Метод проектов в деятельности педагога-психолога ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Метод проектов в России приобрел популярность с конца 90х годов прошлого века. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты дошкольного образования. И наш детский сад активно реализует метод проектов у себя.

Метод проектов является одним из методов деятельностного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, потому что только в деятельности ребенок развивается и в деятельности у него формируется целостная картина мира в целом.

Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

Как показывает наша педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Каким же образом возникают проекты?

Выбирают и планируют тему проекта дети самостоятельно и вместе со взрослыми (в отличие от концепции прошлых лет, где главным принципом было НАУЧИТЬ воспитанников всему, что входит в понятие общекультурных ценностей, в ущерб личным интересам дошкольников). В нашем детском саду взрослые предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей. А в обязанность взрослых входит создание условий для стимулирования активности ребенка в различных видах деятельности, ориентация на интересы, потребности и способности детей.

Тема проекта может «вырасти» из окружающей обстановки или значимости события (смена сезонов, экскурсия, грядущие праздники и т.д.). Длительность проекта неограниченна и может варьироваться от 1 дня до 1 недели. Во время реализации проекта ребенок самостоятельно принимает решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта сегодня (завтра). Работа строится на основе самоорганизации. Участниками проекта являются не только дети и педагоги ДОУ, но и родители, которые принимают активное участие в экспериментированиях, созданиях детских микро и макропроектов, детском коллекционировании. Результатом проектов могут стать детские стендовые презентации, научные конференции, выставки и т.д.

Таким образом, проектная деятельность делает дошкольника активным участником образовательного процесса. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из сложившейся ситуации, у него формируется активная жизненная позиция.

Реализуя в своей деятельности метод проектов я, как психолог, ставлю ряд специфических задач:

  • активизация самостоятельной познавательной деятельности детей;
  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие умения наблюдать;
  • развитие умения слушать;
  • развитие всех психических процессов;
  • развитие коммуникативных навыков и др.

Кроме этого, при реализации метода проектов происходит интеграция всех образовательных областей, пролеживаются все виды детской деятельности.

В качестве примера предлагаю недельный проект «Огонь-друг, огонь-враг».

Задачи:

  1. Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.
  2. Формировать чувство повышенной опасности огня.
  3. Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.
  4. Формировать умение вести себя в случае пожара.
  5. Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание.
  6. Формировать умение и навыки вести беседу, рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику.
  7. Стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности за своё поведение.
  8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности и их выполнение.
  9. Активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты.

1 день.

1. Беседы на группах, чтение произведений о пожаре, заучивание пословиц и поговорок о пожаре.

Ответственные: психолог, воспитатели групп.

2 день.

1. Утром проведение занятия «Злой и добрый огонь» (старшие и подготовительные группы).

Цели и задачи:

  • формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара;
  • формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
  • закреплять знания детей о пользе и вреде огня.

Воспитатель читает детям сказку.

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городке жила– была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу– за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке.

Игра «Польза и вред огня»

Воспитатель организует игру на ватмане. Он поделен на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части дети рисуют, делают аппликацию пользы, которую приносит огонь, в другой вред.

В: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. (На ватмане дети рисуют иллюстрации к своим ответам)

В: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: От чего бывают пожары?

Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. (На ватмане дети рисуют картинки к своим ответам).

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

– Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

– Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

– Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

– Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.

– Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра ,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

– Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды.

Игра «Горит или не горит»

У воспитателя в руках карточки, с изображением бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т.д.. Дети по очереди берут карточки и определяет: горит или не горит этот предмет?

В: – Понравилась игра? (Ответы детей).

2. После «тихого часа»– экспериментирование

«Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

В: – Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

– Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься, если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

В: На этом наша работа в лаборатории окончена.

Ответственные: психолог, воспитатели групп.

3 день.

Совместный с родителями проект «Огонь-хорошо, огонь-плохо».

В этот день дети демонстрируют рисунки, поделки, презентации по теме, сделанные дома вместе с родителями, делятся новой информацией, рассказывают сочиненные ими сказки и истории по теме.

Ответственные: воспитатали групп.

4 день.

Викторина «Пожарным можешь ты не быть…» (подготовительные группы).

