Графические задачи на циклы

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (754 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вид урока: урок изучения нового материала с элементами повторения.

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно ориентированная, программированное обучение, критического мышления.

Время проведения: заключительный урок по теме “Графические задачи на циклы”.

Цели: формирование и развитие умений и навыков применения циклических конструкций, графических возможностей языка Pascal, составление программ на языке Pascal при решении графических задач на циклы.

Задачи урока:

Развивающая:

  • развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, использовать накопленные ранее знания для решения практических задач;
  • развитие логического мышления, умение правильно сформулировать математическую модель и алгоритм решения поставленной задачи;
  • овладение современным стилем программирования;
  • выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.

Обучающая:

  • углубление, обобщение и систематизация знаний о циклических операторах и графических возможностях среды PascalABC, расширение знаний по теме;
  • овладение синтаксисом циклических конструкций, умением строить блок-схем алгоритмов задач с циклами, выполняемыми по заданному условию.
  • формирование умения применять полученные знания при решении графических задач на циклы.

Воспитательная:

  • формирование у обучающихся потребности в практическом использовании языка программирования для решения задач в различных предметных областях.
  • воспитание элементов научного мировоззрения, обращение к истории информатики.
  • воспитание интереса к учению и формирование познавательной активности.
  • воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • значение понятий: алгоритм, исполнитель, программа, цикл, цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием;
  • способы решения задач.

Учащиеся должны уметь:

  • формализовать задачу в виде математических формул;
  • записать разработанный алгоритм решения задачи на языке программирования Pascal.

Материально-техническая база:

  • презентация “Графические задачи на циклы”; (Презентация 1);
  • презентация “Циклы” (Презентация 2);
  • презентация “Графика в PascalABC” (Презентация 3);
  • практическая работа по теме: “Графические задачи на циклы” (Приложение 1);
  • раздаточный материал “практическая работа по теме: “Графические задачи на циклы”” (Приложение 1).
  • электронный тест (Приложение 2).

Оборудование и программное обеспечение:

  • Компьютеры  – 14 шт. (Pentium IV, OC Windows XP/Linux)
  • Microsoft Office 2003/OpenOffice.org, среда программирования Pascal/PascalABC
  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска

План урока

Содержание этапа урока Время Вид и формы работы
1. Организационный момент 1 мин Приветствие
2. Мотивационное начало урока  3 мин Постановка цели и задач урока.
3. Актуализация знаний 5 мин Использование слайдов, работа с “Корзиной” идей, понятий, имен...
4. Изучение нового материала 15 мин Изучение исходного кода программы, набор и отладка программы (Презентация 1),
5. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин Электронный тест (Приложение 2)
6. Физминутка 3 мин. Физминутка
7. Практическая работа  10 мин. Решение  задач на компьютерах. Обработка данных на компьютере (Справка по циклам, Презентация2.ppt, справка по графике в PascalABC Презентация 3)
7. Подведение итогов, домашнее задание 3 мин. Работа в тетради, разъяснение Д/З

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью MS Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Презентация 1, Презентация 2, Презентация 3)

На доске (Презентация 1, слайд 1)

На партах детей разложены: практическая работа по теме: “Графические задачи на циклы” (Приложение1.doc); раздаточный материал (Приложение 2 Домашнее задание)

Преподаватель приветствует обучающихся.

2. Мотивационное начало урока.

Изучение управляющих конструкций "Циклы" в информатике являются важным элементом курса программирования. Целесообразно рассматривать эти конструкции, опираясь на знания, полученные ранее.

На мой взгляд, принципы работы циклических алгоритмов легче понимаются на графических задачах. Поэтому первой темой при решении задач с циклами я предлагаю использовать графические задачи.

Объявление темы и целей урока. (Презентация 1, слайд 2-5)

3. Актуализация знаний.

Работа с “Корзиной” идей, понятий, имен... (Презентация 1, слайд 6)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме урока. На данном уроке предлагаем вспомнить, что такое цикл, какие типы циклов и примеры циклических действий они могут привести.

4. Изучение нового материала

Показан пример использования цикла с параметром (Презентация 1, слайд 7), предусловием (Презентация 1, слайд 8), постусловием (Презентация 1, слайд 9) в графике. Дан текст программы рисования 64 вертикальных линий. Программа реализована для версии PascalABC. При возникновении трудностей, используется Презентация 2, в которой рассматриваются циклические конструкции, показано различие блок-схем цикла с предусловием, постусловием, с параметром при использовании программных скобок Begin End. А также Презентация 3, в которой даны сведения об использования графического модуля в среде PascalABC.

Обучающиеся изучают исходный код программы, выполняют набор и отладку программы предусловием (Презентация 1, слайд 10-12).

5. Обобщение и систематизация знаний.

Решение тестовых заданий (Приложение 2)

6. Физминутка.

7. Практическая работа.

Решение  задач на компьютерах. Начать разбирать задачу вместе на доске, закончить самостоятельно (Презентация 1, слайд 13-15). Осуществляется проверка и самопроверка.

8. Подведение итогов, домашнее задание

На экран выводится слайд с домашним заданием, комментирует условие задач и дает методические рекомендации (Презентация 1, слайд 16). 

Список используемой литературы

  1. Окулов, С.М. Основы программирования / С.М.Окулов. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 440 с.
  2. Окулов, С.М. Задачи по программированию / С.М.Окулов, Т.В.Ашихмина, Н.А.Бушмелева и др; Под ред. С.М.Окулова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 820 с.
  3. Семакин, И.Г. Основы программирования: Учебник / И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. – М.: Матерство; НМЦ СПО; Высшая школа, 2002. – 432 с.
  4. Семакин, И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования / И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр “Академия”, 2012. — 400 с.
  5. Фаронов, В.В. Turbo Pascal: Учебное пособие / В.В.Фаронов. – СПб.: Питер, 2007. – 367 с.
  6. Электронная версия задачника Programming Taskbook Версия 4.6, распространяемая с системой программирования Pascal ABC. Автор М.Э.Абрамян.