Тема урока: "Вулканы". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о происхождении вулканов, их роли и значении в природе Земли.
  • Продолжить формирование умения формулировать определение нового понятия. (ВУЛКАН).
  • Выявить различные типы вулканов по характеру вулканической деятельности и по типу извержения.
  • Определить районы распространения вулканов на Земле.
  • Закрепить навыки определения географических координат.

Развивающие:

  • Продолжить формировать умения универсальных учебных действий (составление определения понятию).
  • Продолжить формирование навыков работы в группе.

Воспитательные:

  • Воспитание толерантности, коммуникативной и социальной компетентности.

Тип урока: практически ориентированный на основе актуализации новых знаний. Урок формирования ууд.

Виды деятельности: работа в группах, элемент дискуссии, работа с таблицами, работа с картами атласа и контурными картами.

Используемые образовательные технологии:

  • Груповая деятельность.
  • Критическое мышление.
  • Проблемное обучение.
  • Компьтерные технологии.

Оборудование: ИКТ, атлас, контурная карта, таблицы по группам, на маленькой доске тема урока и МАКЕТ ВУЛКАНА , на доске записать координаты для закрепления.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

  • 1 вариант – опыт с дихроматом аммония . Что это за явление?
  • 2 вариант – В апреле 2010 года в Европе было закрыто воздушное пространство. Авиасообщение было парализовано на 5 дней. Не работали 300 аэропортов, отменено 63000 рейсов, не смогли осуществить вылет в места назначения 7 млн. пассажиров. Какое явление повлияло на эту ситуацию?

Тема  урока “ВУЛКАНЫ”. Слайд 1.

Записать тему в тетрадь. 1,5 минуты.

С вулканами вы знакомились в курсе природоведения, смотрели фильмы, читали книги, интернет. Поэтому сейчас возьмите таблицу и заполните 1 и 2 колонки “ЗНАЮ”, “ХОЧУ ЗНАТЬ” 1 минута.

знаю хочу знать узнал
     

Сейчас назовите, что вы знаете. По одному человеку от каждой группы. 1минута

СЛАЙД 2 (вулкан) Покажите и назовите элементы вулкана, сформулируйте (охарактеризуйте) им определения. 3 минуты

КРАТЕР – от греческого “большая чаша”, углубление, впадина , из которой магма выходит на поверхность.

ЖЕРЛО- канал вулкана, идущий из глубины земной коры, по которому поднимается магма. Соединяет очаг с кратером.

ОЧАГ МАГМЫ – расположен в верхней части мантии. Из очага магма поднимается вверх.

По каким признакам можно установить, что это вулкан?

А что же хотите узнать? 1 минута.

А откуда пошло название “ВУЛКАН”? СЛАЙД 3.

- ответы учащихся

У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Гефест, как и у греков, но затем его стали называть Вулканом. По названию острова Вулькано в Тирренском море, у берегов Италии, где он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы, из которой непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканами, как и Бога огня.

А каковы же причины извержения вулканов? Какой механизм приводит их в действие? Ответ учащихся 1-2 минуты. Слайд 4.,5 Дополнение учителя:

Ответ. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии (магмы) меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. МАКЕТ? Газы растворенные в магме вытесняют ее из очага вверх и магма устремляется в жерло, т.е. земную кору. Давление очень высокое, даже если трещина маленькая, магма устремляется вверх. Магма насыщена газами до 90% объема (кислород, водород, угарный и сернистый газ), парами воды и выносит раскаленные породы, пепел, вулканические бомбы. Пепел ничего общего не имеет с пеплом от бумаги или дерева. Тучи раскаленных частиц поднимаются на 20-30 км в высоту. Магма, прорвавшись на поверхность, теряет газы и превращается в ЛАВУ, разрушая все на своем пути, так как температура достигает до 1000-1250 градусов. Из газов и пепла образуются пемза, вулканический туф. СЛАЙД 6,7. 1,5 минуты.

