

Тип урока: урок-презентация с использованием ИКТ.

Цель урока: Дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника “Масленица”.

Задачи урока:

Развивающие: Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.

Образовательные: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.

Воспитательные:

  • формировать положительные стороны учащихся;
  • пробуждать любовь к русской культуре;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
  • обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  1. Репродукция картины "Масленица" Б. М .Кустодиева,
  2. Образец изделия (заготовка масленицы)
  3. Карточки по технике безопасности
  4. Выставка изделий декоративно – прикладного искусства .
  5. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Дети, сегодня у нас урок художественного труда и православной культуры.: Масленица– старинный праздник проводов зимы. Его отмечают многие славянские народы. Русский народ свою масленицу величает “честная” (ударение на второй слог), то есть почетная.
Праздновали Масленицу неделю, придавая каждому дню своё обрядовое значение.

Введение в тему урока.

Ведущая. Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы прощаемся с зимой. “Широкая масленица” – так называется наш праздник. А что же такое Масленица? Из зимних праздников на Руси самый весёлый и задорный – Масленица. Он возник у наших языческих предков. Согласно легенде Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и позвал помочь людям, согреть и развеселить их.
И Масленица пришла… румяная, хохочущая, разогрела застывшую кровь, схватила людей за руки и пустилась с ними плясать до обморока.
Масленица обычно бывает в феврале, реже – в начале марта: каждый год по разному. Её вычисляли по церковному календарю.

Ведущая. Масленица самый весёлый, разгульный праздник. В народе говорили: “Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить”. Считалось, что если плохо отпраздновать её, то придётся жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника – обжорство. В эти дни не было грехом...

Ведущая. Каждая хозяйка старалась угостить домочадцев на славу. И главным блюдом были, конечно, блины. Пекли их, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: ячменная, пшеничная, овсяная, гречишная и даже гороховая.
Сегодня мы обычно используем пшеничную, а между тем, истинно русские блины – из гречишной муки.
Блины ели с растопленным сливочным маслом, со сметаной, творогом, крутыми и мелко нарезанными яйцами, красной и чёрной икрой, всякой солёной рыбой – сёмгой, лососиной, севрюгой, белугой, селёдкой. Только мяса нельзя было, есть на масленицу.

Ведущая. А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?
Восточные славяне в IX–X в. поклонялись богу солнца – Яриле. И, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило – Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшим солнечный круг.

На стену, доску прикрепляется изображение весёлого Солнца.

Ведущая.

Понедельник – Праздник продолжался неделю, и каждый день имел своё название. Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в понедельник, он так и назывался “встреча”.

Коляда-моляда,
Прикатила молода!
Масленицу встречайте
Добром друг друга одаряйте.

Вторник – "заигрыш". С этого дня начинались ряжения, катания на санках, много народа выходило с весельем на улицу.

Эй, ребята, детвора!
Не сидите по домам!
Ведь на улице сейчас
Чудеса встречают вас!

Среда – “лакомка”. Во всех домах пекли пироги.

С пылу, с жару, из печи
Блины, булки, калачи.
Всё, что есть, на стол мечи:
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!

Четверг именовался “разгулом”, “переломом” и ещё “широким четвергом”. На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

Сегодня дома не сиди!
В гости к другу ты иди,
И на пляску пригласи.
Тебе добром я отплачу,
Красну девицу сыщу!

Пятница – “тёщины вечера”: зятья угощают тёщь.

Ставьте тёщам пироги
Не жалейте угощенья,
Будет вам всегда прощенье.

Суббота – "заловкины посиделки". Молодые невестки принимают в гости родных.

Приглашайте, молодицы,
Родных чаем угоститься,
Пряниками и блинами
И хорошими словами.

Воскресенье – “проводы”. Последний день Масленицы. Сударыню Масленицу взгромождали на сани, а в сани впрягались трое молодых парней, которые возили её по улицам. Когда Масленица заканчивалась, чучело Масленицы сжигали на костре.

Прошла Масленица
Кончилось гуляньице,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Прощай зима холодная,
Приходи, лето красное!

Ведущая. А где же она, наша Масленица? Сейчас мы с вами её сделаем!

Учитель
– Молодцы, ребята.
– А как вы думаете, какое изделие мы будем изготавливать на уроке? (Чучело Масленицы.)

Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определённом порядке. Давайте повторим эти операции. Мы сегодня их тоже будем использовать:

  1. Определить замысел (будем делать чучело Масленицы).
  2. Выбрать материалы, инструменты:
    Нам понадобятся: кусочки ткани, соломка, ножницы, бисер, клей, линейка, цветные карандаши. Приготовим рабочее место.
  3. Продумать конструкцию изделия.
  4. Изготовление изделия
  5. Наметить композицию отделки изделия.

Две помощницы на глазах у зрителей делают чучело масленицы, поясняют, что его изготавливали из соломы, надевали старую женскую одежду

Звучит музыка:
П. И. Чайковский. Времена года. Февраль. Масленица. В исп. симф. оркестра, mp3.

Учитель. Ребята , посмотрите какая красивая Масленица получилось. Яркая, . разноцветная, веселая, как и сам праздник. На праздник не только хоровод водили, но и заклички кричали, песни пели и длилось веселье 7 дней. Давайте оживим нашу Масленицу.

Ведущая.

Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько –
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом.

Ведущая. На Руси в последний, седьмой день Масленицы, который назывался “проводы”, всегда сжигали чучело Масленицы. У нас с вами такое чучело тоже есть и прощаясь с Масленицей надо его сжечь. При этом всегда приговаривали “Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!”.

Ведущая. Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая была свойственна нам. Ну, а теперь, по русскому обычаю – чай!

Заключительный этап. Спасибо ребята за прекрасный праздник! Но он не кончился. Ваши родители подготовили для нас вкусный подарок. Сервировка стола. Дегустация приготовленных блинов. Чаепитие.

Учитель. Ребята, когда мы наелись и напились, скажем, спасибо нашим хозяюшкам и попытаемся ответить на их вопросы.

1. Из какой муки и теста готовили блины на Масленицу?
2. Что символизирует блин?
3. С чем было принято есть блины?
4. Какие пословицы и поговорки вы знаете о масленице и о блинах?

Подведение итогов урока.

Вы сегодня все хорошо поработали, и я вам всем ставлю “отлично”