Урок природоведения по теме "Планеты-гиганты". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Курс «Природоведение», раздел 1. «Вселенная», 5-й урок (из расчета 34 часа, 1 час в неделю), по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение».

Образовательные цели:

  • Продолжить у учащихся формирование представлений о планетах Солнечной системы;
  • Расширить знания о планетах – гигантах.

Воспитательная цель:

Уровни усвоения:

Представления Отношение Стратегия поведения
Расширить представления о продолжительности жизни человека Формировать позитивное отношение к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни Выработать стремление к использованию приемлемых  способов укрепления и сохранения здоровья

Развивающие цели:

  • Формирование навыков коммуникативного взаимодействия
  • Развитие умения сопоставления, сравнения и первичной обработки информации.

Методическое обеспечение: макеты планет Солнечной системы для каждого учащегося, таблица «Кто сколько живет», дополнительный материал «Долгожители нашей планеты», игра «Космическая охота», «Космический круиз»

Содержание урока

Методы изучения

Вводная часть

Актуализация знаний учащихся о строении Солнечной системы; значении двигательной активности в жизни человека

Игра «Космическая охота».
На столе у каждого учащегося находится «Охотничий лист» с указанием тех планет, которые ему нужно найти. «Охотничьи листы» готовятся для стационарных пар учащихся, сидящих за одним столом по двум категориям: «Планеты – соседи Солнца» и «Планеты – гиганты и маленький Плутон». По классу в различных местах спрятаны макеты планет. Задание учащимся: в течение 2 минут найти с помощью своего «Охотничьего листа» все свои планеты, а затем со своим напарником составить макет Солнечной системы в соответствующем порядке расположения всех девяти планет.
После игры проводится обсуждение вопросов: Почему сегодняшний урок мы начали с активного движения? Зачем людям необходима двигательная активность? Нужно ли человеку активное движение постоянно?

Основная часть

Расширение знаний учащихся о планетах – гигантах, их особенностях; представлений о продолжительности жизни

После проведения «Космической охоты» учитель предлагает учащимся отправиться в космический круиз по планетам – гигантам.
Космический круиз «Парад планет»
Класс делится на шесть групп, участникам которых присваивается собственное имя жителя одной из изучаемых планет:
1 группа – Юпитериане;
2 группа – Сатурниане;
3 группа – Урниане;
4 группа – Нептуниане;
5 группа – Плутониане;
6 группа – Земляне.

Примечание

Для повышения занимательности и эффективности  данного этапа урока, а также рационального использования времени разделить учащихся на группы можно заранее, с сопутствующим заданием (подготовить свое планетное одеяние и придумать характерные особенности внешнего вида жителей своей планеты)
Каждая группа получает задание.

Задания для групп 1 – 5:

  • Используя материал учебника (стр. 22 – 25) и дополнительные материалы, приготовленные дома, изучите особенности  своей планеты.
  • Составьте краткую презентацию своей планеты космическим туристам.
  • Презентация обязательно должна включать: описание внешнего вида жителей, размеры планеты, расстояние от Солнца, продолжительность года, условия «жизни»

Задания для 6 группы (Земляне):

1. Используя материал учебника (стр. 25) найдите сравнение продолжительности года на планетах-гигантах с продолжительностью земного года.
2. Сопоставьте с таблицей «Кто сколько живет».
3. Выделите людей, которым на других планетах исполнился бы всего один год (например, вам всего по 11 – 12 лет, значит, на планете Юпитер вас считали бы годовалым ребенком, так как год на Юпитере равен 12 земным годам)
4.Используя материал «Долгожители нашей планеты» подготовьте краткий репортаж с Земли о том, кто такие долгожители и как им удается так долго жить.

Таблица «Кто сколько живет»

  Продолжительность года

Планета

Люди Земли, имеющие подобную продолжительность жизни
12 лет Юпитер

Учащиеся 5-6 класса

30 лет Сатурн Сергей Есенин (30 лет)
Михаил Юрьевич Лермонтов (27)
84 года Уран Жюль Верн (83)
Исаак Ньютон (84)
165 лет Нептун Долгожители, живущие более 100 лет
 

Дополнительный материал «Долгожители нашей планеты»

Понятие «продолжительность жизни» подразумевает количество лет, которое прожил человек. Для отслеживания продолжительности жизни человечества (населения в странах) применяется показатель средней продолжительности жизни. Так, средняя продолжительность жизни в нашей стране у мужчин составляет 54 года, у женщин – 60 лет; в мире у мужчин – 60 лет, у женщин – 73 года. А верхняя граница продолжительности жизни вот уже в течение многих лет, несмотря на все достижения современной медицины, составляет 110 – 120 лет.
Долгожителями на нашей планете считаются люди, прожившие более 100 лет. В нашей стране таких людей насчитывается около 500 тысяч. А самое большое количество долгожителей проживает на Северном Кавказе. Самой старой женщиной в мире считается некая француженка, прожившая 133 года.

