Урок внеклассного чтения "Жизнь есть все". (По главам автобиографического произведения Антона Борисова "Кандидат на выбраковку"). 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель: формировать активную жизненную позицию, основанную на толерантности, эмпатии к людям с особыми потребностями на примере произведения Антона Борисова “Кандидат на выбраковку”.

Образовательные задачи:

  • знакомить с творчеством современных писателей на примере произведения Антона Борисова “Кандидат на выбраковку”;
  • учить выявлять авторскую позицию;
  • учить формулировать учебную проблему и находить поиски решения; усвоенных знаний;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание, память;
  • развивать логическое мышление, связную устную речь.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать духовно-нравственные качества (любовь, эмпатия, толерантность, милосердие и т.п.) на основе произведения Антона Борисова “Кандидат на выбраковку”
  • воспитывать интерес к прочтению современной литературы;

Здоровьесберегающие задачи:

  • следить за правильной посадкой;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Тип урока: комбинированный с использованием проблемно - эвристической технологии

Технические средства обучения: интерактивная доска

Мультимедийное обеспечение: авторская разработка (слайды, видеоролик)

Методическое обеспечение: текст, словарная карта, памятка при ответе, интернет-ресурсы

Методы и приемы: частично-поисковые, когнитивные (сравнение, анализ), проблемно-эвристические, объяснительно – иллюстративные

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас урок литературы.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

Стадия вызова

- Что такое кроссенс?

(Кроссенс – головоломка, разгадка которой основана на “пересечении смыслов” между картинками.

(англ.: cross – пересечение; sense – смысл)

- Посмотрите на экран. Слайд № 1 (Кроссенс о жизни).

- Каким словом объединены данные картинки? Обоснуйте свой ответ.

(Варианты ответов: вода – это символ жизни, цветок – стремится к жизни, вселенная, планета Марс – человек всегда стремится узнать, есть ли жизнь во вселенной, ребенок, яйцо – означает новую жизнь, часы – означают время жизни, сердце – мышечный орган, без которого жизнь человека невозможна).

- Как бы вы сформулировали тему урока?

(Варианты ответов: “Жизнь человека”. “Смысл жизни человека”. “Человек и жизнь”)

- Тема урока: “Жизнь есть все”. Слайд № 2

- И если бы вам пришлось поставить двоеточие в конце, как бы продолжили предложение?

(Варианты ответов детей: это дом, родители, школа, друзья, соседи, окружающие, счастье, любовь и т.д.).

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

- Понять, в чем смысл жизни, кто я, кто мы, свое место и роль в жизни, осознать ценность жизни каждого человека, помогает нам литература.

- Вспомните, в каком произведении писателя 19 в. В.Г. Короленко герои уже в детстве задумались о смысле жизни и почему?

(В произведении “Парадокс” фраза “Человек рожден для счастья, как птица для полета” звучит из уст калеки).

- Современные российские писатели продолжают традиции русской классической литературы. И сегодня я приглашаю вас продолжить разговор о смысле и ценности жизни каждого человека, о себе, о нас на примере художественного произведения современного российского писателя Антона Борисова “Кандидат на выбраковку”.

Слайд № 3

III. Анализ произведения Антона Борисова “Кандидат на выбраковку”. Формулировка задания.

Работа над жанром произведения

- “Кандидат на выбраковку” – автобиографическое произведение, написанное в форме литературного дневника.

- Что такое автобиографическое произведение?

- Что такое литературный дневник и какова его особенность?

- Выбор формы дневника писателем не случаен. Дневник помогает Антону Борисову выразить свои взгляды на проблему смысла жизни и предназначения человека.

- А в чем он, этот смысл жизни? В чем смысл жизни главного героя произведения “Кандидат на выбраковку”?

- Чтобы попытаться найти ответы на эти вопросы, какие задачи мы должны решить? Слайд № 3

Самостоятельная работа

- Работать будем следующим образом.

- У вас на партах стоят ноутбуки. Чтобы найти ответ, перейдите по ссылке и выполните предложенное задание. Время работы 5-6 мин.

- Затем вы представите результаты своей работы в классе.

IV. Афиширование результатов работы

г) Работа над текстом в вопросно-ответной форме, выборочное чтение

Биография писателя Слайд № 3

- Рассказ о жизни писателя.

- Какие трудности испытал герой при поступлении в институт?

