Натюрморт "Ваза и фрукты" с графическим редактором Paint

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Класс: 5.

Цели урока информатика:

  • Формировать умения и навыки работы с инструментами графического редактора.
  • Формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.
  • Развивать внимание и творчество при работе с графическим редактором PAINT

Цели урока изобразительное искусство:

  • Научить правильно изображать натюрморт, соблюдая этапы рисования и пропорции.
  • Развивать творческое воображение учащихся, мыслительные способности, умение доказывать свою точку зрения.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.

Задача урока: Выполнить натюрморт в графическом редакторе “Paint”.

Тип занятий: Интегрированный урок - информатика и изобразительное искусство.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

  • Репродукции картин художников. “Ваза с ирисами”, Ван Гог, “Натюрморт с розами, ягодами, фруктами и гнездом”, Эдвард Лэйдл.
  • Творческие работы учащихся.
  • Таблица “Цветовой круг”.
  • Постановка ваза, апельсин, яблоки.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Презентация.

Для учащихся:

  1. Альбом.
  2. Карандаш.
  3. Ластик.
  4. Компьютер.

Источник информации:

  1. Босова Л.Л. Информатика 5 класс – 3 изд., - М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Основы живописи, автор издательская группа Паррамон Эдисионес.
  3. Мировая Художественная Культура. ЗАО “Инфостудия Экон”, 2003 РС CD – ROM
  4. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему: “Создание натюрморта “Ваза и Фрукты” инструментами гафического редактора Paint.”. Создание натюрморта будет осуществляться с драпировкой, контрастной с ней по цвету и светлоте. Урок необычный - интегрированный, на нем будут переплетаться 2 предмета - информатика и изобразительное искусство.

Перед вами стоит задача – изучить инструменты графического редактора “Paint” и выполнить в нём натюрморт. (Слайд 1-2)

2. Повторение пройденного материала.

- Назовите виды изобразительного искусства? (Слайд 3-4)

- Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? (Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль).

- Ребята, назовите известные вам жанры живописи? (Портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись, портрет, граффити. ). (Слайд 5-6)

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цветев графическом редакторе “Paint”,. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?(Ответы детей)

Натюрморт с фр. nature morte переводится как “мёртвая природа” или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - “застывшая жизнь”. Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.(Слайд 7)

Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.

Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:

- “вещи человека” (личные, характеризующие человека, например “суета сует”);

- “вещи для человека” (например, “цветы и фрукты” или “битая дичь”). (Слайд 8)

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сеззанн, Ван Гог, Сальвадор Дали).(Слайд 9)

Русские художники писавшие в жанре натюрморт, посвящали одной теме не одну картину. Например, работы И. Грабаря“Незабудки”, “Хризантемы”(Слайд 10) ,

К. Петров-Водкина “Селёдка”, “Утренний натюрморт”. (Слайд 11)

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника.

Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Итак, подробнее, как ставить натюрморт. Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению. Нежелательно совмещать несовместимое. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак.Сложность постановки.

Все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.Мы будем работать с простым.

Простой натюрморт - это:

- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)

- однотонные драпировки,

- минимум складок,

  • контраст по цвету и тону.

Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному.

Для правильного построения нужно использовать метод визирования- соотношения высоты и ширины предметов. (Слайд 12) Попробуйте с помощью данного метода измерить предметы нашей постановки. (Дети измеряют соотношения высоты и ширины фруктов и вазы. )

Очень важна в написании натюрморта драпировка. (Слайд 13) С помощью её оформляется задний план. Драпировка обычно берется контрастного цвета. Обратите внимание на таблицу “Цветовой круг”, она послужит подсказкой при выполнении работы в цвете.

Чтобы натюрморт удался, нужно правильно скомпоновать предметы. Посмотрите на экран и скажите какая из 4 работ правильная? Почему? (Слайд 14) Начинать нужно от большего к меньшему

- Мы знаем, как скомпоновать предметы и изобразить их на листе, оформить задний план, как же мы придадим предметам объём и натуральность?

- Правильно с помощью светотени. Светотень состоит из: (Слайд 15)

  • Блик.
  • Свет.
  • Полутень.
  • Собственная тень.
  • Рефлекс.
  • Падающая тень.

- Посмотрите на яблоко и определите составляющие светотени. Кто покажет?

4. Практическая работа. (Слайд 16)

- Прежде, чем вы приступите к работе на компьютерах, в своих альбомах вы должны будете выполнить эскиз своего натюрмора карандашом.

Этапы построения предварительного эскиза натюрморта: (Слайд 16)

  1. Правильно разместите предметы на листе.
  2. Сравните фрукты и вазу по ширине и высоте методом визирования, определите форму предметов методом анализа.
  3. Выполните линейное построение натюрморта , светотени на предметах.

Практическая работа в графическом редакторе “Paint” (Слайд 17)

- Что такое графический редактор? (Слайд 18)

- Окно какого графического редактора изображено на слайде?

- Какие инструменты графического редактора использовались для создания рисунка, отображенного на слайде?

- Давайте познакомимся со всеми возможными инструментами Paint (Слайд 19)

(Учитель демонстрирует возможности всех рассмотренных инструментов в окне графического редактора Paint.)

- А теперь давайте выполним задание: (Слайд 20)

- Соотнесите название инструментов с их пиктограммами, представленными в таблице. Дайте им характеристику.

- Посмотрите на натюрморт, который вам необходимо нарисовать средствами графического редактора, и определите, какие инструменты графического редактора вам понадобятся для его создания. (Слайд 21)

Последовательность построения эскиза натюрморта в “Paint”:(Слайд 22)

  • провести линию горизонта.
  • нарисовать драпировку.
  • нарисовать вазу.
  • нарисовать апельсин, яблоко возле вазы.
  • копировать яблоко.
  • перенести яблоко в вазу (повторить несколько раз).
  • копировать апельсин.
  • убрать лишние линии.
  • нарисовать собственную тень.

Придадим предметам объём и натуральность (Слайд 23-24)

  • Заливка цветом.
  • Выполнение вазы в горох, с помощью копирывания.
  • Выполнение светотени.

- Какие у вас возникли вопросы? Что не понятно?

- Ребята, пройдите за компьютеры

5. Самостоятельная работа учащихся (Слайд 25)

Контроль со стороны учителя

6. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке о натюрморте?

- О программе“Paint”?

- Назови последовательность светотени?

- Какие основные инструментальные возможности графического редактора вы запомнили?

- Что вызвало затруднение?

7. Выставка работ. (Слайд 22)

Спасибо за урок! (Слайд 23)

8. Домашнее задание.

Параграф 2.10(2) - Босова Л.Л., Информатика 5 класс.