Дистанционный курс "Учение о высшей нервной деятельности и психика"

Разделы: Биология

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: нервная система, психика, нервная деятельность


Краткая аннотация дистанционного курса:

Данный курс предназначен для изучения высшей нервной деятельности человека. Поможет раскрыть физиологические основы и основные свойства особенностей высшей нервной деятельности. Оценить свои возможности, внимание, память, изучит свои биоритмы. Познакомиться с упражнениями по развитию воли, воображения. Осознать разницу между осознанными и интуитивными решениями. Установить роль практики в установлении истины.

Цель дистанционного курса: Раскрыть сферы приложения наук о высшей нервной деятельности и психологии

Задачи дистанционного курса:

  • Изучить особенности высшей нервной деятельности и человека.
  • Раскрыть роль русских ученых в развитии учении о высшей нервной деятельности, раскрыть природу биоритмов, сна и сновидений, показать значение речи в развитии высших психических функций.
  • Способствовать формированию здорового образа жизни и бережного отношения к своему организму.

Целевая группа:обучающиеся 8-11 класс и все желающие от 14 лет.

В результате обучения на курсе: ЗУНКИ, приобретаемые участниками в ходе обучения на ДК:

  • знать о природе внешнего и внутреннего торможения,
  • научаться сопоставлять доминанты и законы возбуждения-торможения,
  • расширить знания о ритмах в природе и биоритмах, знать основные виды ритмов и внешние или внутренние их причины,
  • раскрыть физиологическую основу сна и его значение для сохранения здоровья,
  • узнают о филогенетической обусловленности врожденных и приобретенных программ поведения,
  • узнают о разнице в использовании звуковых сигналов животными и человеческой речью
  • определят значение речи в формировании основных познавательных процессов,
  • узнают о разнице между сознательными или интуитивными решениями,
  • научиться определять объем внимания,
  • выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью, изучат основные их свойства,
  • сравнивать субъективное восприятие времени с объективным его течением,
  • оценят собственные психические функции с помощью практических работ,
  • систематизируют знания о высшей нервной деятельности.

Продолжительность дистанционного курса: 11 недель.

Программа дистанционного курса 

Название дистанционного курса
Модуль Содержание Продолжительность
Модуль 1
«Введение в курс Высшая нервной деятельности и психика»
1. Что такое нервная деятельность?
2. Все начинается с рефлексов.
– рефлекторная дуга
– рефлекторный принцип работы нервной ситемы.
3. Глоссарий
4. Дополнительный материал
– рекомендуемая литература для учащихся

Практическое задание.
1. Входная анкета.
2. Самопрезентация.
3. Выбор темы будущего проекта.
4. Практическая работа №1 «Объем внимания»
Рассуждение «Что я жду от этого учебного курса»
1 неделя (первая неделя)
Модуль 2
«Учение о высшей нервной деятельности»
1. Вклад отечественных ученых в развитие учения о высшей нервной деятельности.
– И.М.Сеченов
– А.А.Ухтомский
– И.П. Павлов
1. Практическое задание.
Практическая работа №2 «Внимание и работоспособность»
Рассуждение. «Выскажите ваше обоснованное мнение: чем отличается человек от животного?»
1 неделя (2 неделя)
Модуль 3
«Врожденная и приобретенная программы поведения»
1. Поведение человека и его формы.
2. Этология – наука о поведении.
Практическое задание.
1. Практическая работа №3 «Объем восприятия»
2. Заполните таблицу: Врожденные формы поведения
Рассуждение. «Почему животные выросшие среди людей, не могут жить среди сородичей?»
1 неделя (3 неделя)
Модуль 4
«Торможение, его виды и значение»
1. Возбуждение и торможение – взаимосвязанные процессы.
2. Безусловное торможение и его влияние на поведение человека.
3. Условное торможение. Угасание условных рефлексов.
4. Заболевания нервной системы человека.
Практическое задание.
1. Практическая работа №4 «Влияние позы на результат деятельности»
2. Тест
Рассуждение. «Почему хорошо что-то забывать?»
1 неделя (4 неделя)
Модуль 5
«Биоритмы и биоритмология»
1. Хронобиология – наука о ритмах.
2. Виды ритмов и их значение в жизни организма.
Практическое задание.
1. Практическая работа №5 «Определение хронобиологического типа. Определение длительности индивидуальной минуты»
2. Тест
Рассуждение. «Согласны ли вы с высказывание В.И. Вернадского: «Связь Земли и Солнечной системы проявляется на каждом шагу?»
1 неделя (5 неделя)
Модуль 6
«Сон и сновидение. Гигиена сна»
1. Физиологическая сущность сна и его значение.
2. Сновидения и их причина.
3. Гипноз и самогипноз
4. Гигиена сна – режим сна и бодрствования.
Практическое задание.
1. Практическая работа №6 «Восприятие времени»
2. Заполните таблицу» Сопоставление медленного и быстрого сна»
3. Тест
Рассуждение. «Можно ли заказать сновидение?»
1 неделя (6 неделя)
Модуль 7
«Познавательные процессы. Речь и сознание»
1. Речь – средство общения.
2. Сознательная деятельность и интуиция.
3. Роль речи в запоминании, хранении и воспроизведении информации.
Практическое задание.
1. Практическая работа №7 «Смысловая память»
Рассуждение. «Словом можно убедить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» Что имел ввиду поэт?
1 неделя (7 неделя)
Модуль 8
«Познавательные процессы. Память и внимание»
1. Память и ее виды.
2. Рассудочная деятельность – высшая форма приспособления к условиям среды.
3. Воображение.
Практическое задание.
1. Практическая работа №8 «Объем памяти при механическом и логическом запоминании»
Рассуждение. «Проанализируйте текст. «Опыты И.П. Павлова в Колтушах». Как бы поступили вы? Как бы по вашему мнению поступила обезьяна? Что такое отвлеченное мышление? Характерно ли оно для животных или только для человека?
1 неделя (8 неделя)
Модуль 9
«Типы нервной деятельности»
1. Темперамент и его классификация.
2. Типы нервной системы и их характерные признаки.
3. Соотношения характера и темперамента
4. Воля – способность человека преодолевать трудности.
Практическое задание.
1. Практическая работа №9 «Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой»
Рассуждение. «Посеешь поступок – пожнешь характер»
1 неделя (9 неделя)
Модуль 9
«Итоговый проект»
Итоговый проект по окончанию курса. 1 неделя (10 неделя)
Модуль 10
«Подведение итогов»
1. Подведение итогов курса.
2. Диагностическая работа (тестирование)
3. Итоговая анкета.
1 неделя (11 неделя)

В приложении имеется примерный импут к модулю 8.