Модифицированная программа развития и коррекции зрительного восприятия, моторной координации и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


I. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в обучении. Успеваемость для детей этого возраста – главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию.

Задача педагога и школьного психолога – помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно – то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, – и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Данная программа направлена, прежде всего, на коррекцию зрительно-пространственного восприятия, моторной координации и пространственного мышления. Как известно, ощущение и восприятие – те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения обратить внимание на коррекцию психической функции, “поставляющей материал” познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.

Цель программы: развитие и коррекция зрительного восприятия, моторной координации и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • освоение “схемы тела” (формирование представлений о структуре и строении собственного тела и овладение понятиями, обозначающими части тела), определение уровня сформированности сомато-пространственной организации предметных действий;
  • диагностика умения ориентироваться в пространстве, формирование зрительно-пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально-образного эквивалента окружающего пространства (понятий, значений, символов, обозначающих реальные явления и факты) в сознании ребенка;
  • развитие зрительного восприятия пространства и наглядно-образного мышления;
  • развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, воображения.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия. Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-45 минут. Оптимальный размер группы – 2-6 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме внеклассной работы после учебных занятий.

Принципы проведения развивающих и коррекционных занятий:

  1. Игры и упражнения проводятся от крупномоторных к мелкомоторным движениям.
  2. Чередование динамики и статики.
  3. Чередование напряжения и расслабления.
  4. Более трудные игры и упражнения чередуются с более легкими.

Учебно-тематический план развивающей и коррекционной программы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тема I.

Вводное занятие.

Занятие 1.

Знакомство. Правила техники безопасности.

Постановка целей и задач, знакомство с планами на учебный год.

1 час
Тема II. Сформированность представлений о “схеме тела”.

Я и пространство вокруг меня.

Занятие 2, 3.

Упражнение “Схема тела”.
Развивающая игра “Исследуем комнату”.
Подвижная игра “Кочки на болоте”.

2 часа
Занятие 4, 5.

Подвижная игра “Всадник и черепаха”.
Развивающая игра  “Предметы в комнате”.
Игра-балансировка “Кочки на болоте”.

2 часа
Занятие 6.

Подвижная игра “Кочки на болоте”.
Загадки “Где находятся предметы?”
Дидактическая игра “Предлоги”.

1 час
Занятие 7.

Подвижная игра “Кочки на болоте”.
Напольная игра “Гонщик”.
Развивающая игра “Клад”.

1 час
Занятие 8.

Подвижная игра “Делай как я”.
Развивающая игра “Поиск сокровищ”.
Игра-балансировка “Шарик в лабиринте”.

1 час
Занятие 9.

Подвижные игры “Мальчик-девочка наоборот”.
Развивающая игра “Поиск сокровищ”.
Игра-балансировка “Шарик в лабиринте”.

1 час
Занятие 10.

Подвижная игра “Зарядка”.
Развивающая игра “Бамболео”.
Упражнение “Где что находится”.

1 час

Применение игровых пособий способствует развитию координации движений, обогащению сенсорного опыта, развитию пространственной ориентации, развитию внимания, зрительной и тактильной памяти, воссоздающего воображения, усвоению зрительного и кинестетического образа букв и цифр, формированию навыка следования инструкции, мелкой моторики, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук, развитию самоконтроля, выдержки и настойчивости, формированию навыков коммуникации.

Рассмотрим функциональные возможности воздействия некоторых игр на ребенка:

  • Игра “Бамбалео” – зрительно-моторная координация, различение геометрических форм, соотнесение размеров, концентрация и распределение внимания, логическое мышление, координация движений тела, снятие тревожности;
  • “Баррикадо” – зрительно-моторная координация, кинестетические ощущения и память, самоконтроль, координация движений тела, выдержка, упорство, усидчивость;
  • “Доска на роликах” – зрительно-моторная координация, ориентация в пространстве, соотнесение размеров, развитие речи, самоконтроль;
  • “Зоопарк из Тарамбуко” – сенсорные ощущения и память, воображение, различение цветов, соотнесение размеров, сравнение на ощупь, координация движений пальцев, снятие тревожности, развитие речи, коммуникативные навыки;
  • “Кочки на болоте” – кинестетические ощущения и память, различение геометрических форм, ориентация в пространстве, Объем и распределение внимания, навык равновесия, логическое мышление, навык следования инструкции, снятие агрессивности, коммуникативные навыки и др. игры.

В комплект “психомоторной” комнаты входит 22 игры и игровой комплект “Пертра”.

“Психомоторная” комната является формой психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, защитой от школьных нагрузок, снятием тревожности и развитием высших психических функций. В результате игры дети становятся спокойнее, уравновешеннее, заботливее и внимательнее друг к другу.

