Урок зоологии по теме "Сегментированные животные. Дождевые черви". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


1. Актуализация знаний

1. Вспомните,  каких червей  вы знаете?  (Плоских, круглых)
2. Какой у них был внешний вид?
3. А каких ещё вы знаете червей? (Дождевые)
4. Вспомните их строение тела
5.  Да, их тело состоит из колец – сегментов, поэтому тема  нашего урока –   «Cегментированные животные. Кольчатые черви»

Запись  темы в тетрадях (слайд 1)
II. Изучение нового материала

– Давайте подумаем,  почему дождевых червей так называют? (Выползают на поверхность во время дождя)
– Но только ли после дождя мы можем их встретить?
– Рассмотрите  слайд, какую информацию с этой картинке мы можем получить?  (Выползают ночью, когда почва становится более влажной).

– Ночью люди не видят на почве червей, поэтому их назвали дождевые, а не ночные. Ночью и под утро почва становится более влажной и поэтому черви также выползают на поверхность, что бы подышать
– Давайте вспомним, как некоторые из вас в детстве пытались провести «опыты» с червями.
– Легко или трудно вытянуть из земли уползающего туда дождевого червя? (Ответы учащихся)  Почему? (Покрыто слизью)
– Для чего нужна слизь? (С помощью слизи червям передвигаться легче, и в слизи происходит растворения кислорода воздуха, для того, чтобы дышать всей поверхностью)
– А только ли слизь мешает нам удержать уползающего червя?
– Да, действительно,  тело червей напоминает гармошку  и образованно мышцами, поэтому их трудно удержать можно рассмотреть два типа мышц.
– Представьте, что произойдет с телом дождевого червя, если сократятся кольцевые мышцы? (Разные гипотезы)
– Давайте  предположим, что удлиненный шарик – это дождевой червь, и обхватим его рукой зажимая, что произойдет в этом месте? (Стало тоньше) – А что стало с размерами тела? (Удлинилось)
– Поэтому при сокращение кольцевых мышц, что произойдет? (Станет тоньше и длиннее)
– А если сократятся  продольные мышцы? (Можно показать на примере своих рук, предположив, что руки – продольные мышцы: согнуть руки в локтях, расставив их горизонтально,  кисти наложить друг на друга, затем, двигать их таким образом, чтобы кисти доходили до локтей)

––––––>
      <––––––

(Станут короче и толще)
– Какой можно сделать вывод? (Тело червя имеет кольцевые мышцы, которые позволяют червю удлиняться и продольные мышцы, которые позволяют становиться короче, т. Образом черви передвигаются благодаря попеременному сокращению разных мышц)

 

 

Слайд 2

– Давайте рассмотрим, где располагаются эти мышцы?
– Схематично отобразите рисунок у себя в тетрадях, записав: Внутреннее строение червя.

Слайд 3
– Волнообразное сокращение тела позволяет не только ползти по норке, но и раздвигать почву. Давайте посмотрим на слайд и выясним, зависит ли объем поверхности от сокращения мышц?  (Нет)

img4.jpg (15355 bytes)

Слайд 4
– Какую роль в формировании почвы играют дождевые черви?
– Какие типы почв вы знаете? (Торф, перегной, суглинок, глина, песок), как вы думаете в какой из почв больше  червей?
– Почему?
– Сейчас я вам раздам карточки с задачами, затем мы обсудим результаты
Задачи напечатаны на карточках
1 вариант:

Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 кв. м, в глинистых почвах – 225 особей, а в кислых почвах – 25 особей на 1 кв.м.

Решение:

5 соток = 500 кв.м.
Суглинистых и супесчаных почвах – 450 особей на 1 кв. м.
Глинистых почвах – 225 особей на 1 кв.м.
Кислых почвах – 25 особей на 1 кв.м.