  Не всем долгожителям удается до конца жизни сохранить свое здоровье и заниматься какой-либо деятельностью. Но есть знаменитые люди, которые до глубокой старости занимались умственным и интеллектуальным трудом и сохраняли свой ум и хорошую память. Например, писатель Бернард Шоу жил и работал до 97 лет, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой – до 80 лет, древнегреческий ученый Демокрит – более чем 100 лет.
Ученые уже давно занимаются изучением долгожителей по всему миру, но им так и не удалось обнаружить хоть какие-то общие закономерности долгожительства. Никаких общих особенностей ни в местности, где проживают долгожители, ни в их образе жизни, ни в генетике. Единственное, что объединяет этих людей, – это жизнь в гармонии с природой (они встают с рассветом и ложатся с заходом Солнца; подолгу не моются, либо моются без мыла; 70% долгожителей не употребляли алкоголя, а 80% не курили).

На подготовительную работу групп отводится 10 минут

Проведение космического круиза «Парад планет».

Под руководством учителя – гида «космические туристы» (ребята из класса, на данный момент времени не участвующие в презентации своей планеты) совершают космический круиз по имеющемуся путеводителю ( в соответствии с нумерацией групп)

Примечание

Для удобства проведения круиза столы в классе перед уроком группируются на 6 блоков, расположенных по кругу. При проведении игры учитель находится в центре круга и предоставляет слово группам для презентации своей планеты.
После выступления каждой группы Земляне кратко комментируют сравнительные данные по продолжительности года на представляемой планете и продолжительностью жизни некоторых  землян. Данные записываются на доске и обсуждаются возможные причины такой продолжительности жизни (при обсуждении некоторых известных людей прошлого возможно использование знаний об их жизни, произведениях и т. д. в качестве межпредметных взаимосвязей).
После презентации всех планет Земляне на правах хозяев «Парада …», принимающих гостей у себя после круиза, рассказывают о своих долгожителях.

Формирование позитивного отношения к различным способам укрепления здоровья для увеличения продолжительности жизни Учитель – гид дополняет, при необходимости, и комментирует сообщение землян о продолжительности жизни на Земле и ее долгожителях. После этого он предлагает «инопланетным существам» помочь землянам открыть некоторые секреты долгожительства. Для этого проводится «Аукцион идей» по вопросу «Как продлить свою жизнь и сохранить при этом свое здоровье?»
Все идеи, предложенные учащимися, записываются в заранее заготовленную таблицу «Долголетие и здоровье», оформленную на листе ватмана.
В ходе «Аукциона …» кратко обсуждаются некоторые предложенные способы и их приемлемость для каждого человека, исходя из собственной «Я – позиции».
(Возможные способы продления жизни, которые могут предложить учащиеся, отражены в таблице ниже)
 

Таблица «Долголетие и здоровье»

  Способы укрепления здоровья для продления жизни Использую всегда Использую иногда Не использую Не считаю это важным для меня
  • Двигательная активность
  • Правильное питание
  • Соблюдение режима сна
  • Соблюдение режима труда и отдыха
  • Активный отдых
  • Доброжелательные взаимоотношения с окружающими
  • Неупотребление ПАВ (табака, алкоголя, наркотиков)
  • Занятия спортом
  • Хобби, увлечения и т. д.
       

Заключительная часть

Выработка стремления использовать приемлемые способы укрепления и сохранения здоровья На основе результатов полученной таблицы проводится блиц-опрос учащихся о возможности применения тех или иных способов продления жизни в своей повседневной жизни. В таблицу заносится количество ответов по каждому способу в зависимости от степени его использования. Затем проводится рефлексивный анализ полученных результатов
Итог урока
Закрепление личной стратегии поведения Учитель – гид предлагает «инопланетным существам» (каждой группе) рекомендовать Землянам наиболее важный на их взгляд способ укрепления и сохранения здоровья, аргументировав свой выбор личной позицией по данному вопросу.
Домашнее задание
По предметному содержанию

По содержанию программы «Здоровье»

Повторить материал учебника на стр. 22 – 25. Рубрика «Подумайте» (стр. 26)

Обсудить с родителями и другими членами своей семьи степень и качество использования отдельных способов сохранения и укрепления здоровья, а также для увеличения продолжительности жизни.