Вашему вниманию представлена часть комплекса из 10 занятий в психомоторной комнате, состоящая из двух блоков. Первый блок: сформированность представлений о “схеме тела”. Я и пространство вокруг меня. Второй блок: развивающие занятия с применением игрового пособия “ПЕРТРА”.

Тема I. Вводное занятие.

Занятие 1. Упражнение “Приветствие — улыбка”.

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые, непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Правила техники безопасности в психомоторной комнате.

Знакомство с планами на учебный год и оборудованием психомоторной комнаты.

Упражнение “Невесомость”.

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок, и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Можно прочитать детям отрывок из книги Н. Носова “Незнайка на Луне”.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше первое занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Тема II. Сформированность представлений о “схеме тела”. Я и пространство вокруг меня.

Занятие 2, 3. Упражнение “Приветствие — улыбка”.

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые, непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Упражнение “Схема тела”.

Цель: определить уровень ориентации в строении собственного тела; выявить степень владения понятиями “лево – право”.

Ведущий: “Давайте сядем удобно, чтобы не мешать, друг другу и чтобы я всех вас видела. Сейчас я буду давать команды, а вы должны постараться точно и быстро их выполнять. Задание несложное, думаю, что у всех оно получиться. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку”.

Дети выполняют задание, ведущий правильность выполнения. При наличии ошибки необходимо уточнить у ребенка: “Это действительно твоя правая рука? Давай все-таки определим точно, где у тебя правая, а где – левая”.

При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и могут копировать их ошибочные действия. Если имеет место подобное поведение, следует попросить детей думать самостоятельно и не повторять чужие ошибки.

“Теперь поднимите вверх свою левую руку… Хорошо. Покажите где у вас правая нога? Левая?”

Далее следует попросить детей показать у себя – правое колено, ухо, глаз и т. д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.

Развивающая игра “Исследуем комнату”.

Цель: помощь в освоении понятий “выше – ниже”, “дальше – ближе”, развитие умения применять эти понятия.

Ведущий. “Таня, опиши, пожалуйста, что в комнате расположено выше тебя? Дима, а что расположено ниже уровня твоих колен? Катя, что находиться дальше, чем твоя рука? Маша, какие вещи в комнате ниже, чем запястье твоей руки? Саша, что расположено ближе к твоему лицу, чем твое колено?” – и т.д. Если у ребенка возникают затруднения, следует прибегнуть к помощи остальных участников. Для того, чтобы дети давали разнообразные ответы, можно попросить их перемещаться в пространстве комнаты.

Подвижная игра “Кочки на болоте”.

Цель: развитие навыка балансировки и координации движений, пространственных ориентаций и осознания схемы собственного тела, коммуникативных навыков.

Полушария укладываются по кругу на расстоянии в один шаг друг от друга плоской стороной вниз. Возле каждого полушария стоит один ребенок. Сначала выполняются простые упражнения.

Петляние. Все дети движутся друг за другом в одном направлении, огибая кочки до тех пор, пока каждый не вернется к своему исходному полушарию.

Кенгуру. Дети скачут по кругу друг за другом, перепрыгивая через кочки, до исходного места. Разрешается прыгать на одной или на двух ногах.

Упражнение “Невесомость”.

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Можно прочитать детям отрывок из книги Н. Носова “Незнайка на Луне”.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 4, 5. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками
  • плечиками
  • носиками

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Упражнение “Схема тела”.

Цель: определить уровень ориентации в строении собственного тела; выявить степень владения понятиями “лево – право”.

Ведущий: “Давайте сядем удобно, чтобы не мешать, друг другу и чтобы я всех вас видела. Сейчас я буду давать команды, а вы должны постараться точно и быстро их выполнять. Задание несложное, думаю, что у всех оно получиться. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку”.

“Теперь поднимите вверх свою левую руку… Хорошо. Покажите где у вас правая нога? Левая?”

Далее следует попросить детей показать у себя – правое колено, ухо, глаз и т. д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.

“Хорошо, молодцы. А теперь покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой – левый глаз. Левой рукой – правое ухо”, и т.д. Ведущий предлагает столько вариантов команд, сколько необходимо.

Подвижная игра “Всадник и черепаха”.

Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков, снятие мышечного напряжения и предупреждение агрессивности, развитие координации движений.

Ребенок встает ногами на спину черепахи и переносит центр тяжести своего тела с одной ноги на другую. Задача игрока быстрей “дойти” до финиша не упав с черепахи.