1)  Количество червей в суглинистых и супесчаных почвах на 5-ти сотках.
500 кв.м. х 450(особей) = 225000 (особей)
2)  Количество червей в глинистых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 225 (особей) = 112500 (особей)
3)  Количество червей в кислых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 25 (особей) = 12500 (особей)
4)  Во сколько раз меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?
225000(особей):112500 (особей) = 2 (раза)
Ответ: в 2 раза меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.
5)  Во сколько раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?
225000 (особей):12500 (особей) = 18 (раз)
Ответ: в 18 раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.

2 вариант:

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500-800 на 1 кв.м.. Рассчитайте и запишите , сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 га почвы. На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей в образовании почвы.

Решение задач по вариантам.
1 вариант (мета предметные связи)
2 вариант (логическое мышление с использованием знаний)
– Поднимите руки, кто справился с задание 1 варианта? Второго? Разбираем суть  (слайд с решением 1 задачи  и 2 задачи) И даем еще 2 минуты для исправления недочетов.
– Сейчас я вам раздам листочки, на которых записан алгоритм самооценивания, заполните его. Эти результаты я запишу к себе в журнал, они мне понадобятся для выставления отметки.
Какой вывод можно сделать из этих задач

Вывод: количество червей зависит от структуры почвы и наличие в ней органических веществ, а также сезона года.

Раздать алгоритм самооценки.
– Выполните задание (с затруднением)
– Объясните, как можно провести опыт, доказывающий, что в почве обитает определенное количество дождевых червей.  И что необходимо сделать, чтобы количество червей на 1 кв.м. увеличилось?
– Не получается? Задание одно, а вариантов множество.
– Обсудите в парах – в чем затруднение? Каких знаний умений не хватает? (Диалог на осознания затруднения.)
– Используя алгоритм поставьте себе отметку и баллы за это задание

Алгоритм самооценивания  (задача и логическая задача)

  1. Какое было задание? (Вспомнить какая была цель)
  2. Удалось выполнить задание ? (Сравнить результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
  5. Какую себе поставишь отметку?
  6. Сколько бы ты поставил себе баллов по 10-балльной системе.

1 задача
(максимум – 10 баллов)

2 задача
(максимум – 10 баллов)

Работа с текстом
(максимум – 5 баллов)

Кол-во баллов за урок

Отметка за урок

балл

отметка

балл

отметка

балл

отметка

   
               

– Но только ли с помощью сокращения мышц передвигаются черви? (___________)
– Давайте прочитаем текст на стр. 87-89  (3 мин.) и  попробуем ответить более правильно на мой вопрос и вопросы , предложенные к тексту.

Проблема
Работа с текстом учебника
Текст по учебнику:

Разделение «труда» – магистральный путь эволюции
Полость тела круглых червей служит для опоры и транспорта. Сила мышц и движений зависит от того, насколько надежна опора. Но если гидроскелет мало изгибается при работе мышц, то полостная жидкость плохо выполняет транспортные функции. Если клетки не получают достаточного питания и кислорода, то тело не может достигать крупных размеров. Гидроскелет ограничен нерастяжимый кутикулой и приспособлен к росту не больше , чем футбольный мяч: у молодого организма он «недокачен», а у взрослого сковывает рост. Подобные противоречия в ходе эволюции решаются путем разделения функций: у простейших – между органеллами, у многоклеточных – между органами и системами органов.Новый, прогрессивный путь решения этих проблем мы встречаем в типе кольчатых червей, или кольчецов, – многочисленных морских обитателей и, вероятно, древнейших многоклеточных животных суши. Их прямой потомок – всем известный дождевой червь.
Почему кольчатых червей называют кольчатыми?
Кольцевые перетяжки делят тело дождевого червя на множество члеников-сегментов. Сегментация свойственна всем кольчатым червям. Сегменты похожи друг на друга не только внешне, но и по внутреннему строению: каждый из них имеет все органы жизнеобеспечения в полном наборе. Сходные органы образуют системы органов тела. Сегменты формируются последовательно, один за другим. Это решило проблему роста червя. Пока одни членики обеспечивают полноценную жизнь организма, другие – задние растут и развиваются за счет «старших»
У  каждого сегмента – свой гидроскелет
У круглых червей внутренние органы расположены в полости тела и омываются полостной жидкостью. У кольчатых червей внутри этой первичной полости образовалась другая, вторичная полость с собственными эластичными стенками из клеток мезодермы. Её можно сравнить с подушками безопасности, по паре в каждом членике тела. Они «раздулись» , заполнили пространство между органами и поддерживают их. Теперь каждый сегмент получил свою собственную опору мешков вторичной полости, наполненных жидкостью, а первичная полость эту функцию утратила. Мощные продольные и кольцевые мышцы меняют форму каждого членика отдельно. Дождевой червь попеременно то сжимает и удлиняет их, то расширяет и укорачивает. Морские кольчецы используют гидроскелет иначе. Выросты по бокам каждого сегмента их тела образовали примитивные парные конечности – параподии. С помощью мышц, прикрепленных к стенкам вторичной полости, параподии выполняют гребные движения. Движение конечностей в сочетании с изгибами тела позволяет хорошо плавать. У  дождевых червей и их родичей в связи с жизнью в почве от параподий остались лишь короткие щетинки. Этими зацепками, ощетиненными назад, червь упирается в стенки норки и с силой проталкиваются вперед.

