Вечер-портрет "Некрасов и Костромской край": "Да, только здесь могу я быть поэтом!"

Разделы: Литература


Введение

Встреча с творчеством поэта- земляка Н.А. Некрасова на вечере “Да, только здесь могу я быть поэтом!” Некрасов и Костромской край” ставит целью раскрыть перед участниками связь писателя с Костромским краем, чтобы собравшиеся могли представить себе истоки творческого вдохновения поэта.

Автор пытается содействовать формированию целого комплекса критериев воспитанности. Наиболее ярко участниками могут проявиться следующие социальные роли: профессионально-трудовая, экономическая, коммуникативная, патриотическая, духовных потребностей, творческая, организаторская. Всем ходом вечера будут формироваться критерии учения, самообразования, познания, творчества.

Цель: раскрыть перед участниками вечера связь Н.А. Некрасова с Костромским краем, чтобы знать истоки творческого вдохновения народного поэта.

Задачи: Участники вечера проявляют свою эрудицию, познавательную и творческую активность, приобретают навыки организации культурного досуга.

Методы: сообщение-доклад, викторина, игра “Поле чудес”, инсценировка.

Место проведения: читальный зал библиотеки.

Время проведения: 60—70 минут.

Аудитория: студенты I-II курсов.

Оформление и оборудование.

1. Красочно оформленная книжная выставка на тему: “Да, только здесь могу я быть поэтом!” Некрасов и Костромской край”.

2. Атрибуты для игры “Поле чудес” по поэме “Коробейники”:

а) стол с игровым барабаном; б) табло (длинная доска с креплениями, на которых размещаются карточки с буквами); в) подарки - призы участникам игры;

г) таблица с перечнем призов и их “стоимостью”; д) две шкатулки.

Предметы для призов и подарков определяются в зависимости от наличия материальных средств.

3. Костюмы для инсценировки песни “Коробейники”, короб для коробейников и содержимое для него (ленты, отрезки ткани, платки, бусы и т.п.).

4. Аудиозапись песни “Коробейники”.

Подготовительная работа

1. Оформление красочного объявления.

2. Разработка программы и сценария вечера.

3. Разъяснительная работа среди студентов о том, как подготовиться к активному участию в вечере, что нужно прочитать.

4. Подготовка к игре “Поле чудес” по поэме “Коробейники”:

а) оформление и оборудование зала; б) подготовка ведущего игры; в) приобретение призов и подарков; г) подготовка танца — инсценировки песни “Коробейники”.

5. Репетиции с ведущими программы вечера.

6. Организация фотографирования.

Сценарий вечера

1. Вступительное слово ведущего.

Драгоценным достоянием русской национальной культуры является поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Жители Костромского края по праву могут считать его своим земляком, так многое в жизни поэта связано с нашим краем, здесь он находил вдохновение для создания многих известных произведений. На вечере и пойдет речь прежде всего о том, что именно связывало народного поэта с Костромской губернией, в каких произведениях отражена эта связь.

(Далее ведущий знакомит присутствующих с программой вечера, обращает внимание на необходимость быть внимательными при прослушивании сообщения на тему “Некрасов и Костромской край”, так как в предстоящей далее викторине будут вопросы по материалу сообщения).

2. Сообщение о личности Некрасова, о его связи с Костромским краем.

Два участника вечера, сменяя друг друга, делают сообщение о личности Некрасова, о его связи с Костромским краем. (Хорошо, если выступающими будут юноша и девушка).

Текст сообщения

За лесами, за болотами
Костромской брусничный край.
Ходит талыми просторами
Добрый дедушка Мазай...
Дни дождливые, ненастные
Истощенная земля.
Здесь исхожены Некрасовым
Все болота и поля.

А. Часовников. По Некрасовским местам.

“Опять она, родная сторона
С ее зеленым, благодатным летом
И вновь душа поэзией полна....
“Да, только здесь могу я быть поэтом”

- так писал Н.А. Некрасов в одном из стихотворений в 1864 году.

Родная сторона для Некрасова - это леса и луга, деревни и села смежных губерний: Ярославской, Владимирской, Костромской. Это круг его летней охоты с друзьями - крестьянами, которые давали постоянную “пищу” его творчеству.

Некоторые стихотворения и поэмы Некрасова почти документальны. В основе их лежат реальные случаи, ставшие известными поэту от крестьян.

Описание конкретных мест удаются поэту чуть ли не с фотографической точностью. В Костромской низине Некрасов не только стрелял уток, но и “брал на карандаш” все, что видел и слышал от своих друзей.

Так, во вступлении к поэме “Коробейники” поэт обращается к своему другу-приятелю Гавриле Яковлевичу из деревни Шоды как к первому ценителю своего произведения.