Если ребенку не удается заставить черепаху двигаться стоя на ней, можно предложить ему попробовать передвигаться, сидя на черепахе.

Ребенок садится на спину черепахи. Ноги находятся на полу. Перенося, центр тяжести справа налево, или наоборот, ребенок приводит черепаху в движение.

Развивающая игра “Предметы в комнате”.

Цель: дать определение понятиям “выше – ниже”, “впереди – сзади – сбоку”, “дальше – ближе”, “длиннее – короче – равно”, “уже – шире”; помочь детям в овладении этими понятиями; сформировать умение сопоставлять различные предметы и части собственного тела по перечисленным выше основаниям.

Ведущий раздает участникам карточки с написанными на них понятиями и напоминает об упражнении, которое было на прошлом занятии: “В прошлый раз мы отвечали на вопросы о том, что находиться ближе – дальше, выше – ниже, впереди – сзади вас. Я задавала вам вопросы, а вы на них отвечали. Сегодня я предлагаю вам самим попробовать придумать такие вопросы.

У каждого из вас есть карточка, где написаны слова, с каждым словом нужно придумать как минимум один вопрос. Вы придумываете вопрос и выбираете того, кто должен на него ответить.

Можно немножко изменить вопросы, не обязательно соотносить предметы в комнате с местоположением человека. Попробуйте спросить о том, как расположены предметы по отношению друг к другу. Например: “Дима, что находиться дальше стола, на котором лежит твоя тетрадь? Маша, какие вещи в комнате уже, чем поверхность этого стола?

Какие предметы в комнате расположены выше нижней полки шкафа? Какие предметы в комнате длиннее, чем подоконник окна? – и т.д.

Игра-балансировка “Кочки на болоте”.

Цель: развитие навыка балансировки и координации движений, пространственных ориентаций и осознания схемы собственного тела, коммуникативных навыков.

Уложить по два полушария плоской стороной вниз возле каждого ученика. Ребенку необходимо удержаться на нем, стоя на двух ногах.

При том, же положении балансировочного полушария постараться

удержаться, стоя на одной ноге.

Установить полушарие плоской стороной вверх и удержаться на нем, стоя сначала на двух ногах, а затем – на одной ноге.

Уложить полушария рядом друг с другом плоской стороной вниз и перебираться с полушария на следующее.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 6. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками
  • плечиками
  • носиками

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Подвижная игра “Кочки на болоте”.

Цель: развитие навыка балансировки и координации движений, пространственных ориентаций и осознания схемы собственного тела, коммуникативных навыков.

Уложить полушария в виде окружности плоской стороной вниз. Дети движутся по кругу, при этом одна нога наступает на кочку, а вторая остается на полу.

Уложить полушария плоской стороной вниз на расстоянии не более 50 см друг от друга и перешагивать с одного на другое.

Уложить полушария плоской стороной вверх на том же расстоянии и перешагивать с одного на другое.

Загадки “Где находятся предметы?”

Цель: помочь детям освоить понятия “выше – ниже”, “впереди – сзади – сбоку”, “дальше – ближе”, “длиннее – короче – равно”, “уже – шире” на материале внутреннего пространства психомоторной комнаты, овладеть грамматическими конструкциями, включающими пространственные категории; развивать способность сравнивать предметы между собой.

Ребятам предлагается придумать загадки. Каждый из участников должен выбрать в комнате какой-либо предмет и, не называя его описать его месторасположение и размеры относительно других вещей в комнате. Остальные участники должны догадаться, какой предмет имеется в виду. Если описание слишком схематичное или неточное, ведущий должен помочь описать положение предмета точнее с помощью наводящих вопросов.

Ведущий: “Сейчас мы будем придумывать загадки. Каждый из вас должен будет загадать какой-либо предмет в комнате и, не называя его, описать, где расположен этот предмет: ближе, дальше других вещей, больше или меньше он тех или иных предметов. Первую загадку задаю я: “Этот предмет расположен дальше стола, но ближе шкафа. Он ниже, чем подоконник, но выше нижнего ящика шкафа, он шире, чем подоконник, и стоит слева от него. Что это?

Дидактическая игра “Предлоги”.

Цель: развитие способности описывать положение предметов в пространстве относительно друг друга; развитие экспрессивной речи учащихся, овладение грамматическими конструкциями, выражающими пространственную локализацию предметов.

Мелкие предметы в беспорядке разложены на столе, за которым сидят все участники.

Ведущий: “Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадки о предметах, которые лежат на этом столе. Вы должны отгадать, какой предмет я имею в виду. Итак:

  • Саша, какой предмет лежит под спичечной коробкой?
  • Какой предмет находится возле карандаша и выглядывает из-под тетради? – и т.д.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 7. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками;
  • плечиками;
  • носиками.

