Социально-культурный проект "Тукая среди нас"

Разделы: Администрирование школы


Введение.

Набережночелнинская детская художественная школа № 1 основана в 1973 г. На сегодняшний день Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская художественная школа № 1” является одним из ведущих учреждений дополнительного образования города Набережные Челны по оказанию образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей, вносящий определенный вклад в социальную и культурную жизнь города.

Основной целью деятельности Школы является создание оптимальных условий для развития творческих способностей личности учащихся через обеспечение качественного академического образования в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Одним из важных направлений МАОУДОД “ДХШ № 1” является создание необходимых условий для формирования интереса к культурно-историческим ценностям и традициям татарского народа, условий для развития творческих способностей учащихся через изучение обычаев, литературных и музыкальных произведений национального искусства, декоративно-прикладного творчества. Данное направление планомерно вытекает из положений “Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан”, в которой в качестве приоритетных задач выделено: национальное своеобразие воспитания (опора на традиции народа, его культуру, этническую обрядность, привычки) в единстве с интернациональным и гуманитарным воспитанием (приобщение личности к культуре общества, воспитание отношения к планете, как общему дому), а также “Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан”, в которой сформулированы основные требования к формированию отношения к обществу, к культуре, к труду и будущей профессии.

Актуальность.

Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании национального самосознания личности, так как система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию всех народов населяющих Республику Татарстан и Российскую Федерацию, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную толерантность, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что отражено в национальной доктрине образования Российской Федерации.

Педагогический коллектив “ДХШ № 1” многогранно старается использовать в образовательном процессе и конкурсно-выставочной деятельности произведения и работы выдающиеся татарских просветителей, общественных деятелей, историков, писателей таких как: Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханов, Ш.Культеси, С.Кукляшев, М.Акмулла, Г.Махмудов, Г.Ильяси, Р.Фахрутдинов, Г.Баруди, Ф.Карими, Р.Ибрагимов, Г.Исхаки, Г.Камал, Г.Тукай, Ф.Амирхан, С.Рамиев, М.Гафури, Ш.Камал и др.

Учитывая, что татарская литература – хранительница национального генофонда, традиций, обычаев, нравов народа особое внимание уделяется произведениям одного из ярких представителей татарской литературы, а именно творчеству Габдуллы Тукая.

Творчество Габдуллы Тукая является гордостью, достоянием не только татарского народа, но и всей мировой культуры. Слушая в детстве, а повзрослев, читая самостоятельно произведения великого татарского поэта, в душе каждого остается неизгладимый след: слышится песня “Туган тел”, представляются яркие образы “Шурале”, “Су анасы” и многие другие. Творения Тукая много лет вдохновляют художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Великие писатели 20 века переосмыслив творчество Тукая создавали свои неповторимые произведения. На протяжении XX века создано множество произведений изобразительного искусства, вдохновленных личностью великого поэта и его произведениями. Каждое творение художника, обратившегося к Тукаю, пронизано искренним чувством, каждое отражает свой взгляд и своё прочтение Тукая.

При планировании и организации конкурсной, выставочной деятельности, тематических воспитательных мероприятий, администрацией “ДХШ № 1” учитываются условия многонациональной Республики Татарстан, особый акцент уделяется формированию культуры межнационального общения и на этой основе формированию у детей чувства интернационализма, толерантности. Успех данного направления заключается в осознании всего педагогического коллектива как опытных, так и молодых специалистов, в значимости передачи духовно-нравственных основ, лучших традиций и ценностей национальной культуры современному поколению.

История возникновения и развития конкурса “Тукай среди нас”.

Проект “Тукай среди нас” изначально был организован и проведен как внутришкольный конкурс МАОУДОД “ДХШ № 1” под одноименным названием. Конкурс вызвал бурный интерес среди учащихся художественной школы, создано большое количество творческих работ. Работы победителей экспонировались в учреждениях города Набережные Челны, направлены на многочисленные конкурсы, выставки, проходившие в юбилейный год Г.Тукая.

В год празднования 125-летия со дня рождения Габдуллы Тукая в Республике Татарстан и за ее пределами с грандиозным размахом прошло празднование юбилейного года поэта. МАОУ ДОД “ДХШ № 1” также приняла участие в праздновании юбилея поэта.

При содействии Управления культуры Исполнительного комитета города Набережные Челны РТ под руководством директора МАОУ ДОД “ДХШ № 1” с 2011 года организуется и проводится городской конкурс “Тукай среди нас”.

Необходимо отметить разнообразие форм организации и проведения данного мероприятия. К числу положительно зарекомендовавших себя форм работы в рамках конкурса является:

В 2011 году:

– Организация творческого иллюстрирования произведений Г. Тукая с учетом возраста конкурсантов. Учащимся художественных школ были предложены отрывки из произведений Габдуллы Тукая, после ознакомления с которыми дети выполнили иллюстрации. В конкурсе для младшего школьного возраста были взяты всеми известные произведения поэта, а для детей среднего и старшего возраста предложены менее известные произведения.

