Урок с технологией "Дебаты" на тему "Неделя без телевидения в России". 11-й класс

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (469 кБ)


Тип урока: дебаты (как особая форма дискуссии, одного из методов проблемного обучения) с использованием ИКТ

Цели урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования у учащихся практических навыков работы с особой формой дискуссии – дебатами и для систематизации учебной информации, практического применения знаний

Метапредметные:

  • развивать навыки аргументированной монологической и диалогической речи;
  • развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
  • развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.
  • воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.

Личностные:

  • способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам.

Основные инновационные технологии и их элементы, используемые на уроке:

  1. Технология дебаты
  2. Технология проблемного обучения
  3. Технология личностно-ориентированного обучения

Планируемый результат

УУД

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные: 

  • формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов;
  • развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки.

Познавательные:

  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

  • формирование навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции
  • формирование способности формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства.

Обсуждаемые проблемы:

  • С одной стороны: образовательная, информационная, развлекательная роль телевидения.
  • С другой стороны: пропаганда насилия, курения, реклама порой опасной для здоровья продукции, неграмотная и нецензурная речь, а также проблемы зависимости от телевидения, формирование неподвижного образа жизни и т.п.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

На классной доске: тема дебатов, карточки с названиями телевизионных передач, цитаты по теме, образцы речевых клише.

Предварительная подготовка:

  • Изучение лексики по теме «Телевидение в нашей жизни», а также речевых клише для ведения дебатов,
  • Чтение текстов в газете “English”, в журнале “Speak Out” и др. источниках
  • написание эссе по теме, подбор цитат, знакомство с результатами исследований в области влияния телевидения на жизнь людей и т.д.
  • выборы ведущего, секретаря и членов команд “Proposers” и “Opposers” из числа учащихся 11 классов.

Учителя помогают выводить на экран кадры презентации, участвуют в дебатах в качестве зрителей, высказывая своё мнение наравне с учащимися, когда ведущий обращается с вопросами к зрителям.

В конце урока выясняют мнение учащихся и гостей о проведённых дебатах (момент рефлексии).

Формат дебатов:

C:\Users\User\Pictures\дебаты.jpg

  • дебаты ведёт ведущий из числа учащихся (Presenter);
  • участвуют две команды, состоящие из шести человек. Одна команда A (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая B (Opposers) – опровергает его;
  • участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
  • роли и регламент определены заранее;
  • речь участников дебатов не прописывается заранее. Предполагается, что они должны опираться в своём выступлении на проработанный предварительно материал и на свой личный жизненный опыт;
  • речь ведущего частично прописывается, так как она в определённой степени определяет ход дебатов, последовательность (являясь чем-то вроде «каркаса») и должна отвечать требованиям этикета. Однако, возможна импровизация, так как невозможно полностью предугадать ход игры, возможные реплики, учитывая спонтанность речи выступающих;
  • за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper),
  • по окончании игры зрители и все участники участвуют в голосовании, чтобы принять решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными; голосование проводится поднятием зелёной (за предложение) или красной (против) карточек.
  • команда, набравшая большее количество голосов, побеждает.

Схема проведения дебатов:

I. Организационно-мотивационный этап.

Ведущий (Presenter – из числа учащихся) приветствует собравшихся и сообщает о теме дебатов (the Motion) – We are going to have a debate:

Do we need an All-Russia TV-Turnoff Week?”

Представляет секретаря (Time-keeper).

Затем ведущий представляет поочерёдно команды и сообщает, кто из них “Proposers” (выдвигают предложение о проведении в России акции «Неделя без телевидения» с целью привлечения внимания общественности к проблемам, связанным с телевидением»), кто “Opposers” (выступают против проведения такой акции).

Команды сидят двумя группами, каждая буквой «П» за сдвинутыми вместе тремя столами, напротив зрителей.

Прежде чем дать слово командам, ведущий предлагает ещё раз повторить правила проведения дебатов и советы Спикерам. Правила выведены на экран (компьютерная презентация).