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Подвижная игра “Кочки на болоте”.

Цель: развитие навыка балансировки и координации движений, пространственных ориентаций и осознания схемы собственного тела, коммуникативных навыков.

Уложить полушария в два ряда плоской стороной вниз и перешагивать с одного на другое, наступая левой ногой на полушария из одного ряда, а правой – на полушария из другого.

Кто построит самую длинную дорогу? Играют команды по два человека. Команды должны пройти, начиная от стартовой линии, как можно дальше вперед, проложив себе дорогу из балансировочных полушарий.

Ход игры: одна пара полушарий лежит на полу, рядом с ней находится первый член команды, “бегун”. Вторая пара полушарий – в руках у второго игрока команды, “строителя”. По сигналу “бегун” встает на первую пару полушарий. “Строитель” устанавливает вторую пару полушарий перед “бегуном”. “Бегун” продвигается вперед, перешагивая на уложенную только, что вторую пару полушарий. В это время “Строитель” прокладывает путь дальше, убирая пару полушарий, оставшуюся позади “бегуна”, и устанавливая ее перед “бегуном”. Строительство дороги заканчивается, когда “бегун” случайно коснется пола.

Напольная игра “Гонщик”.

Цель: развитие координации движений, пространственной ориентации, внимания, зрительной и тактильной памяти, развитие навыка анализа своей деятельности и составления алгоритма, описывающего её, формирование навыка следования инструкции.

Ребенку предлагается выполнить первое задание из блокнота и предоставляется возможность разобраться с принципом передвижения фишек (какую фишку, в какой прорези следует располагать и в какой момент ее можно туда передвинуть). Педагог показывает на примере одного задания, что существует несколько вариантов передвижения фишек, и выбирает вместе с детьми наиболее рациональный способ решения данного задания.

Развивающая игра “Клад”.

Цель: развитие восприятия расположения предметов в пространстве; развитие экспрессивной речи учащихся.

Ведущий называет исполнителя (все участники поочередно должны побывать в этой роли), который на короткое время выходит из комнаты. В его отсутствие ведущий прячет в комнате какой-нибудь привлекательный для детей предмет, который может остаться у ребенка в качестве подарка. Возвращают в комнату “искателя клада”, и он, подчиняясь вербальным командам взрослого, должен найти спрятанный предмет. Ведущий должен в своей речи максимально использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов. Можно даже преднамеренно усложнить маршрут к “кладу”. Например: “Иди до первого стула слева от тебя. Возле него поверни налево. Перешагни через портфель. Возьми стул, который стоит ближе к шкафу. Поставь его сзади себя и иди прямо. Между третьим и четвертым столами под стулом, который стоит дальше от тебя…” и т.д. Остальные участники группы следят за правильностью исполнения команд ведущего.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие № 8. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками;
  • плечиками;
  • носиками.

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Подвижная игра “Делай как я”.

Цель: развитие сомато-пространственных представлений.

Участники должны так расположиться в комнате, чтобы не мешать друг другу и видеть ведущего. Ведущий показывает симметричные и ассиметричные движения а) рук, б) кистей в) пальцев. Дети должны безошибочно повторить эти движения за ведущим. После того как дети освоят условия выполнения упражнения, можно предложить им сыграть в игру на выбывание: тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Развивающая игра “Поиск сокровищ”.

Цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов, пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов.

Игра проводиться с использованием плана учебной комнаты. Ведущий предлагает в тетрадях на отдельной странице нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием, один из участников – “искатель клада” – выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего ученика место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглашается первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находиться спрятанный предмет. Все участники поочередно должны побывать и в роли водящего, и в роли “искателя клада”.

Игра-балансировка “Шарик в лабиринте”.

Цель: развитие умения балансировать, координации движений, осознанию схемы собственного тела.

Для знакомства с пособием полезно провести шарик по лабиринту, удерживая основу руками. Основа может лежать на столе, на коленях или на полу, накладка не применяется. Ладони кладутся на специальные платформы, пальцы растопырены. Балансируя, шарик приводиться в движение. Цель: загнать шарик в центр лабиринта.

Упражнение “Доброе пожелание”

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 9. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками;
  • плечиками;
  • носиками.

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Подвижные игры “Мальчик – девочка наоборот”.

Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями, снижение двигательной расторможенности и негативизма.

Все гости выстраиваются друг за другом “паровозиком”: сначала все девочки, а за ними – мальчики. Участники игры должны двигаться по комнате и на все вопросы ведущего отвечать: девочки – всегда “да”, а мальчики – всегда “нет”.

