Классный час "Знание правил дорожной безопасности ‒ наука быть живым"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель классного часа: воспитание гражданина, умеющего выполнять правила безопасного для себя и окружающих образа жизни, формирование у него установки на безопасный образ жизни

Задачи:

  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
  • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Ход мероприятия

Оргмомент

(звучит песня “автомобили”)(тихо), классный руководитель приветствует учащихся.

На доске кадры, иллюстрирующие аварии на дорогах Липецкой области.

-- Ребята! О каком аспекте в жизни нашего общества мы будем говорить?

Ученики высказываются, обобщают, учитель предлагает назвать тему классного часа “Знание правил дорожной безопасности – наука быть живым”

-- Сейчас вы услышите работу ученика, который проанализировал статистические данные и готов вам их представить.

Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30%смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).

УМВД России по городу Липецку
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии оперативной обстановки на территории города Липецка
за 6 месяцев 2012 года (таблица)

Несмотря на принимаемые организационные и практические меры в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в рассматриваемом периоде текущего года на территории города наблюдается увеличение основных показателей аварийности. Так, количество ДТП увеличилось на 2,8% (с 435 до 447), на 31,2% (с 16 до 21) – число погибших, на 13,0% (с 522 до 589) - количество раненых. Увеличилось на 10,29% (с 68 до 75) количество дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Наряду с этим, на 15,8% (с 19 до 160) снизилось число ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и на 15,2% (с 46 до 53) – дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При осуществлении надзорной деятельности сотрудниками ГИБДД в отчетном периоде пресечено 15816 административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения.

-- Какие данные ученик приводит, чтобы подтвердить значимость нашего классного часа.

-- Каковы причины ДТП, по вашему мнению? Обратите внимание на таблицу и сделайте выводы.

Обобщение сказанного и увиденного: причинами ДТП чаще всего являются: (на экране)

Для числа аварий в единицу времени есть четкая и сильная временная зависимость. Число аварий больше в апреле - мае, меньше - в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее - в выходные.

На аварийность сильно влияют систематические факторы, такие, как состояние погоды, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.

Наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1-2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды - на пешеходных переходах.

Аварии на крупных магистралях происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших.

-- И одна из этих причин явилась решающим фактором в ДТП на перекрестке ул. Спутников—улица Свердлова. Ученику было поручено выяснить причину аварии.

Ответ: превышение скорости, водитель в состоянии алкогольного опьянения, переход улицы в неположенном месте.

Итак, перекресток улица Концевая — ул. Свердлова

-- Пешеходный переход. Как правильно переходить дорогу? Может ли машина сразу остановиться? Почему?

Учащиеся высказываются.

-- Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке.

2) Автомашина не может остановиться сразу, как только её затормозили. До полной остановки она проходит ещё некоторое расстояние – тормозной путь.

-- Что такое тормозной путь и как его рассчитать?

Тормозной путь- это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Вопросы.

От чего зависит тормозной путь автомобиля? (За правильный ответ выдаются жетоны).

Тормозной путь зависит от многих факторов:

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.

б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.

Изменение тормозного пути.

Водитель едет со скоростью 25 км/ч,затем переходит на скорость 50 км/ч.

Как изменится путь торможения?

Изменение тормозного пути.

Казалось бы, что при удвоенной скорости тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16раз.

Как изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.

Таблица 3. [4]

Скорость движения автомашины, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Тормозной путь по сухой дороге, м 0,65 2,6 5,8 10,4 16,3 23,5 32,1 41,9 53,0 65,5

в) от состояния дороги.

Числа в таблице приведены для сухой асфальтовой дороги.

-- Что будет в зимнее время или дождь?

Скорость движения автомашины, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Тормозной путь по сухой дороге, м 0,65 2,6 5,8 10,4 16,3 23,5 32,1 41,9 53,0 65,5
Тормозной путь по мокрой дороге, м 0,85 3,38 7,54 13,5 21,3 30,55 41,73 54,47 68,9 85,15
Тормозной путь по дороге, покрытой ледяной коркой, м 3,25 13,0 29 52,0 81,5 116,5 160,5 209,5 265,0 327,5

Вопрос. Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?

Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку.

г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем легковушка.

д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.