Затем ведущий даёт возможность командам немного собраться с мыслями и договориться об очерёдности выступления внутри своей группы (5 мин.).

II. Этап актуализации знаний (умение применять полученные знания на практике).

В это время ведущий беседует со зрителями, задавая им вопросы о, как часто и как долго они обычно смотрят телевизор, какие передачи предпочитают и почему.

Затем предоставляет поочередно слово командам.

Первые получают слово “Proposers”. Их лидер сообщает о предложении команды. Затем члены команды (их всего шесть, вместе с лидером) озвучивают свои аргументы. Среди аргументов: насилие на экране (в новостях, в фильмах, в различных ток-шоу, шоу, даже в мультфильмах), невольная пропаганда курения (курят герои фильмов, участники различных передач), обилие рекламы, порой даже опасной для здоровья и финансового благополучия граждан, неграмотная речь, порой даже нецензурная речь с экрана, невысокое качество некоторых передач, неэтичное вторжение в личную жизнь граждан, а также формирует зависимость зрителей, которые уже не могут жить без телевидения и проводят у экранов всё свободное от работы время и учёбы время, а порой и во вред работе и учёбе, ведёт к обездвижению и полноте, ухудшению зрения и вообще здоровья, и т.п.).

Далее слово предоставляется команде “Opposers”. Которые заявляют о своём несогласии с предложением команды “Proposers” и выдвигают свои аргументы: образовательная, информационная, культурно-просветительская развлекательная роль телевидения, телевидение объединяет людей разных стран (например, во время трансляции событий Олимпийских игр), является порой единственным источником информации для людей с ограниченными физическими возможностями и жителей удалённых районов и т.п.

После того, как обе команды высказались, они получают возможность задать друг другу вопросы (2 мин.)

Зрителям предлагается задать вопросы командам (3 мин.).

Ведущий обращается с вопросом к учителям, как представителям старшего поколения. Чтобы узнать их отношение к проблемам телевидения. Учителя высказывают своё мнение. (2 мин.)

Далее командам предоставляется по три минуты для того, чтобы привести свои контраргументы.

После этого ведущий объявляет о проведении голосования, ещё раз напоминает, что именно ставится на голосование, какой карточкой можно проголосовать за, а какой карточкой против.

Проводится голосование.

Таймкипер подсчитывает количество карточек зелёного и красного цвета, сообщает ведущему. Ведущий объявляет всем присутствующим о результатах голосования.

III. Рефлексия (самооценка и самоанализ деятельности.)

Учителя благодарят ведущего, таймкипера и участников дебатов. Предлагают учащимся и гостям высказать своё мнение об уроке, было ли им интересно, считают ли они такую форму полезной, узнали ли они что-то новое и научились ли чему-то новому. Вместе с учащимися оценивают качество аргументации команд. Сообщают оценки участникам команд, ведущим и наиболее активным зрителям.

Домашнее задание: написать сочинение (Opinion Essay) на одну из тем:

    1. Many people believe that numerous advantages of television are outweighed by the fact that it has destroyed communication among friends and family. Others believe it is not so important, and TV’s advantages outweigh its disadvantages.
    2. According to a number of surveys people watch TV too much, which has a negative effect on their health. However, some people believe health hazards of television are exaggerated.

Примерные слова ведущего и некоторые предполагаемые слова участников:

- Dear friends. First of all, let’s revise the rules of the debates. Let’s read them:

*Work as a team and always support each other.

*Listen to your opponents carefully.

*Make notes while your opponents are speaking to keep track of their ideas.

*Try to answer your opponents’ questions giving reasons for your opinion.

*Be polite and disciplined during the debate.

*Never interrupt each other.

*Don’t speak longer than the set time limit

Well, now let’s see what is necessary to be a good speaker.

*Demonstrate a good knowledge of the topic

*Use examples and facts to support the arguments

*Show enthusiasm and confidence

*Try to answer the questions even if they are tough

*Speak loudly and clearly

Для ведущего (For the Chair)

  • Ladies and gentlemen, could I have your attention, please.
  • Let me open / close the discussion...
  • I give the floor to...
  • May I ask you to...
  • Unfortunately, your time is up.
  • Does the audience have any questions?
  • I invite the audience to vote for the decision.