Вопросы ведущего:

– Девочки, вы любите ходить в школу? (Да)

– А вы, мальчики, любите ходить в школу? (Нет)

– Девочки, вы любите учить уроки? (Да)

– А вы, мальчики, любите учить уроки? (Нет)

– Девочки, вы любите писать контрольные? (Да)

– А вы, мальчики, любите писать контрольные? (Нет)

– Девочки, вы любите этих мальчиков? (Да)

– А вы, мальчики, любите этих девочек? (Нет)

  “А чего же вы за ними ходите?” – резонно задает последний вопрос ведущий. В ответ – громкий смех...

Развивающая игра “Поиск сокровищ”.

Цель: развитие восприятия пространственного расположения предметов, пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов.

Игра проводиться с использованием плана учебной комнаты. Ведущий предлагает в тетрадях на отдельной странице нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием, один из участников – “искатель клада” – выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего ученика место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглашается первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находиться спрятанный предмет. Все участники поочередно должны побывать и в роли водящего, и в роли “искателя клада”.

Игра-балансировка “Шарик в лабиринте”.

Цель: развитие умения балансировать, координации движений, осознанию схемы собственного тела.

Для знакомства с пособием полезно провести шарик по лабиринту, удерживая основу руками. Основа может лежать на столе, на коленях или на полу, накладка не применяется. Ладони кладутся на специальные платформы, пальцы растопырены. Балансируя, шарик приводиться в движение. Цель: загнать шарик в центр лабиринта.

Играют вдвоем. Рука одного игрока лежит на одной стороне основы, другого игрока – на другой.

На следующем этапе рекомендуется обучить детей балансировке на основе. Когда ребенок научиться сохранять равновесие, можно проводить шарик по лабиринту основы.

Упражнение “Доброе пожелание”.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 10. Упражнение “Волшебный городок”.

Ведущий рассказывает детям о волшебном городе, в котором жители здороваются необычными способами:

  • коленочками
  • плечиками
  • носиками

Под музыку дети выполняют упражнение.

“Вы все сейчас стали жителями волшебного города. Все жители очень любят гулять на главной площади, где находятся большие часы с боем. Когда часы пробивают 1 раз, жители города здороваются коленочками; когда часы пробивают 2 раза, – плечиками; 3 раза – носиками”.

Подвижная игра “Зарядка”.

Цель: развитие сомато-пространственных действий, освоение их словесного обозначения.

Участникам нужно напомнить, как выполнялось упражнение “Делай, как я” на предыдущем занятии. Однако ведущий оговаривает: “Только сегодня я уже не буду показывать вам различные движения, как в прошлый раз, а просто буду давать словесные команды, которые вы должны выполнить не ошибаясь. Например, я скажу: “Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед”. Сделайте это, пожалуйста. “ Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Напоминаю, что неразумно копировать чужие ошибки, – лучше, если каждый будет думать самостоятельно”. После инструкции ведущий предлагает разные команды, все более усложняющиеся, на движение рук, кистей и пальцев. Например:

  • Поверните кисть правой руки ладонью ко мне, а левую – ребром ладони ко мне.
  • Покажите мне второй и пятый пальцы правой руки и первый палец левой.

Развивающая игра “Бамболео”.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, формирование умений различать пространственные фигуры, опытным путем познакомить учащихся с законами статики и механики.

Игроки по очереди начинают устанавливать на доске деревянные фигуры на своем поле. За один ход игроку разрешается поставить только одну фигуру. За каждую поставленную фигуру игрок получает один балл. Если фигура нарушает равновесие доски, он может сразу снять ее. В этом случае он передает ход противнику.

Упражнение “Где что находиться”.

Цель: развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов, экспрессивной речи учащихся.

Инструкция ведущего: “А сейчас, пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее вспомнить свою комнату и расскажите нам, как она выглядит, что в ней расположено. Для того чтобы нам было понятнее, поместите себя в определеннее место в комнате и назовите его нам. Например, “Вы будете сидеть на стуле у письменного стола или стоять у окна”. Ведущий может задавать провоцирующие вопросы типа: “Хорошо, кресло стоит справа от тебя. А по отношению к дивану, который находиться, как ты сказал, напротив тебя, как расположено кресло?”

Упражнение “Доброе пожелание”.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Продолжение следует.

Литература

  1. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М: Генезис, 2009. – 216 с.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
  3. На занятии используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, А. С. Сиротюка.
  4. Пшеничная Н. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 180 с.
  5. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. практикум для детского психолога.– Изд.3-е.– Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 314.
  6. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.