Ответьте письменно на вопросы:

1 вариант

  1. Кто такие Кольчатые черви?
  2. Что такое Сегменты?
  3. Что такое Система органов?
  4. сформулируйте определение Вторичная полость  (целом)
  5. Что такое параподии?
  6. перечислите функции параподии.

2 вариант

Заполните пропуски в тексте.

Группу органов, выполняющих__________________ функцию, называют_______________    __________________
Способность организма ___________________утраченные части тела называют______________________
Тело кольчатого червя состоит из ___________________, по бокам тела имеются______________________, играющие роль_________________________________________. Тело кольчатых червей покрыто _______________________. Кожа и слой мышц образуют _______________________________
___________________________. Вторичная полость тела кольчатых червей заполнена ________________

Обмен тетрадями и проверка правильности выполнения задания. Выставление отметки и аргументация. (Вопросы по самоанализу)

Алгоритм самооценивания  (по работе с текстом)

  1. Какое было задание? (Вспомнить какая была цель)
  2. Удалось выполнить задание ? (Сравнить результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки. Сразу нашли информацию или нет?)
  4. Какую себе поставишь отметку?
  5. Сколько бы ты поставил себе баллов по 5-балльной системе.
 
III. Подведение итогов

– Сегодня мы оценивали свои знания самостоятельно , используя критерии по самооценке, посмотрите сколько баллов вы набрали, если Вы набрали 25-24баллов,   то вы получили 5, если 23-18, то вы получили 4, если 17-15, то отметка – 3, Собрать таблички с результатами.

Обобщение материала

Используя кроссворд, посмотрите, как вы запомнили материал, который мы сегодня разбирали.

Вопросы к кроссворду

  1. Как дышат черви? (Поверхность)
  2. Кем по способу размножения является дождевой червь? (Гермафродит)
  3. Как называются мышцы, которые удлиняют тело дождевого червя? (Кольцевые)
  4. Самый тонкий сосуд (Капилляр)
  5. Восстановление недостающих частей тела. (Регенерация)
  6. Как называются членики дождевого червя? (Сегменты)
  7. С помощью чего ориентируется дождевой червь? (Обоняния)
  8. Дождевые черви улучшают структуру почвы и приводят к её … (плодородию)
  9. Как называются небольшие образования по краям тела  дождевого червя?  (Щетинки)
 

 

 

 

2-3 минуты для заполнения кроссворда (слайд 7)

 

Ответы – слайды 8-16
В конце урока включить слайд 9

Литература:

1.  В.М. Константинов «Экологические основы природопользования» Издательство Асадема. Москва. 2001 г.
2.  В.М. Лиходет «Экология». Издательство Феникс. Ростов-на-Дону. 2006 г.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология: от амебы до человека. 7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2012-320с.,ил. (Образовательная система «Школа 2100»

Слайд 9