Урок информатики по теме "Основы логики"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с этапами развития логики;
  • сформировать понятие форм мышления;
  • развивать умение логически мыслить;
  • воспитывать уважение к мыслительной деятельности человека;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение к интеллектуальной деятельности;
  • формировать познавательный интерес;
  • развивать память и внимание.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний

– Каждый из вас в жизни сталкивался с различными ситуациями. Представим одну из них.

Слайд 2. Описание ситуации.

– Кто-то из друзей забыл принести метлу для снеговика. Чтобы исправить ситуацию, ребятам необходимо определить, кто забыл такой “нужный” для снежной бабы инструмент.

Слайд 3. Постановка задачи.

– Как же разобраться, кто забыл принести метлу для снеговика.

Подумайте, каким образом вы попытались бы найти ответ на поставленный вопрос?

Что поможет решить поставленную задачу?

(Задаю аналогичные вопросы, пока не прозвучат слова: рассуждать, мыслить, логически мыслить)

– Оказывается, существует наука о формах и законах человеческого мышления, наука правильно рассуждать. Называется эта наука логикой. Используя понятия и законы логики, составим для каждого высказывания Тани, Пети и Кирилла логические формулы. Далее, опираясь на условие, что один из друзей говорит неправду, преобразуем логические выражения.

Слайд 4. Суждения детей.

Слайд 5. Логические формулы.

– Из полученной формулы можно сделать вывод, что Кирилл забыл метлу для снеговика и ошибку можно исправить.

Слайд 6. Выводы.

– Таким образом, решить такую непростую задачу нам помогла замечательная наука ЛОГИКА. Познакомимся с историей и основными понятиями этой науки.

Изложение нового материала.

– Логика – наука древняя. Первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии.

Слайд 8. История логики.

Слайд 9. История логики.

– Умение рассуждать, логически мыслить, давать ответы на поставленные вопросы играет очень важную роль в жизни человека. Кроме этого логика имеет самое непосредственное отношение к вычислительной технике, так как является теоретической основой современных ЭВМ. Используя методы и средства логической науки, ученые разрабатывают эффективные языки программирования. Познакомимся подробнее с основами логики.

Слайд 10. Логика. Задача логики.

– Рассмотрим три различные формы, в которых осуществляется мышление:

Слайд 11. Форма мышления – ПОНЯТИЕ.

Слайд 12. Форма мышления – СУЖДЕНИЕ.

Слайд 13. Предложения, не являющиеся суждениями.

– Закрепим полученные сведения о суждениях. Определите, какие предложения являются суждениями, а какие нет?

Слайд 14. Тренировка.

Слайд 15. Форма мышления – УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Слайд 16. Приемы вывода умозаключений.

– Рассмотрим подробнее суждения.

Слайд 18. Значение истинности суждений.

Слайд 19. Равносильность суждений.

Слайд 20. Суждения частные и общие.

– Рассмотрим примеры суждений и дадим им характеристику.

Слайд 21. Тренировка.

Слайд 22. Суждения простые и сложные.

Слайд 23. Тренировка.

– Мы познакомились с основными формами человеческого мышления. Используя материал презентации и параграф 23.1 учебника, в рабочей тетради составьте и заполните схему по образцу:

Рисунок1

Закрепление изученного материала.

Тестовая проверочная работа.

– Для того чтобы проверить и закрепить изученный материал, выполним тестовую работу. Работа представлена в электронном виде. Отвечать на вопросы теста нужно словами да, нет.

(На выполнение работы отводится 3-5 минут).

– Каждый из вас получил оценку знаний. Посмотрите еще раз слайд-фильм и обратите внимание на вопросы, вызвавшие затруднения при ответе на тест.

Подведение итогов.

Оценить работу класса; отметить учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание.

Параграф 23.1. Выучить основные определения по теме. Составить пять предложений, и дать им характеристику по плану:

  • суждение/не суждение;
  • простое/сложное суждение (для простых суждений определить значение истинности);
  • частное/общее суждение.

Использованные источники литературы.

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для учащихся 8-9 классов. / Угринович Н.Д., - М. Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. - М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Логика в информатике. / Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. - М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  4. Информатика. Элементы Алгебры логики. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. №27, 1998.