(Самым трудным для героя оказался письменный экзамен, т.к. рука была сломана в двух местах)

Вопросы к классу:

- На основе биографических данных, что мы можем сказать о характере писателя? Обоснуйте свой ответ.

(Писатель - сильный, целеустремленный, решительный, настойчивый человек: окончил институт, освоил профессию web-мастера)

Ответы на заранее поставленные вопросы к тексту

- Как относятся окружающие к главному герою? Докажите примерами из текста.

(Сначала окружающие замечают болезнь, при виде главного героя теряются. Испытывают растерянность, страх, любопытство или брезгливость. Считают неполноценным во всем)

- Какие словосочетания раскрывают внутреннее переживание главного героя из-за неприятия его окружающими?

(Герой пишет: “Я лишний, ненужный, никчемный и несчастный, обреченный на постоянные физические и моральные мучения, на абсолютную зависимость от опекунов)

- Кто из окружающих не отвернулся от Антона, протянул руку помощи?

(Не отвернулись от Антона Люба – помогла с поступлением в институт, Оля и Лена, практикантки, навещали в больнице, гуляли с ним)

Чтение эпизода “В палате” из главы “Учебное пособие” (остановить ребенка после “Зачем я это делал?”)

- Ребята, как вы думаете, почему Антон так поступал?

(Потому что Антон не хотел быть учебным пособием, потому что он такой же, как все, только поврежден скелет.)

- Давайте продолжим чтение, чтобы узнать ответ главного героя.

- Что же не замечают в главном герое окружающие?

(Главный герой умеет любить, дружить, не обращают внимания на его ум, не понимают, что он такой же, как и все.)

Вопрос к классу:

- Какие чувства может испытывать человек в такой ситуации?

(В такой ситуации человек может испытывать ненависть, злобу, одиночество, бесполезность своей жизни)

- Тем не менее, озлобился ли герой?

(Герой не озлобился, наоборот, с теплотой вспоминает родителей, сестру, пишет, что благодаря окружающим, близким узнал, что такое дружба, смог пообщаться с прекрасными людьми, стать микроскопической частичкой цивилизации, написать эти строки)

- О чем мечтает главный герой?

(Мечтает, чтобы прооперировали руки, не чувствовать себя существом, живущим растительной жизнью, как и все жить с сознанием нужности своего существования, жить осмысленной жизнью)

Чтение эпизода “Разговор героя с Иваном” из главы “ЦИТО”

Вопросы к классу:

- Дайте оценку поведения Ивана.

(Иван ведет себя как бессердечный, жестокий человек, он не умеет сопереживать)

- Осознал ли Иван свой поступок?

(Нет. Перед отъездом домой Иван попросил у главного героя денег в долг)

- Какова роль эпизода “Разговор героя с Иваном” в композиции произведения.

(Эпизод “Разговор героя с Иваном” помогает выявить авторскую позицию о своем предназначении)

- В каких словах заключается авторская позиция о смысле жизни, о жизни вопреки всему?

(Я живу - пытаюсь нащупать свой путь, рвусь использовать любую возможность, малейшую лазейку, чтобы добраться, доползти до своей цели.    Жизнь дает мне шанс. Шанс на успех. И я очень хочу попробовать его на вкус, оказаться в гуще событий, участвовать в них, влиять на них, и, по возможности, ни от кого не зависеть)

Вопрос к классу:

- В чем, на ваш взгляд, смысл авторской позиции: “Жизнь дает мне шанс. Шанс на успех”?

(При любых обстоятельствах нужно жить, искать свой путь в жизни, чтобы ни случилось, стремиться к поставленной цели, не сдаваться)

- В чем смысл названия произведения?

(Человек, которого не принимает общество, так как не похож на других)

Вопрос к классу:

- Через какие испытания пришлось пройти герою, чтобы доказать обратное - право на жизнь, право на жизнь в обществе?

(Герой столкнулся с одиночеством, страданием, болью, непониманием и неприятием окружающих)

- Казалось бы, герой добился всего: получил высшее образование, освоил информационные технологии, пишет книги – но по-прежнему чувствует себя “кандидатом на выбраковку”. Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Потому что герой до сих пор ощущает одиночество, он не может иметь семью, детей)

V. Рефлексия

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

Просмотр видеоролика

Слайд № 3

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание.