Алгоритм. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления алгоритмов

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока:

  • формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой
  • формирование компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся;
  • приобретение теоретических знаний в области алгоритмики

Задачи урока:

Образовательная:

  • активизировать познавательную активность;
  • объяснить обучающимся назначение алгоритма и его определение, свойства алгоритма, формы представления алгоритма;
  • научить обучающихся приводить примеры алгоритмов разных сфер.
  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.

Развивающая:

  1. продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;
  2. развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательная: показать связь данной темы с практикой;

Тип урока: урок формирования новых знаний , урок с использованием ИКТ

Форма урока: урок с применением мультимедиа

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

  • Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
  • Мультимедийное приложение к уроку.

Ход урока

1. Тема урока.

Пока учитель заполняет журнал, учащиеся разгадывают ребус, который выведен на экран.

Сегодня мы выясним с вами, что общее может быть между различными событиями происходящими вокруг нас.

Рассмотрим для примера ряд задач (устно):

  1. Сварить кашу;
  2. Измерить длину;
  3. Открыть дверь ключом;
  4. Разжечь костёр

В каждом из нами рассмотренных задач нужно выполнить определённую последовательность действий, которые приведут нас к поставленной цели. Значит, чтобы решить задачу, сначала надо её алгоритмизировать.

Тема урока: “Алгоритм. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Форма представления алгоритмов”

2. Объяснение нового материала.

Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремленность и сосредоточенность;
  • объективность и точность;
  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • умение четко и лаконично выражать свои мысли;
  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Слово "алгоритм" пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.

Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Алгоритм- описание последовательности (план), исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритмы реализованные на компьютере решают сложные задачи:

  • в медицине;
  • в производстве;
  • в сфере безопасности

Приведём пример алгоритма известного всем: моем руки перед едой

Свойства алгоритмов:

1. Дискретность – (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. (разжигание костра – пункты не поменять)

2. Детерминированность – (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. (варим кашу – соль по вкусу)

3. Массовость – это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи (измерение длины)

4. Результативность – во всех ситуациях должен быть получен результат (поход в магазин)

5. Конечность – определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения (открыть дверь ключом)

Формы представления алгоритмов:

  1. Словесная (устная);
  2. Графическая: рисунки, схемы, блок – схемы;
  3. Программа;
  4. Табличное

Домашнее задание.

  • Выучить определение алгоритма;
  • К каждому свойству алгоритма привести пример (иллюстрацию)

Список используемой литературы.

  1. Н.В. Макарова “Информатика и ИКТ”Учебник8-9класс. СПб.:Питер,2008г
  2. Информатика.8 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой. /Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД “Корафей”,- 2009