Вулканические извержения издавна привлекали к себе внимание ученых, которые в свою очередь по разному определяли, что такое вулкан. У каждой группы в Таблице№2 есть высказывания о вулканах. Проанализируйте, и скажите с чем согласны, а с чем не согласны. 0,5 минуты. Слайды 8-12

РАБОТА В ГРУППЕ 1 МИНУТА. (ВСЕГО 15 минут)

Слайды с высказываниями. Ответы 5-6 минут (1 минута на группу)

А теперь подумайте, и попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятию ВУЛКАН. 1,5 минуты.

Обсуждение 5 минут.

Сравнить с определением из географического словаря. СЛАЙД 13. 2 минуты. Записать в тетрадь!

Откройте а Атласе с.14-15, 23 найдите условное обозначение вулканов на карте?

Найдите и назовите вулканы стр23? Или 14? Какие вулканы на территории России? На каких материках находятся? На каком материке нет вулканов? 1 минута

ПО видам вулканической деятельности вулканы бывают действующими, потухшими и уснувшими. Как вы думаете, почему их так назвали?

Ответы учащихся 1 минута.

Слайд 14, прочитать определения.

Привести примеры. СЛАЙД 15 – действующие и уснувшие.

УЧИТЕЛЬ. А вот чтобы представить потухший вулкан, закройте глаза, представьте ярко голубое небо, сочную зелень, белоснежную вершину.0,5 минут (Физкультминутка для глаз)и на этом фоне гуляют жирафы. Открыть глаза. СЛАЙД 16, 0,5 минут.

Вулканы отличаются по типу извержения. Сравните формы вулканов СЛАЙД17 и подумайте, почему она разная?

Ответ. 2 минуты

  • Щитовые (или щитообразные) пологие, излившаяся лава жидкая (Гавайские острова)
  • Куполообразные - вязкая лава, может застывать в жерле. Следующие потоки ее выталкивают и образуются вулканические бомбы.
  • Конусообразные-наиболее распространенный тип, преобладает выброс обломочного материала, газ, пепел. Визувианский тип.

Посмотрите в атлас, страница 23 и скажите, где больше всего находится вулканов (НА СУШЕ ИЛИ В ОКЕАНЕ). Приведите примеры. С чем совпадают районы распространения вулканов?(ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ). В каком океане их больше всего? В Тихом океане образуется Тихоокеанское вулканическое кольцо. СЛАЙД 18

РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ. 2 минуты.

А теперь давайте выясним, в чем отрицательное и положительное значение вулканов на Земле. 1 минута (Почему люди живут у подножия вулканов и не покидают эти места?)

1,5 минуты на высказывания учащихся.

Добавление учителя: 1 минута

Ученые утверждают, что когда-то на Земле извергались тысячи вулканов и еще до возникновения первоначальной атмосферы, литосферы, гидросферы картину жизни на нашей планете определял исключительно вулканизм. Приводится немало доказательств, подтверждающих образование земной коры, гидросферы, атмосферы в течение миллионов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. Вулканические водяные пары, образовали значительную часть водной оболочки Земли, а газы атмосферу, которая впоследствии обогатилась кислородом, т.е. вулканы сыграли важную роль в образовании важнейших земных оболочек.

А теперь давайте до конца заполним нашу Таблицу №1 и запишем, что же сегодня узнали еще о вулканах. 1,5 минут

Высказывания учеников 1 минута.

Закрепление 1,5 минуты (КООРДИНАТЫ НА ДОСКЕ)

  • 3 ю.ш. и 38 в.д.(Килиманджаро)
  • 37 с.ш. и 14 в.д.(Этна)
  • 20 с.ш. и 155 з.д.(Килауэа)
  • 36 с.ш и 139 в.д. (Фудзияма)
  • 78 ю.ш. и 171 з.д. (Эребус)

Домашнее задание: п 19 п. 1-3, в.3,4 на к.к., выучить определения