Для участников дебатов:

Пытаясь повлиять на мнение оппонента (Trying to change someone’s opinion):

  • Yes, but do you really think...
  • Yes, but look at it like this...
  • I agree, but on the other hand...
  • That’s true, but if you look at it from the point of view...

Слова для одобрения и неодобрения (Saying you approve / disapprove):

  • That’s a good idea.
  • I’m all for it.
  • I approve of...
  • I disapprove of...

Слова для убеждения (Language for persuasion):

  • I can assure you that…
  • I urge you to…
  • I call upon you to…
  • I (we) appeal to you to…
  • You need to think about…
  • The truth /fact is that …
  • Believe me, …

Некоторые идеи, обсуждавшиеся на предыдущих уроках (Some ideas):

  • Educational values
  • Role models
  • Mind-expanding
  • Exposure for violent scenes
  • Copy violent behaviour
  • Violation of human rights
  • Become addicted to television
  • Distract from duties
  • Integral part of progress

Некоторые аргументы за и против телевидения, обсуждавшиеся на предыдущих уроках (Some common arguments for and against television discussed at the previous lessons)

FOR

  • Television brings the world into our liv­ing-room. We see people in our country and in other lands, and learn of their cus­toms, occupations, opinions, problems.
  • We get a great amount of infor­mation. We become better informed by watching documentaries, science programmes, discussions.
  • It gives wonderful possibilities for education. We see great events which will pass into history. We can see fa­mous people.
  • We become more cultured people by learning more in the arts.
  • It enriches our intellect, gives us opportunities to see the best actors and performances.
  • Television helps us to relax after a day’s hard work.

AGAINST

  • Television is doing a lot of harm. Some pupils do their homework in front of the television set. Others rush (выполнять поспешно) through their homework so they can watch television. Some pupils are so attracted to television that they do not do their homework at all.
  • Many people do not concentrate when viewing - so their time is largely wasted.
  • Some children have made televi­sion their main leisure activity. We begin to forget other ways to occupy our spare time.
  • Television may lead to poor health through lack of exercise, eyestrain {напряжение для глаз).
  • People begin to forget the art of conversation. They sit in front of their television sets instead of visiting their friends and relatives.
  • We get so lazy, that we choose to spend a fine day glued (не отрывая взгляда) to our TV sets.

Однако участники дебатов сами выбирают аргументы за и против, и не только из рекомендованного списка, подкрепляя их своими примерами, стараясь сделать свою речь как можно более убедительной. Свои выступления участники продумывают сами. Причём, полностью подготовить свою речь они не могут заранее, так как не знают, о чём будут говорить оппоненты. Контраргументы и полемика участников дебатов – спонтанная речь.

Материал для слайдов компьютерной презентации готовят представители обеих команд и учителя.

Презентация иллюстрирует тему дебатов, отдельные проблемы, результаты некоторых исследований, приводимых в качестве примера, некоторые цитаты.

Литература

  1. Television in our life. English. Издательский Дом «1 сентября». 27/2000 page 12
  2. Reality TV. Speak Out. № 3(55) май-июнь 2006. Стр.8-10
  3. Дебаты. Methods of Teaching. English. Издательский Дом «1 сентября». 5/2010 page 16
  4. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах. Морозова Ирина Глебовна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики, Москва
  5. Т.В. Светенко “Путеводитель по дебатам”, М., Бонфи, 2001
  6. How to Hold a Good Debate in School. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ehow.com/how_8625703_hold-good-debate-school.html
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.DrDouglas.org, www.actagainstviolence.org
  8. TamingTV.Turn Off The Violence. P.O. Box 27558 Minneapolis, MN 55415 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reusda.gov/pavnet/cf/cfturn.htm
  9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2004 byRonKaufman @ TurnOffYourTV.com