Формирование основ этнической культуры школьников средствами географического краеведения

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Язык отцов, обычаи и нравы
Мы в чистоте сквозь годы пронесем
И возвеличим честь твою и славу,
И красоту земную сбережем.
Климов В.В.

Земля – наш дом. В разнообразных квартирах этого дома хранится много ценностей, причем таких, которые можно и нужно передать по наследству потомкам. И, конечно, у нынешних хозяев дома по существу две заботы: первая – отыскать, сберечь и передать наследство, вторая – подготовить разумных наследников.

География и краеведение – направления взаимосвязаны. Географическое краеведение входит в учебную программу с VI класса, оно дает возможность формирования этнической культуры у школьников.

Работу по формированию этнической культуры школьников можно проводить в форме этнографического и этнического видов туризма. Под первым в туристике понимают организацию специфических (заочных, очных) путешествий на уроках краеведения, главная цель которых – сбор, изучение и анализ информации, связанной с культурой, традициями, бытом, обрядами, культурно-историческими ресурсами и другими атрибутами, присущими коми-пермяцкому народу. Цель второго – рекреация в процессе знакомства с материальной и духовной культурой.

В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков в системе образования ставится задача обеспечить условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний, моделирования. Для этого широко внедряются разнообразные технологии обучения, например учебно-проектная деятельность.

Учебно-проектная деятельность – один из эффективных методов организации заочного образовательного туризма на уроках географического краеведения. Внедрение учебно-проектной деятельности позволяет мне организовать освоение современных информационных технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными справочно-информационными системами.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:

1. Постановка задачи, для решения которой учащимся необходимо и желательно использовать информационные технологии;

2. Продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей;

3. Конкретизация идеи, планирование временных, пространственных рамок проекта, распределение ролей его участников;

4. Поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;

5. Выбор инструментов решения задачи, освоение новых приемов работы с информационными системами;

6. Планирование работы над ходом проекта;

7. Выполнение работы по проекту, детализация плана, структуризация проекта;

8. Анализ и корректировка результатов деятельности;

9. Представление отчета по проекту.

Опыт показывает, что правильно выбранная тема помогает успешно выполнить проект и увлекает детей. Меня всегда привлекала красота архитектурных памятников в городе, в селах нашего округа, и поэтому на этот раз детям было предложено составить проект “Культурно-исторические ресурсы Коми-Пермяцкого округа (далее КПО) и возможность их использования в школьном образовательном туризме”.

Проблемой нашего исследования стали: ограниченные возможности для полноценного развития и самореализации проблемных территорий КПО. Один из путей разрешения этой проблемы, я думаю, возможен на основе разработки проектов использования культурно-исторических ресурсов.

В сложившейся в России системе природопользования проблемные (особенно северные) территории, занимающие 2/3 площади страны, служат в основном источником минерального и углеводородного сырья. В то же время мировая практика показывает, что устойчивое развитие проблемных территорий возможно на пути поиска новых ресурсов. Альтернативой промышленному или агро- и лесохозяйственному освоению пространства может выступить рекреационное (от англ. recreation – “восстановление сил”, “освежение”, “отдых”). Рекреационные ресурсы подразделяются на две большие группы: природно-рекреационные и культурно-исторические.

С каждым годом возрастает интерес к объектам культурно-исторических ресурсов, а это объекты археологического, этнокультурного, историко-мемориального, архитектурно-градостроительного наследия округа.

Коми-Пермяцкий округ – территория богатая культурно-историческими ресурсами, которые могут стать, на мой взгляд, основой развития туристического бизнеса в округе. Кроме того, туризм, в свою очередь, поможет решать проблему “утечки” молодого поколения за пределы округа, ведь туризм – наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха молодежи. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют основные свойства: аттрактивность (привлекательность), доступность, степень изученности, экскурсионная значимость. [4]

Цель предложенного проекта: выявить аттрактивность (привлекательность) культурно-исторических ресурсов Пармы.

Задачи:

1. По собранным литературно-картографическим материалам раскрыть специфику культурно-исторических ресурсов КПО;

2. Разработать маршруты путешествий “По дорогам Пармы”.

