Исследовательская деятельность младших школьников как средство интеллектуально-творческого развития

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Особенностью учебного процесса начальной школы, которая сегодня ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности, является максимальное сближение учебно-познавательной деятельности учащихся с исследовательской работой. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение младших школьников к такой деятельности осуществляется, как правило, в ходе внеурочной деятельности. К сожалению, у большинства учащихся 1–4 классов не сформированы необходимые умения для проведения самостоятельной творческой работы. В результате возникает необходимость в специальной работе по данной проблеме. Для этого нужно решить следующие задачи:

Дать детям первичные знания и представления о научно – исследовательской работе. Раскрыть первоначальные термины и понятия исследовательской деятельности.

Познакомить с методами исследования, различными формами изложения полученных результатов.

Выработать первичные умения по работе с исследуемым историческим материалом. Формировать умение обрабатывать собранный материал.

Прививать детям интерес к отечественной истории и культуре.

В сотрудничестве с педагогом – психологом необходимо изучить уровень познавательной активности учащихся, выявить интересы и склонности.

Известно, что любая исследовательская деятельность не обходится без работы с источниками, без их конспектирования и написания рефератов. У младших школьников такой вид деятельности вызывает затруднения. С целью развития у учащихся навыка реферирования можно записывать тот или иной материал в виде составления ответов на специальные вопросы, указывающие на существенные компоненты содержания. Например, работая над темой «Наши предки – славяне» школьники отвечали на вопросы:

– Кто такие предки?

– Из каких источников мы узнаём о жизни славян?

– С чем было связано название славянских племён?

– Где расселялись славянские народы?

– Каково происхождение слов «русские» и «Русь»?

– Что означает понятие «славянская община»?

В результате были получены рефераты следующего содержания:

Узнать о жизни славян нам помогают следующие источники: предания (устный рассказ о том, что было); былины (песни – сказания нараспев; летописи с 11 века; записки иностранцев; находки археологов.

Название славянских племён тесно связывалось с местностью, где они расселялись.

Ильменские славяне озеро Ильмень
Поляне поля, степи
Древляне деревья
Вятичи основатель рода Вятко
Дреговичи «Дрягва» – болото

Интересен вопрос о происхождении слов «русские», «Русь». Существует несколько версий:

  1. Название народа и страны произошло от притока Днепра – Рось.
  2. Одно из древних племён называлось «Рось» или «Русь».
  3. Восточные славяне называли себя «русы», а страну – «Русь».

Славянские народы расселялись вблизи рек и в долинах озёр. В Москве поселения Вятичей и Кривечей обнаружены в Братееве, Черёмушках, Филях, Конькове, Царицине, Орехове. Здесь найдены их могилы – курганы. Это холмы высотой несколько метров полусферической формы. В лесах и парках Москвы, по берегам рек сохранились эти округлые холмы, возраст которых 700-900 лет.

Городища древних славян нашли около Коломенского, в Тушине и Кунцево. Свои укрепления они возводили на труднодоступных мысах при слиянии рек и обносили их частоколами, рвами, земляными валами. Природные богатства: пастбища, сенокосы, леса, реки они использовали сообща. Отсюда следует название «славянская община». Общиной (племенем) управлял князь при помощи дружины. Крестьяне – общинники занимались сельским хозяйством, а при необходимости участвовали и в военных действиях.

На начальном этапе обучения реферированию эффективно обсуждение со всеми учащимися одного – двух сообщений. Отмечаем положительные стороны, выполненной работы, даём рекомендации, как можно было сделать лучше. По мере возрастания самостоятельности учащихся количество ориентирующих вопросов может уменьшаться. Таким образом, дети изучают исторический материал и осваивают азы научно – исследовательской работы. Можно провести эксперимент по взаимному рецензированию работ. Критерии оценки можно с учениками обговорить заранее. Например: раскрытие темы, доступность материала, оригинальность.

Для качественного проведения исследовательской работы необходимо сформировать у младших школьников умение трансформировать полученные знания и осуществлять их перенос в новые ситуации. С целью формирования у учащихся указанных умений использую следующие учебно-исследовательские задания:

  • написание различных сказок, где героями будут земледельцы, охотники, люди, занимавшиеся собирательством (именно такие были основные занятия славян»), герои славянских мифов.
  • сочинение загадок различных типов;
  • составить вопросы по заданной теме для участников исследования;
  • выполнить подбор загадок, пословиц, поговорок на определённую тему.