Перед вами схема безопасных маршрутов следования к лицею №5.

-- Почему данные маршруты являются безопасными для школьников? (уч-ся отвечают)

Рассмотрим перекресток улица Свердлова—улица Героев.

-- Чем отличается этот перекресток от перекрестка улица Концевая, -- улица Свердлова?

(оснащен светофором, зеброй , знаком пешеходная дорожка)

- Как переходить дорогу на таком перекрестке? (уч-ся высказываются)

Учитель обобщает.

-- Существует средняя скорость перехода дороги у подростков—ваших сверстников, мужчин и женщин до 55 лет , и мужчин и женщин старше 55 лет. ( перед вам и таблица скоростей)

-- Кто быстрее всех перейдет дорогу?

Таблица 1. [1]

Возраст и пол Скорость движения пешеходов
Дети 6-10 лет 1,11 м/с 3,996 км/ч
Подростки 11-16 лет 1,59 м/с = 5,724 км/ч
Мужчины до 55 лет 1,62 м/с = 5,832 км/ч
Мужчины свыше 55лет 1,5 м/с = 5,4 км/ч
Женщины до 55 лет 1,35 м/с = 4,86 км/ч
Женщины после 55 лет 1,29 м/с = 4,644км/ч

Правильность выполнения задания проверяется по таблице с ответами. Результаты конкурса заносятся в таблицу на доске.

Решить задачу. Сколько секунд будет переходить пешеход дорогу, если её ширина 6метров?

Ответ: проверить по таблице 2.

Таблица 2

Возраст и пол Время перехода
Дети 6-10 лет 5,5 с
Подростки 11-16 лет 3,8 с
Мужчины до 55 лет 3,7 с
Мужчины свыше 55лет 4,0 с
Женщины до 55 лет 4,4 с
Женщины после 55 лет 4,7 с

Каждому человеку требуется определенное время для преодоления дороги шириной 6 м. Учтите это пожалуйста!

Но вы должны учесть, что подойдя к переходу , вы не сможете перейти, так как не знаете когда загорелся светофор. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Мы пришли к перекрестку на улице Коммунаров, в районе магазина Фотосалон и Росинка

-- Чем отличается данный перекресток от двух предыдущих? ( снабжен сигналом для слепых людей)

Существует ли зависимость между зрением водителя или пешехода и возможностью ДТП?

При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду.

Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге.

Подростки часто ходят с по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности.

Время реакции водителя колеблется от0,5 с до 1,2 с. Что влияет на время реакции водителя?

Ответ. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

На доске:

Автомобиль движется со скоростью 40км/ч. На расстоянии 15м у него возникает препятствие. Свернуть некуда. Реакция водителя 0,5сек. Успеет ли водитель остановить машину? (Дорога сухая. )

Решение.

По таблице находим, что при скорости40км/ч путь торможения по сухой дороге равен 10,4 м. До препятствия 15 м, значит, у водителя в запасе 15 м – 10,4 м = 4,6 м. Кажется, что автомашину можно успеть остановить. Но здесь мы не учли скорость реакции водителя. Если она составляет 0,5 сек, то при скорости 40км/ч автомашина за это время проедет

40 х 0,5 х 1000 : 3600 м = 5,6 м, а затем ещё 10,4 м до остановки, всего 16 м. А так как до препятствия 15 м,то водитель обязательно на него наедет.

Ответ. Не успеет.

Теперь становится ясно, ребята, какой опасности подвергается пешеход, пытающийся пересечь дорогу, по которой мчатся автомашины.

Острота зрения.

Важнейшим качеством хорошего зрения является его острота. Скажем, дорожные знаки вы должны хорошо различать в ясный солнечный день не менее чем за 100 метров. Определить же остроту зрения в домашних условиях можно так. Найдите в книге или газете печатный шрифт с размером букв 7X7 мм, отойдите от текста на 5 метров и постарайтесь его прочитать. Если это не удается, значит острота зрения у вас ниже нормы и следует немедленно обратиться к врачу.

Угол зрения.

Это второй важный его показатель. Замечено, что некоторые водители обладают так называемым туннельным зрением: видят перед собой дорогу словно через трубу. Они плохо различают опасности на перекрестках, не замечают пешеходов, находящихся вблизи проезжей части. Дефект можно частично компенсировать, если двигаться с меньшей скоростью, оценивать обстановку, поворачивая голову.