Работа над проектом была завершена деловой игрой в форме проведения рекламной компании фирм. “Менеджеры туристических агентств” сопровождали свои выступления эффективными демонстрациями слайд-шоу, раздачей красочных рекламных проспектов, например:

Дамы и господа! Мы предлагаем вам увлекательную поездку по историческим местам родного округа, где вы узнаете больше об истории округа и поселениях исторической важности.

Экскурсия начнется в столице Коми-Пермяцкого округа – г. Кудымкаре [5] (от Свято-Никольской церкви и Окружного управления Строгановых), пройдет через Юсьвинский район: село Юсьва, поселок Майкор и закончится в поселке Пожва. [4]

Юсьвинский район, расположенный близ р. Камы, имеющий хорошее транспортное сообщение с соседними регионами, получил наибольшее развитие как в промышленном, так и в историко-культурном отношении. Объекты культурного наследия, обладающие ценностью не только местного значения, но и регионального, встречаются в основном в крупных населенных пунктах – селах Юсьва, Архангельское, поселках Майкор, Пожва (в 1990 г. отнесен к категории исторических населенных мест России). [6]

Поездка рассчитана на 3 дня. Первый день: экскурсия по г. Кудымкару с остановкой в гостинице, в ходе которой вы ознакомитесь с памятными местами города. Второй день: посещение села Юсьва и поселка Майкор. Третий день: посещение поселка Пожва с остановкой в доме заводовладельца. [7]

... Века прошлого постройка –
Раньше князь здесь проживал.
А сейчас здесь санаторий –
Приезжай, кто не бывал.

Несомненно, полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Подводя итоги, необходимо отметить то, что поставленная в работе над проектом цель учащимися была достигнута. Выбранные методы исследования позволили группам сделать следующие выводы:

  • Богатые культурно-исторические ресурсы родной Пармы свидетельствуют о жизни коми-пермяцкого народа, развитии национальной культуры, художественных вкусах, строительном искусстве; [2]
  • Исследования доказали, что время сохранило для будущих поколений районов Пармы немало памятников деревянного зодчества и каменной архитектуры, построенных в основном в стиле классицизма; [7]
  • Среди памятников архитектуры и градостроительства на территории округа выделяются памятники гражданской, жилой, культурной, торгово-промышленной архитектуры и памятники науки и техники. По сохранившимся памятникам можно судить не только о материальной, но и о духовной жизни коми-пермяков; [4]
  • И все же мы думаем, что работу по выявлению и обследованию культурно-исторических ресурсов округа не следует считать завершенной. Требуется проведение дополнительных изысканий, касающихся как традиционной культуры, архитектурного наследия, так и истории края, в том числе новейшей;
  • Проблема сохранности, восстановления памятников является актуальной в наши кризисные дни. Развитие туристического бизнеса в округе в какой-то степени поможет решать эту проблему; [3]
  • Учащимся стало известно, что наш город живет в разных исторических эпохах, ощущая связь времен. Не случайно город Кудымкар в 2010 году стал единственным муниципалитетом Прикамья, который второй раз (первый – в 2007 г.) становиться победителем краевого конкурса и завоевывает звание центра культуры Пермского края. Проекты, которые будут реализовываться, позволят привлечь дополнительные средства, что даст возможность развивать познавательный туризм и формировать основы этнической культуры жителей нашего округа. [1]

Приложение.

Литература.

1. Зубов Ю.П. Кудымкар: от истоков до наших дней. – Пермь: Горт. 1998. С. 5-22.

2. Ратегова Л.П. Гордость Пармы. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2008. С. 132-147.

3. Ратегова Л.П. Даты, события, люди... – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2001. С. 95-159.

4. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2000. С. 271-273.

5. Кудымкар – город Кудым-Оша. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2007. С. 11-15.

6. Наш край. Выпуск 9. – Пермь: Алекс-Пресс. 2005. С. 83-89.

7. Наш край. Выпуск 10. – С-П.: Маматов. 2009. С. 23-24.