Правописание безударных гласных в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока: формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных; развивать умение строить предложение и текст; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: мультимедийное оборудование, орфографический словарь П.А. Грушникова; стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора!»; карточки с безударными гласными а, о, и, е, я; карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)

– Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)

– А чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило.)

– А как вы готовились к сегодняшнему уроку?

– С каким настроением вы пришли на урок?

– Посмотрите на рисунки. Какое настроение соответствует вашему?

– Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!

II. Работа со словарем.

Дети работают со словарем П.А. Грушникова по этапам.

  1. Чтение слов на стр. 12 (второй столбик).
  2. Выяснение лексического значения незнакомых слов.
  3. Чтение слова с удвоенной согласной (второклассник).
  4. Чтение слова из двух слогов.
  5. Какие слова нельзя переносить? Почему?

III. Постановка задачи.

Отправь ракеты к своим планетам.

А О Я И Е
В . лна В . терок Л . сток П . руса Гр . да

(Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ).

– В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

– Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

– Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

На доске. Осень наступила.

– Какие изменения в природе произошли с приходом осени? (Трава завяла и засохла. Листья на деревьях желтеют и опадают. Дни стали короче, на улице холодно. Птицы улетают на юг.)

– Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора!»

– Что очаровало автора? (Прощальная краса. Пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса.)

– Что обозначает слово багрец? (Это значит красный.)

– Назовите слова с безударными гласными в корне. (Это пора, краса, увяданье, леса, волнистою, небеса, зимы.)

– Выдели части слова, в которых пропущена буква?

– Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)

– Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)

– Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

– Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

IV. Минутка чистописания.

Давайте гласные буквы а, о, и, е, я свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.

– Как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением? (Словарные.)

V. Словарная работа.

Отгадки ученики записывают в тетрадь

  • Птичка – невеличка ножки имеет,
    А ходить не умеет.
    Хочет сделать шажок –
    Получается прыжок. (Воробей)

  • Непоседа пестрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

  • Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели,
    Голосистее, нежней?
    Кто же это?...... (Соловей)

  • Встали братья на ходули,
    Ищут корма по пути.
    На бегу ли, на ходу ли
    Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

  • Он в своей лесной палатке
    Носит пестренький халатик,
    Он деревья лечит,
    Постучит – легче. (Дятел)

  • Днем спит,
    А ночью летает,
    Людей пугает. (Сова)

  • Какие птицы остаются зимовать в наших краях? (Дятел, воробей, сорока, сова.)

  • Как помочь зимующим птицам? (Подкармливать.)

  • Какие птицы улетают в теплые края? (Журавли, соловьи.)

  • В каком слове безударную гласную можно проверить? (В слове сова.)

После записи словарных слов ученики записывают ассоциации к слову дятел.

л л д
дятел дятел дятел
с ч р
и е
т в
о

VI. Физминутка.

VII. Моделирование алгоритма.

Дети вместе с учителем моделируют алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

  1. Определяю часть слова;
  2. Слышу в корне безударный гласный;
  3. Ставлю его под ударение;
  4. Под ударением …;
  5. Пишу ту же гласную в корне слова.

(Сравнение с учебником)

VIII. Закрепление.

– Из текста, выпишите слова с безударными гласными в корне, напишите к ним проверочные.

На утренних и в…черних зорях все л…сные жители подают свои г…л…са. П…щат рябчики. Скр..пят жуки. Тр..щат сойки.

вече´рних – ве´чер голоса´ – го´лос, отголо´сок

пища´т – писк скрипя´т – скрип

треща´т – треск

*** Работа с карточками.

– Сейчас я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и устно подбирать проверочное слово.

Ос…нь, т..мнота, з…леный, кр..снеют, л…ства, р…ды, т…шина, п…хучий, др..жит.

– Запишите предложение. В лесу на краю озера остановились на отдых журавли.

(Ученик у доски комментирует и записывает предложение, обозначает известные орфограммы.)

*** Работа творческая в парах с карточками – тестами. Взаимооценка.

Первой группе учеников: составить и записать рассказ, используя слова и словосочетания, записанные на карточках.

Жаркое лето, дни короче, серые тучи, трава, цветы, листья на деревьях, птицы, осень.

Другой группе: списать и вставить пропущенные буквы.

Отг..в…рила роща з..л..тая
Бер…зовым в..селым языком,
И журавли, печально прол..тая,
Уж не ж…леют больше ни о ком.

Цифровой диктант с последующей проверкой.

  гн…здо
1. А ос…нь
  пр…мой
2. О п…сьмо
  м…ряк
3. И с…лить
  тр…ва
4. Е б…да
  м…сной
5. Я ч…сло

Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.

(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)

IX. Итог урока.

– Какое правило нам помог изучить человечек Пкчаг?

– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

– Зачем нужно знать и помнить это правило?

– Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

X. Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный шарик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;

Тот, кому было что-то непонятно на уроке – зелёный шарик.

За работу на уроке я выставила такие оценки …

XI. Домашнее задание.