– Организация и проведение мастер-класса для преподавателей ДХШ и ДШИ. В рамках городского конкурса для преподавателей художественных школ заслуженный работник культуры РТ, члена Союза художников России и РТ Хазиев М. Ш. провел мастер-класс по теме: “Работа контуром на пастельной бумаге”.

– Посещение творческой мастерской современного художника– графика. Во время работы жюри по итогам конкурса, учащиеся (участники) посетили творческую мастерскую заслуженного деятеля искусств РТ, члена Союза художников России и РТ Мухаметдинова Р. З. Дети познакомились с творчеством современного художника-графика, увидели процесс создания работ художника.

– Подведены итоги конкурса. В конкурсе приняли участие более 70 учащихся художественных школ города. Большое количество работ выполнено в разнообразных техниках. Данные работы экспонировались в учреждениях города.

– Организовано взаимодействие и сотрудничество с социальными институтами города (учреждения культуры, средства массовой информации).

Совместная акция с Татарским драматическим театром предусматривала проведение выставок и спектаклей для учащихся ДХШ и участников конкурса. Особая атмосфера царила на открытии выставки по произведениям Г. Тукая, с просмотром спектакля “Лесная девочка” для учащихся Школы и участников конкурса. На открытии выставки выступила доцент кафедры филологического факультета НИСПТР Сибгатуллина Д. с рассказом о творчестве Г. Тукая, в исполнении детского коллектива прозвучала песня “Туган тел”.

В 2012 году.

Юбилейный год Г. Тукая прошел, а работа проекта продолжалась с апробацией и использованием новых форм творческой деятельности участников:

– Организация творческого иллюстрирования музыкальных произведения по мотивам произведений Габдуллы Тукая.

– Организован и проведен мастер-класс для преподавателей ДХШ и ДШИ. Заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России и РТ Мухаметдинов Р. З. провел мастер-класс по теме: “Образ Шурале в технике диатипии”.

– Посещение творческой мастерской члена Союза художников России и РТ Адгамовой Г. Дети познакомились с творчеством современного художника, увидели создание живописных полотен современного художника.

– Продолжена работа по взаимодействию и сотрудничеству с социальными институтами города (учреждения культуры, средства массовой информации) Организована выставка лучших детских работ по произведениям Г. Тукая в Татарском драматическом театре.

Далее выставка приняла участие в торжественном открытии сквера им. Г.Тукая города Набережные Челны. Данная выставка гармонично вписалась в празднование дня рождения великого татарского поэта.

Продолжала радовать жителей и гостей города данная выставка в концертном зале имени С. Садыковой города Набережные Челны. Концертный зал знакомит зрителей, пришедших на различные мероприятия, с творчеством Габдуллы Тукая глазами маленьких художников.

Ожидаемые результаты проекта.

В 2013 году исполняется 127 лет со дня рождения Габдуллы Тукая, педагогический коллектив МАОУ ДОД “ДХШ № 1” уже сейчас готовится к следующему юбилею великого поэта. Планируется вывести социально-культурный проект “Тукай среди нас” на Республиканский уровень, выпустить каталог по итогам прошедших конкурсов, разработать календарь с детскими иллюстрациями по произведениям Габдуллы Тукая.

Данный проект начал свою жизнь два года назад, а миссия, возложенная на него, актуальна и востребована и на сегодняшний день. Изучение произведений литературы, живописи, музыки и киноискусства, способствуют раскрытию пред учащимися безграничного мира творчества Габдуллы Тукая. А использование разнообразных форм организации творческой конкурсной деятельности в рамках проекта “Тукай среди нас” имеет неоценимое значение для обогащения содержания образования современной художественной школы.

Социальный эффект проекта:

– обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию татарского народа;

– приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, ее обычаям и традициям; сочетание национальной и общечеловеческой культуры;

– формирование новой социальной идеологии, основанной на этнопедагогике;

– раскрытие многообразия видов изобразительной деятельности, включая современные направления дизайна;

– формирование толерантных отношений к окружающим.

Практическая значимость проекта:

– организация и проведение данного проекта на Республиканском уровне;

– активизация взаимодействия образовательных учреждений города и республики по формированию национального самосознания личности подрастающего поколения;

– повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области национального воспитания;

– использования прогрессивного этнопедагогического наследия в условиях современной системы образования4

– выпуск каталога с лучшими конкурсными работами участников и календаря с детскими иллюстрациями по произведениям Габдуллы Тукая.

Результаты участников проекта:

Особенно радуют нас успехи учащихся и дальнейшая судьба выполненных на конкурсе работ. Данные работы не только приняли участие, но и стали дипломантами и лауреатами выставок городского, Всероссийского и Международного уровня:

  • Городская детская конкурсная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Г. Тукая, “Тукай. Застывшая слеза” (Набережночелнинская Картинная галерея).
  • Участие во Всероссийской выставке работ учащихся, приуроченной к Дням классика татарской поэзии Г. Тукая (г. Москва).
  • Участие в Международном выставочном проекте “Азбука Тукая” (ГМИИ им. А.С. Пушкина г. Москва).
  • Выставки, организованные в детских садах, учреждениях культуры и образовательных учреждениях города.