Проект "Россия без коррупции"

Разделы: Информатика, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Предмет, класс: Информатика, обществознание, кружок – “Волшебный Интернет”, 11 класс

Приблизительная продолжительность проекта: 8 недель

Пояснительная записка:

Аннотация проекта: Проект рассчитан на старшую возрастную группу школьников. В рамках проекта предполагается рассмотреть правовые аспекты коррупции, общественное мнение по вопросу коррумпированности общества. Проект ориентирован на рассмотрение с экономической, правовой и социально-политической стороны такого явления российской действительности как коррупция. В рамках работы над проектом у учащихся должна сформироваться гражданская позиция по отношению к негативным явлениям общественной жизни.

Проект предполагает написание учебно-исследовательской работы как итог исследовательской деятельности и публичную защиту через презентацию или буклет.

Новизна исследования состоит в возможности проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.

Цель: проследить историю рассматриваемого вопроса на основе уже полученных ранее исторических знаний, а также личного жизненного опыта учащихся с параллельным углублением знаний по проблеме предупреждения и борьбы с коррупцией, в намеченных путях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с этим негативным явлением.

Задачи:

  • познакомить с основными аспектами по проблемам правотворческой деятельности в области государственной антикоррупционной политики в России;
  • углубить знания, полученные ранее в курсе изучения теории государства и права, привести их в целостную систему;
  • воспитывать гражданскую ответственность, самосознание важности таких понятий, как соблюдение закона, чести и честности, незапятнанной репутации и необходимости борьбы с коррупцией.
  • духовно-ценностная ориентация с целью развития и коррекции их (воспитание нравственных, правовых, гражданских профессиональных качеств и ответственности за свои поступки и действия).
  • духовно ценностное поведение это широкое понятие, поэтому опираясь на свой личный опыт большое внимание, мною было уделено внеклассным мероприятиям посвященным теме “Коррупция” с целью повышения уровня правового сознания и культуры, а также формированию антикоррупционного сознания и поведения обучающихся.

Опираясь на цель, были поставлены в первую очередь воспитательные задачи:

1. Ознакомление обучающихся с научными понятиями по теме;

2. Развить когнитивные и коммуникативные навыки и умения;

3. Сформировать антикоррупционный иммунитет у обучающихся и стремление изменить сложившиеся негативные традиции.

А началось все с вопросов ребят - Мои знакомый после армии не мог устроиться на работу, потому что не было аттестата о среднем образовании. Он его купил и сейчас работает, хорошо зарабатывает (бетонщик на стройке), женился, а другой служит в Российской армии по контракту. Разве это плохо?

С этого вопроса все и началось т.к. проблема оказалась актуальной не только для ребят, но и для их родителей.

Совместно с учениками мы составили план работы по данной теме:

1. Классные часы по темам:

“Мздоимство и коррупция” (исторические корни коррупции в России и сравнение с современными понятиями). “Сравнение коррупции в России и за рубежом”. “Коррупция в Кировской области”... Ребята самостоятельно выбрали темы и представили свои работы в текстовом варианте, а затем в виде презентации.

Создали памятку. “Как себя вести, если у вас вымогаютвзятку”.

Особо изучили вопрос “Рейтинг коррумпированных должностей в России и Кировской области” (ребята приводили примеры из газет, интернета, телевидения).

2. Конкурсы:буклетов или памятки – быстрые публикации;синквейнов;эссе;презентаций.

3. Внеклассные мероприятия:

Антикоррупционные исследования учащихся – опрос или анкета, с целью выявления сформированности понятия коррупция и отношения обучающихся к этому явлению. Результаты этого исследования использовали при создании презентаций.

Для сбора информации использовались следующие источники (газеты, журналы, телепередачи центрального и местного вещания, учебная литература и жизненный опыт родителей, друзей и учителей).

Краткое содержание проекта:

В процессе работы над проектом учащиеся ознакомятся с методикой анкетирования, освоят оформление учебно-научной работы и ее публичной защиты в форме презентации, буклета.

Основа проекта:

Образовательные стандарты. В процессе работы над проектом учащиеся должны усвоить компетенции, связанные с гражданским обществом и правовым государством, расширить знания в области уголовных преступлений и уголовной ответственности, рассмотреть отклоняющееся повеление и формы его проявления, рассмотреть функции государства в условиях рынка.

Помощь руководителя проекта:

  • Формирование информационного пространства;
  • Распределение функциональных обязанностей и ролей;
  • Определение парадигмы деятельности в соответствии с компетентностными возможностями учащихся

Работа позволяет:

  • Познакомиться с историей России, когда появилась коррупция, как социальное явление;
  • Познакомиться с занимаемым местом России в мировой системе и определить её рейтинг;
  • Определить политическую проблему данного явления;
  • Найти возможные способы противодействия коррупции;
  • Расширить правовую информированность в сфере экономических преступлений;
  • Расширить навыки в сфере поиска, обработки и анализа информации.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Возможно ли существование общества без коррупции?

Проблемные вопросы

  1. Коррупция в большей мере явление политическое или экономическое?
  2. Что заставляет человека давать взятки?
  3. Каковы перспективы развития общества в условиях коррупции?
  4. Возможно ли поступательное развитие общества без коррупции?
  5. Что лучше: медленно и дёшево или быстро, но дорого?
  6. Нужно ли бороться с коррупцией?

Учебные вопросы

  1. Какие виды коррупции существуют?
  2. Какое влияние оказывает коррупция на все сферы общественной жизни?
  3. Как общество относится к коррупции?
  4. Какие методы борьбы с коррупцией можно предложить?
  5. Можно ли победить коррупцию в России?

