Урок внеклассного чтения «Устное народное творчество». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: обобщить знания учащихся по теме “Устное народное творчество”.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
  • познакомить с традицией устройства ярмарок на Руси;
  • совершенствовать читательские умения и навыки выразительного чтения;

Коррекционные:

  • развивать основные мыслительные операции, связную речь учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к истории русского народа, ее традициям и культуре, к труду людей.

Ход урока

I. Организационный момент; приветствие гостей:

Учащиеся выходят под музыку (проигрыш мелодии, слайд 3).

Здравствуйте, господа,
Что пожаловали сюда!
Заходи, честной народ,
Ярмарка к себе зовет!

II. Вступление (стихотворение И.Токмаковой “Ярмарка” читает учащийся, одетый в костюм скомороха):

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!

- Ребята, куда мы попали? (На ярмарку). Что такое ярмарка? (Ответы детей).

- Ярмарка большой торг с увеселениями и развлечениями. (Слайд №4).

Здесь народ мог продать или обменять свой товар. Обычно ярмарку устраивали на центральной (главной) площади населенного пункта.

- На Руси многолюдная, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, в балаганах выступали артисты. Купцы приезжали из разных городов на ярмарку, продавали свои товары. Чтобы людей заманить, заклички придумывали. А народ со всей округи приезжал. В красивых праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было?!

Выставка детских работ (выступают дети – зазывалы):

Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад,-
Забирайте на расхват!
Небольшой расход,
Подходи честной народ!

Подходи, налетай!
Мои куклы покупай!
Куклы не простые -
Смешные, озорные!
Лошадки, погремушки –
Разные игрушки!

- Зазывалы старались вовсю! Дети особенно любили ярмарку, для них это был настоящий праздник!

Ш. Объявление темы урока:

- Сегодня у нас обобщающий урок-праздник по теме “Устное народное творчество”! (Слайд №5).

IV. Актуализация знаний учащихся:

- Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость).

- Почему называется устное?

- Почему народное?

- Почему творчество?

- Что сейчас делали зазывалы? (Выкрикивали заклички – стихотворные обращения к людям). Являются заклички жанром устного народного творчества? Почему? (Слайд №6).

V. О пословицах и поговорках:

- Пойдем на товары посмотрим! Какая красота! Глаза прямо разбегаются!

- Что обозначает это выражение? А еще говорил вот так! (Слайд №7).

  • Кто любит труд – того люди чтут!
  • Кто не работает – тот не ест!
  • Умелые руки не знают скуки!

- Что прочитали? (Пословицы). Они обобщают жизненные наблюдения и опыт народа. Являются жанром устного народного творчества?

VI. Физминутка.

- Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной.

Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость.

VII. Выставка книг “Русские народные сказки”:

- Какой был русский народ? (Мудрый, умный). Что вы должны делать, чтобы быть умными? (Ответы детей).

- А на ярмарке и книги продают. Смотрите, кто это? (Выступает учащийся – зазывала):

Эй, девчонки и мальчишки!
Посмотрите что за книжки!
Налетай, покупай,
Интересное узнай!

- Какие книги вы приобрели?

(У учащихся на партах книги из серии “Русские народные сказки”. По одному дети выходят к доске, говорят название книги и ставят ее на выставку).

- Какие книги на нашей выставке? (Русские народные сказки). Можно их отнести к жанру устного народного творчества? Почему? (Сказка – вымышленная история с чудесами, в которой добро побеждает зло).

- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных. Авторские и народные. (Слайд №8).

- Почему так говорят: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!” (Слайд №9).

- Чему учат сказки? За что их так любят и дети, и взрослые?

VIII. Игра “Поиграем в сказку, угадаем сказку!” (Слайд №10).

(Дети читают загадки):

1.

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке!

2.

А дорога далека, и корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть пирожок!

3.

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то!

4.

По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!

IX. Физминутка.

- Пока взрослые торг вели да товары покупали, дети собирались гурьбой и затевали игры подвижные, водили хороводы, считалки придумывали!

Что такое считалка? (Короткие рифмованные стихи для определения ведущего или распределения ролей в игре). Относится она к жанру устного народного творчества? Почему? Какие вы знаете считалки? (Ответы детей. Например: Мы решили поиграть. Так кому же начинать? 1-2-3- начинаешь ты! Учащийся, которому выпало водить, встает в центр круга, он показывает движения, остальные повторяют. (Слайд 11)

-Что вы сейчас услышали? (Русскую народную песню и.т.д.)

X. Потешки.

- А какую песню вы разучиваете с воспитателем?

- А что такое потешки, вы знаете?

Потешки – шуточные, веселые, забавные короткие истории в стихах.

(Слайд № 12) (Дети читают потешки).

- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.

- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!

- Какими оказались собака и охотник?

- Веселые истории приключились с их героями?

XI. Загадки

- Посмотрим, что находится на ярмарке здесь. (Выходит зазывала):

Я здесь стою, свой товар продаю
За загадки, шутки и прибаутки!

- Какие еще жанры устного народного творчества назвал зазывала? (Загадки, шутки и прибаутки).

Загадки – проверяют сообразительность человека. (Слайд №13-14).

1.

Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)

2.

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)

3.

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

4.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)

5.

Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)

6.

Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)

- О ком все загадки?

- На какие группы можно разделить этих животных?

XIII. Итог урока:

- Где сегодня побывали?

- О чем вспоминали на уроке?

- Какие жанры устного народного творчества знаем? (Слайд №15).

XIV. Оценивание учащихся:

- Вы сегодня все замечательно потрудились, были настоящими зазывалами.

- Посмотрите, сколько гостей пришло, благодаря вам, на нашу ярмарку!