Старшие группы-зрители.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! У нас сегодня викторина "Пожарным можешь ты не быть". Встречаются команды подготовительных групп:

  1. Огнеборцы"
  2. "Спасатели"

Оценивать выполнение заданий будет жюри: ________________________

Ведущий.

Пожарное дело – для крепких парней.
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело – отвага и честь,
Пожарное дело – так было, так есть.

Слово "пожар" вам приходилось слышать. Некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь – также и давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Ведущий. А сейчас мы представим вам команды.

Участники команд говорят название команды и девиз.

Ведущий. Это наше первое задание. Жюри оценивает.

Ведущий. Следующее задание "Отгадай загадку".

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его: (водой)

С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те: (отнять)

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (огонь)

Что дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (огонь)

Без рук, без ног
К небу ползёт (дым)

У окошка я сижу.
На весь мир в него гляжу. (телевизор)

То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (утюг)

Ведущий. Молодцы, справились с заданием. Жюри, оценивайте и огласите результаты.

Ведущий. А сейчас следующее задание: "Осторожно огонь".

Горит дом, нужно его потушить.

Ребенок бежит с ведром воды, перепрыгивает через кубики, пролезает в окно (обруч) – тушит дом. Возвращается, передает ведро следующему.

Ведущий. Ваши оценки, жюри.

Ведущий. Следующее задание: "Опасная сказка".

Из каких произведений взяты следующие строки:

Море пламенем горит
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
(К. Чуковский "Путаница")

Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дым пылает за углом.
Ставит лестницы команда –
От огня спасает дом.
(С. Михалков "Дядя Степа")

Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.
(С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое")

С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.
(С. Маршак "Кошкин дом")

Ведущий. Оценивайте задание, жюри.

Ведущий. Следующий конкурс: "01 спешит на помощь". Ваша задача спасти животных.

Ребенок бежит "змейкой" между кеглей к обручу с фигурками животных, берет одну, возвращается.

– Жюри, ваши оценки

Ведущий. А теперь хочу узнать, знаете ли вы пословицы и поговорки, связанные с пожаром.

Дети по очереди называют пословицы и поговорки о пожаре, которые выучили в группе и дома. Конкурс продолжается до тех пор, пока у одной из команд не иссякнет запас пословиц и поговорок.

– Ваши оценки, жюри.

Ведущий. А теперь очередь наших воспитатаелей. Я вам буду задавать вопросы, вы на них отвечать.

  1. Официальная дата празднования Дня пожарной охраны? (30 апреля 1649г.)
  2. Какое количество бензина и масла можно хранить в гараже? (20 л бензина и 5 л масла)
  3. На каком расстоянии допускается установка газовых баллонов от отопительных печей? (не ближе 1 м)
  4. Устройство для размещения пожарного рукава? (пожарный ящик)
  5. Какие средства оповещения, тушения, пути эвакуации предусмотрены в зданиях повышенной этажности? (незадымляемая лестничная клетка, автоматическая пожарная сигнализация, переходные балконы и лоджии, внутренний противопожарный водопровод, система управления противопожарными устройствами)
  6. Какой срок годности телевизора? (6 – 7 лет)
  7. Какие средства используются для защиты автотранспортных средств от возгорания? (порошковые хладоновые огнетушители, углекислотные огнетушители)
  8. Какие меры по пожарной безопасности применяются для мониторов компьютеров? (ставить подальше от источников тепла, избегать перегибов в кабеле)
  9. Каково назначение уличного пожарного гидранта? (для забора воды)

Оценки жюри.

Ведущий. Ну вот и закончилась наша викторина. Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в игру "Не ошибись". Я буду называть слова, а вы, услышав слова, относящиеся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, рукав, огонь, ноты, рисует, тушит, краски, спички, 01, бинт, сверлит, маска.

Ведущий. А сейчас слово предоставляется председателю жюри.

Жюри подводит итоги, награждаются победители.

Ведущий.

Всем, друзья, вы расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днем и ночью тоже
Ваши жизни берегут.

Ответственные: педагог-психолог

5 день.

Оформление результатов проекта в выставочном зале.

Ответственные: воспитатели