Прототипом главной героини “Коробейников” Катеринушки Некрасов сделал жену Захарова Марианну Родионовну.

История же с коробейниками была такова: Гаврила Яковлевич на охоте рассказал Некрасову об убийстве двух коробейников. Позднее внучатый племянник Некрасова Николай Константинович Некрасов записал об этом со слов сына Ивана Гавриловича Захарова: “Охотничек, которому попали под заряд “бекасы”, был Давыд Петров из деревни Сухоруковой. Он встретил в совей деревне двух коробейников …” и до слов “.... Лесник - убийца остался безнаказанным”/ в кн. Н.К. Некрасова “По их следам, по их дорогам” с. 191–192.

Полностью на Костромском материале написано стихотворение “Дедушка Мазай и зайцы”, которое поэт посвятил русским детям.

Лишь закрою чуточку глаза я,
Коль мечта потребует того,
Видится мне книжка про Мазая,
Добрый спутник детства моего.

С какой любовью описывал Некрасов своего друга Мазая и его деревню:

“Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах.
(Всю эту местность вода поднимает,
Так что весною деревня всплывает (словно Венеция).
Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему - скука!
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.

Многие уголки Костромской земли запечатлел Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: Буй - городок, Корежина, Унжа, Босово и др.

Если вы будете в Костроме, то подойдите к дому № 1 на проспекте Мира, где в бытность поэта была гостиница. Здесь останавливался Некрасов, приезжая в Кострому.

А в беседке Островского он любил отдыхать. Побывайте там и вспомните Н.А. Некрасова, мысленно поклонитесь одному  из выдающихся русских поэтов, славе нашего края.

3. Викторина.

Цель проведения викторины - определение участников игры “Поле чудес”: 9 человек, правильно ответившие на вопросы викторины, объединяются по З человека (первая, вторая и третья тройки) для участия в игре. Если по результатам викторины не набирается нужное количество игроков, то недостающих игроков можно пригласить из числа присутствующих в зале студентов.

Вопросы для викторины составлены по произведениям Некрасова, связанным с жизнью Костромского края.

Вопросы викторины

1. В каком стихотворении Некрасов описал действительное происшествие с тройкой лошадей на тракте между ст. Дровинки и д. Антипино? (“Генерал Топтыгин”)

2. Какой “подарочек” дарит Некрасов своему другу-охотнику костромскому крестьянину Гавриле Яковлевичу? (поэму “Коробейники”).

3. Как звали коробейников? (Ванька и Тихоныч)

4. Из какого произведения, написанного на Костромском материале, эти строки:

За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:

“Не попадайтесь зимой” (“Дедушка Мазай и зайцы”).

5. С каким итальянским городом сравнивает поэт деревню деда Мазая? (Венеция).

6. Что стало с низменным краем деда Мазая в связи со строительство Горьковской ГЭС? (Затопило водой).

7. Где сейчас находятся уникальные строения: бани на сваях и церковь из с. Спас-Вежи?

(С 1956–1957 гг. на территории Ипатьевского монастыря в Костроме).

8. На какой реке, протекающей по территории Костромской губернии, держал мельницу Ермил, герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”? (На реке Унжа).

9.Как Некрасов образно называет край упорных тружеников - земледельцев по названию реальной реки в Буйском уезде? (Корежина).

10. В каком произведении упоминается Буй - город? (Поэма “Кому на Руси жить хорошо”).

11. Как звали: губернаторшу в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? (Елена Александровна) помещика Оболта-Оболдуева из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”? (Гаврила Афанасьевич, 60 лет) братьев Губиных из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”? (Иван и Митродор)

12. Какое отчество имел Иван Сусанин? ( Осипович)

13. Собирательный образ крестьянина- труженика из деревни Босово (поэма “Кому на Руси жить хорошо”) – это…? (Яким Нагой. Ныне деревня Босово находится немного ниже села Некрасовское, на правом берегу Волги).

14. Добавить последнее слово:

Стоит из меди кованый
Точь-в-точь Савелий-дедушка,
Мужик на площади.

- Чей памятник? -… (Сусанина. Был поставлен в Костроме в 1851 году.

Автор Демут-Малиновский. Современный памятник построен в 1967 году. Скульптор Никита Лавинский).

4. Игра “Поле чудес”.

Ведущий объявляет, что основной частью программы вечера является игра “Поле чудес”. “Поле чудес” проводится по поэме “Коробейники”, самому “костромскому” произведению Некрасова.

Звучит задорная мелодия песни, и зале появляется юноша, одетый коробейником Иваном, и его невеста Катя, девушка в русском сарафане. Они исполняют танец с элементами пантомимы по содержанию песни.