Такие задания рассчитаны на различные уровни творческой, познавательной активности учащихся и присутствуют на всех заседаниях научного общества. Материалам для них являются энциклопедии, справочная литература, сборники произведений устного народного творчества. Учащимся предлагается проанализировать тексты сказок и выявить особенности. В результате исследования определяется, что во всех сказках очень похожее начало и заканчиваются они тоже одинаково. Такие знания понадобятся ученикам при написании своих сказок. Рассмотрим пример сказки: «Жили – были собиратели. Жизнь их была непростой. Очень часто они голодали и терпели бедствия от природных стихий. Однажды к ним явился бог Ярило. Конь у него богатырский – хвост до земли, грива по ветру развевается. Много земель он объехал за один день. Согрел Ярило людей весенним солнцем. Подарил им соху из кленового дерева. Научились люди пахать землю. Стали они жить – поживать, да горя не знать.»

Задание сочинить загадку является хорошим пропедевтическим упражнением для развития умения давать определения понятиям. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Рассмотрим несколько примеров загадок – определений.

Отцвёл жёлтенький цветок,
Остался беленький пушок. (Одуванчик)

Стоят в поле сестрички;
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

При такой работе развивается продуктивность, оригинальность, гибкость мышления. Можно сочинять загадки аналогичные тем, что изучались ранее, можно придумывать и совсем новые. У учащихся формируются знания о том, что цель загадки поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать. В загадке используются образные слова и словосочетания.

Метафора – употребление слова в переносном значении . Например: Под крышей белый гвоздь растёт. Сосулька сравнивается с гвоздём

Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например: Без ног, а ходят. (Часы)

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое донце (Подсолнух).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Кругла, как шар, красна, как кровь. (Свёкла).

Загадка может основываться на перечислении признаков предмета или явления. (Величина, цвет, вкус, движение, назначение.) В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь.)

Практически все загадки представляют собой попытку дать определение тому или иному понятию и являются важным средством развития этого умения у детей.

Задания по подбору пословиц и поговорок на заданные темы развивают умения классифицировать, анализировать. Учащиеся отобрали следующий материал.

О Родине:

Родина – мать, умей за неё постоять. Соловей на чужбине не поёт.
Тот герой, кто за Родину стоит горой. На Родине и чёрствый хлеб сладок.

О языке и речи:

По речи узнают человека. Красно поле пшеном, а беседа умом.
Умную речь хорошо и слушать. Меньше говори , да больше делай.
Хорошее слово – половина дела. От одного слова – да век ссора.

О труде:

Одна пчела немного мёда натаскает. Спящий кот мышь не поймает.
Легко чужими руками жар загребать Готовь сани летом, а телегу зимой.

В последствии материалы, подобранные на заданные темы, можно использовать при проведении заседаний научного общества, внеклассных мероприятий, оформлении газет.

Младшие школьники охотно включаются в игровую деятельность. Для проведения игры «Ты мне, я тебе» участникам необходимо выполнить задание: по определённой теме составить вопросы. Участвуют две команды. Правила игры предполагают не только задать вопрос, но и дополнить ответ. За каждый правильный ответ и дополнение участники получают балл. По теме «Славянская азбука» были подготовлены следующие вопросы:

– Кто изобрел славянский алфавит?

– Почему Кирилл и Мефодий знали славянский язык?

– В каком году произошло это событие?

– Какая первая книга была переписана при помощи славянской азбуки?

– После какого события письменность появилась на Руси?

– Кто в это время был князем?

– Почему русская азбука получила такое название?

Выполнение учащимися всех перечисленных учебно-исследовательских заданий способствует накоплению у них определённого опыта исследовательской деятельности, что проявляется в дальнейшем при подготовке сообщений, рефератов и выполнении творческих заданий.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников даёт вполне конкретные результаты, а именно:

1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменился уровень мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую информацию;

3) увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально – нравственному развитию младших школьников;

4) активнее проявляются познавательные интересы учащихся, стремление к самостоятельной работе во внеурочной и урочной деятельности.

Анализ особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. У детей происходит формирование качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.