Как определить угол своего зрения? Вытяните вперед руки с поднятыми вверх большими пальцами. Медленно разводите их в стороны, глядя по-прежнему перед собой в предварительно выбранную точку до тех пор, пока пальцы исчезнут из поля зрения. Угол, образованный положением рук до и после разведения, и будет углом вашего зрения. Минимально допустимый — 140°. ( проведение эксперимента)

-- Определите свой угол зрения. (экспериментальная работа)

-- Наступила пора подвести итоги услышанному и увиденному на классном часе. Для этого выполним тест “Какой я пешеход”

Выполните тест: “Какой я пешеход”

Тесты для пешеходов.

1. Где разрешается кататься на санках и лыжах?

1. По дороге, предназначенной для пешеходов.

2. По правой стороне проезжей части.

3. В специально отведенных местах для массового отды ха, где нет опасности выезда на проезжую часть.

2. Как должен поступить пешеход, стоящий у края проезжей части, при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

1. Как можно скорее перейти проезжую часть.

2. Воздержаться от перехода проезжей части.

3. Как должны двигаться лица, ведущие мотоцикл, мо пед или велосипед, за пределами населенного пункта?

1. По краю проезжей части навстречу движению транс портных средств.

2. По краю проезжей части по ходу движения транспорт ных средств.

3. По тротуару.

4. По тротуару или велосипедной дорожке.

4. Когда водитель должен уступить дорогу пешеходам?

1. При выезде на дорогу из дворов.

2. При съезде с дороги во двор.

3. При выезде на дорогу с автозаправочных станций

4. Во всех перечисленных случаях.

5. Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначенной знаком “Автомагистраль”?

1. Запрещается.

2. Разрешается идти только вне населенных пунктов на встречу движению транспортных средств.

3. Разрешается идти вне населенных пунктов по ходу дви жения транспортных средств.

6. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

Всегда, если это безопасно.

Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходно го перехода, и дорога хорошо просматривается в обе стороны.

В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

7. Где следует переходить дорогу, если обозначен ного пешеходного перехода нет?

1. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.

2. В любом месте, если поблизости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны.

3. Во всех перечисленных случаях.

8. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается только в одном направлении?

1. Можно.

2. Нельзя

9. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?

1. На крутых поворотах.

2. В местах, где дорога идет на подъем.

3. Около туннелей и мостов.

4. Во всех перечисленных случаях.

10. Разрешается ли переходить дорогу с раздели тельной полосой вне пешеходного перехода?

1. Разрешается.

2. Не разрешается.

11. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?

1. Левой.

2. Правой.

3. Безразлично

12. Разрешено ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения?

1. Разрешено, если нет движущихся транспортных средств.

2. Запрещено.

13. Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?

1. Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.

2. Переходить дорогу медленно.

3. Переходить дорогу быстрее.

14. Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на желтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

1. Продолжить переход.

2. Вернуться обратно на тротуар.

3. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала.

15. Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?

1. Переходить под прямым углом к тротуару и не останав ливаться без необходимости.

2. Как можно быстрее перебежать дорогу.

3. Не грызть на ходу семечки.

16. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном — красный сигнал?

1. Не имеет права.

2. Имеет право.

3. Имеет, если поблизости нет движущихся в его направ лении автомобилей.

17. В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

1. На участках, где дорога хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом к краю проезжей части.

2. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.

3. Во всех перечисленных местах.

18. Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход?

1. Запрещается.

2. Разрешается.

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
№ ответа 3 2 2 4 1 2 3 2 4 2 2 2 1 3 1 1 3 2

Проверим… (на экране). Поднимите руки, у кого такие же ответы. Молодцы.

Редколлегия класса оформила буклет. Я хочу, чтобы вы передали его своим родителям, бабушкам, дедушкам, младшим братьям и сестрам , а может и оставили себе.

Рефлексия. У вас на столе смайлики, поднимите зеленый, если вам было очень интересно, желтый — вас проблема, поднятая на классном часе не взволновала, красный — вам было неинтересно.

Спасибо за внимание.