Итак, к барабану приглашается первая тройка игроков. Пока крутится барабан, звучит мелодия “Коробейников”.

Вопрос для первой тройки.

Коробейник Иван, уходя торговать по деревням и селам, назвал невесте Кате срок своего возвращения. Это был один из праздников церковного календаря.

Что же это за праздник? (Покров).

Вопрос для второй тройки.

На табло помещено слово, которым можно озаглавить начало поэмы “Коробейники”.

Что это за слово? (Свидание).

Вопрос для третьей тройки.

Когда коробейники зазывали покупателей и перечисляли разнообразный товар, который у них можно купить, то предлагали и талисман, имеющий, по понятиям простых женщин, привораживающую силу.

Как назывался такой талисман? (Любчик).

Вопрос для игры со зрителями.

Страх коробейников, возвращающихся домой незнакомой дорогой, усиливал и крик филина - пугача. В поэме дано народное название этой птицы.

Это слово и требуется угадать. (халица).

Вопрос для финала.

Коробейники продавали различные ткани: ситец, кумач и другие.

На табло название одной из тканей. (Миткаль).

Вопрос для супер-игры.

Во время свидания Иван называет свою невесту словом, которым в старину в наших краях называли любимую

женщину. Это слово вам и нужно отгадать. (Зазнобушка).

Запасной вопрос (на случай, если какой-то из основных вопросов придется заменить).

Лесник, повстречавшийся коробейникам, шел с собакой. Какая кличка была у его собаки? (Упырь).

В ходе игры после первой и второй тройки объявляются рекламные паузы. Исполняются отрывок из поэмы “Коробейники” и стихотворение “Генерал Топтыгин”, подготовленные студентами.

Заключение

По окончании игры всем ее участникам вручаются помощниками ведущего - коробейником Иваном и его невестой Катей небольшие сувениры, вручается приз победителю игры. Все это происходит на фоне песни “Коробейники”. Эти же ведущие из большого красивого короба достают и угощают всех присутствующих в зале конфетами и сушками. По ходу игры фотографируются основные ее моменты, участники и победители.

На протяжении всего вечера участники были вовлечены в разнообразные сферы деятельности. Как субъекты духовных потребностей они формировали определенные знания о творческом наследии поэта, слушали стихотворения и песни на стихи Н.А.Некрасова, являлись участниками и зрителями инсценировок по поэме “Коробейники”. Выступающие на вечере студенты волей-неволей оказались мощным побудительным фактором для активизации собравшихся. Необычность, оригинальность вопросов викторины, вопросов-слов в “Поле чудес” способствовали повышению культуры учения, самообразования и познания окружающего мира. А сама игра впрямую содействовала раскрытию творческого потенциала, стремлению проявить эрудированность, познавательную активность.

Литература.

  1. Акушин Н. Некрасов и охота.// Охотничьи просторы. – 1972. - № 29. – с. 124–130.
  2. Аникин В. Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” - М.: “Художественная литература”, 1973.
  3. Арямнова В. “Не верьте, юноши…” // Северная правда. – 1997. – 6 января. – с. 7.
  4. Басманов Б. Где попал “огородник” в медвежий капкан: прообраз. // Экологический вестник. – 2001. - № 12. – с. 14.
  5. Бочков В. По болотинам вдвоем: охотничьи походы Некрасова по Костромской губернии.// В мире книг. – 1982.- № 12. – с. 73-75.
  6. Венок Некрасову. Стихи. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1977. – 96 с.
  7. Волкова Л.Д. “Душа народа русского…” Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
  8. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе ХIХ века. 10 класс. 1-е полугодие. – М.: “ВАКО”, 2003 – с.325-336.
  9. Костромская быль/ Сост. В. Хохлов. – М.: Современник, 1984. – 480 с.
  10. Костромская старина: историко-краеведческий журнал. – Кострома: изд. гос. архива, 1993. - № 5.
  11. Лебедев Ю. В. Образ идеального интеллигента.// Северная правда. – 2001. – 21 декабря. – с.6.
  12. Литература: учебник для СПУЗ/ Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2006. – 205-224.
  13. Некрасов Н.К. “По их следам, по их дорогам” (Н.А. Некрасов и его герои). - Ярославль: Верх.–Волж. кн. изд-во, 1975.
  14. Пашин В. В какой земле – угадывай.// Северная правда. – 2001.- 21 декабря. – с. 3.
  15. Пуговишников Г. Исчезли дупеля и бекасы, но размножились утки…:Некрасовские места.// Экологический вестник. – 1992. - № 14. – с. 1.
  16. Скатов Н.Н. “Я лиру посвятил народу своему”: О творчестве Н.А. Некрасова. - М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
  17. Тарасов А.Ф. Некрасовские места. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1977.- 46 с.
  18. Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1989.