Программа по экологическому воспитанию учащихся "Экология в школе"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


I. Пояснительная записка

  • Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Программа по экологическому воспитанию учащихся “Экология в школе” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.

  • Принципы организации экологического воспитания школьников:
  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
  • Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
  1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
  2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
  3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
  6. Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.
  • Экологические проекты, вошедшие в программу:
  1. Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций);
  2. Проект “Цветочный калейдоскоп” (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
  3. Проект “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка).
  • Формы работы:
  • Беседы;
  • Конкурсные программы;
  • Познавательные и интеллектуальные игры;
  • Экологические акции:
  • Экологические проекты;
  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
  • Викторины;
  • Экскурсии;
  • Мастер-клссы;
  • и т.п.
  • Сроки реализации программы: Декабрь 2012 – декабрь 2014 года.
  • Модули программы:

2013 год

  • Зима: “Красная книга – сигнал опасности”
  • Весна: “Природа как единое целое”
  • Лето: “Планета Земля – наш общий дом”
  • Осень: “Природа в наших ощущениях”

2014 год

  • Зима: “Животные в природе нашего края”.
  • Весна: “Птицы наших лесов”
  • Лето: “Природа и человек”
  • Осень: “Разнообразие растительного мира”.

II. Цели и задачи программы

Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы

3.1. Этапы реализации программы:

I этап: Подготовительный и организационный этапы.

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
  2. Формулировка экологической проблемы.
  3. Определение целей и задач экологической проблемы,
  4. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
  6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
  7. Организационные работы по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);
  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
  12. Подведение итогов I этапа программы.

II этап: Практический этап.

  • Содержание программы

2013 год

Зима: “Красная книга – сигнал опасности”

Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Кировской области и Орловского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.

Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций, подготовительный этап).

Весна: “Природа как единое целое”

Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): подготовительный и основной этапы.

Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.

Лето: “Планета Земля – наш общий дом”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).

Работа экологического и трудового лагерей.

Осень: “Природа в наших ощущениях”

Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

2014 год

Зима: “Животные в природе нашего края”.

Знакомство с животным миром Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране животного мира.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Весна: “Птицы наших лесов”

Знакомство с птицами Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране птиц.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Лето: “Природа и человек”

Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” и “Остров детства” (городской детский парк): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).

Работа экологического и трудового лагерей.

Осень: “Разнообразие растительного мира”

Знакомство с растениями Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране растений.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): обобщающий и информационно-просветительский этапы).

III этап: Обобщающий этап.

  1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
  2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
  3. Оформление результатов.

IV этап: Информационно-просветительский этап.

Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.

  • Календарно-тематический план мероприятий

Приложение 1.

IV. Критерии эффективности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности

Кто будет оценивать

Критерии эффективности оценки

Анкетирование Администрация школы Положительная динамика
Проведение рефлексии Ответственные за проведение мероприятий Понравилось или нет мероприятие
Качественные результаты Администрация школы Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников
Количественные результаты Администрация школы Объем выполненных работ

V. Ожидаемый результат

  1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
  3. Развитие организаторских способностей учащихся.
  4. Благоустройство, озеленение школьной и городской территорий.
  5. Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
  6. Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.

Литература

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
  5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
  6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
  9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
  10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
  11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
  12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
  13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
  14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
  15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
  16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
  17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
  18. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.