Работа над проектом

Перед началом работы над проектом:

  • Проводится терминологическое тестирование по основополагающим вопросам темы;
  • Голосование длявыявление мнения по проблемам коррупции;
  • Тестирование, с целью определения знаний правовой базы в области антикоррупционного законодательства;
  • Какие методы Вы предлагаете для борьбы с коррупцией.

Особенности роли педагога:

  • корректное преподнесение материала с соблюдением исторической достоверности;
  • подготовительная работа.

Формы организации работы детей: Внеклассная, внешкольная.

Работа с проектом:

  • Составление общего плана работы и индивидуальных карт учащихся по личному алгоритму работы;
  • Промежуточная защита групп по полученным результатам;
  • Рефлексия по вопросам получилось или не получилось и почему.

После завершения работы над проектом осуществляется защита результатов в форме:

  • Отчёт о работе – буклет.
  • Презентации;
  • Выступления перед учащимися 5-10 классов с информацией о полученных результатах;
  • Участие в районной конференции школьников и педагогов с обобщением опыта работы;
  • Участие в областном конкурсе проектов.

Описание методов оценивания

  • Для определения результативности в процессе работы используются следующие методы:
  • Метод работы в группах и групповой защиты результатов;
  • Публичная защита работы в форме слайдовой презентации хода работы над проектом и результатов работы;
  • Проведение правового ликбеза для учащихся младших классов.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

У учащихся должны быть сформированы базовые понятия в области права (противоправность, преступление, правоохранительные органы) в области социологии (анкетирование, общественное мнение), в области экономики (рыночная экономика, роль государства в экономике). Учащиеся должны владеть навыками работы на ПК, умением создавать слайдовые презентации, буклеты.

Учебные мероприятия:

Работа рассчитана на 8 учебных недель.

1 неделя – проводится опрос, учащиеся разбиваются на группы по 2 человека, выбирают темы.

2 неделя – каждая группа определяет пошаговый план своей работы и осуществляет его защиту

3 неделя – поиск материалов в соответствии с планом работы группы

4 неделя - обработка материала, его осмысление и изложение в логически обусловленной форме, обсуждение с руководителем

5 неделя – работа над содержанием, внутренним и внешним оформлением работы

6 неделя - подготовка наглядных материалов по своей части работы и обобщение результатов групп в общую работу

7 неделя – составление отчёта в виде буклета или быстрой публикации, презентации или отчёта - реферата

8 неделя - публичная защита результатов работы в форме слайдовой презентации, выступления перед школьной аудиторией.

Публикация учителя: буклет

Визитная карточка проекта: визитка проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся: вводная в проект

Результат проектной деятельности учащихся

  • Провели анкетирование в школе по основным вопросам исследований;
  • Созданы быстрые публикации и буклеты по вопросам проекта;Например Приложение 2;
  • Написали синквейны по темам:“Зло”, “Коррупция”, “Россия”, “Взятка”;
  • Исследования учащихся отражены в презентациях и буклетах учащихся. Самые лучшие работы учащихся отмечены грамотами и дипломами:
  • Коррупция в таможенных органах. Работа Порубова Александра. Приложение 7.
  • Коррупция и методы борьбы с ней. Работа Савиной Светланы. Приложение 6.
  • Коррупция в медицине. Работа Сидоровой Юлии.Приложение 5.
  • Ученики выступили с проектными исследованиями перед учениками школы с 5-11 классы;

Районная конференция “Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности ОУ”.

Областной конкурс исследовательских проектов учащихся в номинации “Россия без коррупции”;

Областной конкурс проектов педагогов в номинации “Противодействие коррупции через образование”.

  

Разработаны цикл классных часов и мультимедийные уроки по правовым знаниям с использованием интерактивной доски; Например Приложение 9;

Создана итоговая презентация “Коррупция в России”.

Приобретаемые навыки детей:

  • осуществление самостоятельного поиска информации, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, символов, рисунков и структурных схем);
  • анализа событий, сравнения, сопоставления с последующим умозаключением.

Главным итогом работы в данном направлении я считаю:

Обучающиеся научились понимать и свободно владеть основными понятиями темы, анализировать и применять информацию в жизни;

Развились коммуникативные способности, проявились лидеры, которые могли владеть вниманием аудитории и передавать непростую для восприятия информацию;

Проведенное исследование показало, что большинство обучающихся выработали негативное отношение к коррупционному поведению.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

  • Технологии – оборудование: Фотоаппарат, компьютеры, принтер, цифровая камера, мультимедийная система, интерактивная доска, сканер;
  • Технологии – программное обеспечение: электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.

Другие документы:

  • Антикоррупционный словарь
  • Никитин А.Ф. Право и политика.
  • Пособие для учащихся. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 11 класса (профильный уровень), 2011г.
  • Кравченко С.Н. Обществознание. 11 класс. 2010 г.
  • Словарь-справочник уголовного права,
  • Журнал “Право”, 2000-2013 г.г.
  • Уголовный кодекс РФ,ФЗ №273 “О противодействии коррупции”.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.anti-corr.ru/projects.htm
  2. http://www.rosreestr.org/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=452
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  4. http://www.calvinism.ru/corrupt.htm
  5. http://bd.fom.ru/report/cat/power/corr/dd020424
  6. http://www.transparency.org.ru/CENTER/c_barometer.asp
  7. http://www.putin2004.ru/putin/press/40191420
  8. http://www.kirovreg.ru/governor/incom.php
  9. Сайт “Планета Афанасьево”
  10. Сайт правительства Кировской области
  11. Сайт газеты “Призыв”
  12. Сайт газеты “Вятский край”.

Другие ресурсы:

  1. Закон ЗС - “О противодействии коррупции в Кировской области”;
  2. Периодическая печать: “Вятский край”; “Вятский наблюдатель”; “Кировская правда”; “Московский комсомолец на Вятке”; “Призыв” - районная газета.