Сценарий воспитательного мероприятия "День птиц" в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц.
  • прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

Оформление: выставка рисунков и плакатов, сцена оформлена экспозицией леса.

Ход мероприятия

Воспитатель: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. И сегодня мы поговорим о птицах, об этих удивительных, прекрасных обитателях нашей планеты. (слайды с птицами и музыкой).

Вместе мы все встречаем весну. Весну встречают и птицы, которые зимовали рядом с нами. И мы старались им помочь, как могли: повесив, кормушки, мы их подкармливали. Ваша помощь не останется без ответа, птицы обязательно по-своему отблагодарят вас за заботу. А каково же было птицам зимой. Ведь не всегда они могли найти корм.

Под музыку дети заходят в класс, присаживаются на стулья.

Воспитатель:

Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,
Скоро-скоро расцветут
Первые цветочки.
Птицам стало не до сна,
Это к нам пришла…

Все: Весна!

1-й ученик:

Вот и кончилась зима
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось
Зазвенели ручейки, распускаются цветы.
Всюду птичьи голоса
Радуйтесь, пришла весна!

Воспитатель: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песенки. Давайте и мы устроим Птичий концерт. Каждый ряд получает название птицы, показывает, как эта птица поёт.

Воробьи: чирик-чирик-чирик

Синицы: тинь-тинь-тинь

Ворона: кар-кар-кар

Дятел: тррр-тррр-тррр

Снегирь: дю-дю-дю

Клёст: цок-цок-цок

Свиристель: тюр-тюр-тюр

Исполняет каждый ряд, повторяя песнь своей птицы. Исполняете на мотив песни “В траве сидел кузнечик”, по 1 строке.

(Дети за воспитателем повторяют слова песни)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвящённый прилёту птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут…

Долетают самые сильные. Расселяются на ветвях деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес… (Звуки птиц)

Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землёй, радуются весне, теплу, солнцу.

– Какие птицы прилетают к нам весной? О некоторых из них расскажут нам ребята.

2-й ученик:

– Мы сегодня рано встали
Нам сегодня не до сна
Говорят скворцы вернулись
Говорят пришла весна.

И кажется, весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

Воспитатель: А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

Скворец:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня – Скворец!
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом –
От вредителей.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

Все: Мы рады тебе скворец-молодец.

(Танец-полька) Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы (крылья и шапочка).

Воспитатель: Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, – вот и гнездо.

3-й ученик, одетый в костюм жаворонка, рассказывает стихотворение В.А. Жуковского:

ЖАВОРОНОК

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

4-й ученик:

С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.

5-й ученик:

Нривить-ти-вить-сную проворно,
День-другой, ещё денек, –
И под крышей узорной
Вырос ласточкин домок.

6-й ученик:

Слышен писк и щебет птичий.
Кто там смотрит из гнезда?
Мчатся ласточки с добычей –
Малышам нужна еда.

Звучит песня "Ласточка", музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана

(поют все).

  1. Не прошла зима, снег еще лежит,
    Но уже домой ласточка спешит.
    На ее пути горы и моря.
    Ты лети, лети ласточка моя!

  2. Нет, порою сил, труден перелет,
    Только как весна без нее придет?
    На её пути горы и моря,
    Ты лети, лети, ласточка моя

  3. Будь ее гнездо трижды золотым,
    Тот далёкий край не назвать родным.
    На её пути горы и моря,
    Ты лети, лети, ласточка моя!

  4. Не прошла зима, и земля бела,
    Но уже вдали машут два крыла.
    На её пути горы и моря.
    Ты лети, лети, ласточка моя!

Воспитатель: Я вам загадаю про птиц загадки, а вы отгадайте.

Загадки:

Черный, проворный,
друг лесов и полей, обожает червей, (грач)

Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь…(грач)

Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. ( жаворонок)

Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)

Эта птица никогда не строит для себя жилья.
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает… ( кукушка)

Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь
Лепит домик под окном из песка и глины… ( ласточка)

Воспитатель: Молодцы! Всех птиц узнали.

Воспитатель: Дорогие, ребята к встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться! День прилёта птиц – весенний праздник школьников. Его называют День птиц. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

СЦЕНКА «ЖАЛОБЫ ПТИЦ»

Трое детей берутся за руки, приседают, изображая кормушку. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.

Сорока: Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.

Воробей: Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Синица: Сало, то сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного – животы болят.

Снегирь: Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.

Ворона: Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове.

Сорока: Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.

Воспитатель: Вы, наверное, ребята догадались, что каждый из нас должен стать настоящим другом птиц. Мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Каких только птиц не увидишь в таких столовых.

Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Литература:

  1. www.rbcu.ru/campaign/20038/
  2. scenario.fome.ru/ras-14-95.html
  3. zhukovskiy.lit-info.ru/zhukovskiy/stihi/stihi.htm
  4. urok.1sept.ru/articles/624512/
  5. infoport.biniko.com/index.php
  6. www.maaam.ru/detskijsad/pomogite-zimuyuschim-pticam.html